Решение Приморского краевого суда
от 23 ноября 2017 г. по делу N 3а-214/17
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ровенко П.А.
при секретаре Х.
с участием представителя Тарасенко Н.Г. - Х, представителя Думы города Владивостока Х, представителя Администрации города Владивостока Х, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Приморского края Х
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тарасенко Н.Г. о признании не действующими в части Генерального плана Владивостокского городского округа, утверждённого решением Думы города Владивостока от хх года N хх, и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённых решением Думы города Владивостока от ххх года N ххх
установил:
ххх года Думой города Владивостока принято решение N хх "Об утверждении генерального плана Владивостокского городского округа", которое было официально опубликовано в следующих печатных изданиях: "Х", ххх года, N хх; "Х", хх года, N хх (хх); в газете "Хх", ххх года, N хх (хх).
ххх года Думой города Владивостока принято решение N хх "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", которое было официально опубликовано хххх года в газете "Х", N хх(хх), и хх года в печатном издании "Х", N х(х).
ххх года Тарасенко Н.Г. обратилась в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Генерального плана Владивостокского городского округа, утверждённого решением Думы города Владивостока от ххх ххх года N ххх (далее - Генеральный план Владивостокского городского округа), и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённых решением Думы города Владивостока от хххх года N хх (далее - Правила землепользования и застройки), в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером ххх, площадью ххх кв. м., расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Хххх, д. хххх, функциональной зоны производственно-коммунальных объектов и территориальной зоны производственно-коммунальных объектов хх класса вредности (ххх).
В обоснование своих требований административный истец указал, что на земельном участке с кадастровым номером хххх расположен многоквартирный жилой дом (адрес объекта: Приморский край, г. Хххх, ул. Хххххх, д. ххх), введённый в эксплуатацию в ххх году. Квартира N хх в данном жилом многоквартирном доме принадлежит на праве собственности Тарасенко Н.Г.
В соответствии с положениями действующего жилищного законодательства собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.
Между тем собственникам помещений в многоквартирном доме N ххх по ул. Ххххх в г. Владивостоке было отказано в осуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером хххх, поскольку он имеет вид разрешённого использования "для дальнейшей эксплуатации складов", в соответствии с Генеральным планом Владивостокского городского округа отнесён к функциональной зоне производственно-коммунальных объектов, кроме того, Правилами землепользования и застройки в пределах его границ установлена территориальная зона производственно-коммунальных объектов хх класса вредности (ххх).
По мнению Тарасенко Н.Г., перечисленные нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования в оспариваемой части противоречат требованиям статей 30, 34 и 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что они не учитывают фактическое сложившееся землепользование, а также то, что постановлением Главы города Владивостока от хххх года вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером хххх (позже разделённого на два земельных участка, имеющих кадастровые номера хххх и хххх) изменялся с "для дальнейшей эксплуатации складов" на "для строительства и дальнейшей эксплуатации жилого дома".
Определением судьи Приморского краевого суда от хххх года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация города Владивостока.
хххх года к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица определением Приморского краевого суда привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - ТУ Росимущества в Приморском крае).
В ходе рассмотрения дела административный истец изменил предмет заявленных административных исковых требований: просил суд признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план Владивостокского городского округа в части отнесения земельного участка с кадастровым номером ххх, площадью ххх кв. м., расположенного по адресу: Приморский край, г. Хххх, ул. Хххх, д. ххх, к санитарно-защитной зоне предприятий; а также признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки в части отнесения указанного выше земельного участка к территориальной зоне производственно-коммунальных объектов хх класса вредности (хх).
Тарасенко Н.Г., представители Департамента градостроительства Приморского края, Ххххх "Хххх", Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, ТУ Росимущества в Приморском крае в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьёй 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Тарасенко Н.Г. - Х. изменённые административные исковые требования поддержал в полном объёме, дополнительно пояснив, что границы санитарно-защитной зоны предприятия в месте нахождения земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, определены Генеральным планом Владивостокского городского округа в отсутствие необходимых в таком случае постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации либо решений Главного государственного санитарного врача Приморского края. Несмотря на то, что Генеральный план Владивостокского городского округа отнёс земельный участок с кадастровым номером хххх к жилой функциональной зоне, Правилами землепользования и застройки в пределах его границ незаконно установлена территориальная зона производственно-коммунальных объектов V класса вредности (хх). Также представитель административного истца уточнил, что Генеральный план Владивостокского городского округа им оспаривается в редакции решения Думы города Владивостока от ххх года N ххх, а Правила землепользования и застройки - в редакции решения Думы города Владивостока от ххх года N ххх. Вопрос о взыскании понесённых по делу судебных расходов, в том числе расходов на уплату государственной пошлины, будет рассмотрен Тарасенко Н.Г. после вступления решения суда в законную силу.
Представитель Думы города Владивостока Х. в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, пояснив, что Генеральный план Владивостокского городского округа и Правила землепользования и застройки были утверждены представительным органом муниципального образования с соблюдением установленного порядка, включая предварительное проведение обязательных публичных слушаний. В силу положений части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации Тарасенко Н.Г., как и другие собственники помещений в многоквартирном жилом доме, вправе использовать земельный участок с кадастровым номером хххх без установления срока приведения его в соответствие с градостроительным регламентом. Представитель административного ответчика подтвердил, что указанный выше земельный участок в соответствии с Генеральным планом Владивостокского городского округа (в редакции решения Думы города Владивостока от ххх года N ххх) находится в жилой функциональной зоне, тогда как Правилами землепользования и застройки (в редакции решения Думы города Владивостока от хххх года N ххх) он отнесён к территориальной зоне производственно-коммунальных объектов хх класса вредности (Х). Представить Думы города Владивостока также пояснил, что, хотя земельный участок в соответствии с Генеральным планом Владивостокского городского округа находится в санитарно-защитной зоне предприятий, он не располагает информацией о том, принимались ли постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации либо решения Главного государственного санитарного врача Приморского края (его заместителей) об установлении границ такой зоны в месте нахождения земельного участка с кадастровым номером ххх или нет.
Представитель Администрации города Владивостока Х. высказала несогласие с заявленными административными исковыми требованиями, поскольку установленная Правилами землепользования и застройки (в редакции решения Думы города Владивостока от хх года N хх) территориальная зона в пределах границ земельного участка с кадастровым номером хх (Х) соответствует виду разрешённого использования данного земельного участка, сведения о котором имеются в Едином государственном реестре недвижимости "для дальнейшей эксплуатации складов". То обстоятельство, что установленная Правилами землепользования и застройки территориальная зона не соответствует жилой функциональной зоне, установленной Генеральным планом Владивостокского городского округа (в редакции решения Думы города Владивостока от ххх), прав и законных интересов Тарасенко Н.Г. не нарушает. Санитарно-защитная зона предприятия - Федерального государственного учреждения комбинат "Восток" Росрезерва (далее - ФГУ комбинат "Восток" Росрезерва), в которой расположен земельный участок с кадастровым номером ххх, действительно была отображена на схеме, являющейся приложением к Генеральному плану Владивостокского городского округа, однако у Администрации города Владивостока отсутствует информация по вопросу принимались ли постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или решения Главного государственного санитарного врача Приморского края (его заместителей) об установлении размеров санитарно-защитной зоны в районе дома N ххх по ул. Ххх в г. Владивостоке. Дополнительно представитель заинтересованного лица подтвердила, что постановлением Главы города Владивостока от ххх года N ххх вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером хххх, из которого впоследствии выделен земельный участок с кадастровым номером хххх, был изменён с "для дальнейшей эксплуатации складов" на "для строительства и дальнейшей эксплуатации жилого дома", однако соответствующие изменения сведений о земельном участке с кадастровым номером хххх не были внесены в Единый государственный реестре недвижимости.
Из поступившего в Приморский краевой суд письменного отзыва Департамента градостроительства Приморского края от хххх года следует, что данный орган государственной власти Приморского края считает административное исковое заявление Тарасенко Н.Г. не подлежащим удовлетворению, поскольку положения Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки в оспариваемой части прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушают.
Выслушав объяснения представителя Тарасенко Н.Г. - Х., представителя Думы города Владивостока Х, представителя Администрации города Владивостока Х., исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Приморского края Х., полагавшей, что имеются основания для признания нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования не действующими в оспариваемой части, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых примёнен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки городских округов отнесено к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа и правила землепользования и застройки городского округа утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации (то есть за исключением утверждения правил землепользования и застройки в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе).
Решением Думы города Владивостока от ххх года N ххх, официально опубликованным в печатных изданиях: "Хххх" от ххх года N х, "Ххххх" от ххх года N ххх (хх), "Владивосток" от ххх года N ххх (ххх), был утвержден Генеральный план Владивостокского городского округа, в разделе Х которого (карты (схемы), том х (обозначение - ххх)) содержится схема границ зон с особыми условиями использования территории (далее - Схема границ зон с особыми условиями использования территории), включающая обозначение границ санитарно-защитных зон предприятий. Кроме того, в состав Генерального плана Владивостокского городского округа была включена также Схема функционального зонирования территории. В настоящее время Генеральный план Владивостокского городского округа действует в редакции решения Думы города Владивостока от ххх года N хх.
Решением Думы города Владивостока от хххх года N ххх "О внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа", вступившим в силу со дня его официального опубликования ("Х", N хх, хх хххх), в Схему функционального зонирования территории были внесены изменения, согласно которым в районе дома N ххх по ул. ХХх в г. Владивостоке была установлена жилая функциональная зона, при этом данная территория согласно Схеме границ зон с особыми условиями использования территории полностью находится в санитарно-защитной зоне предприятий. Соответствующие границы зонирования действуют на момент рассмотрения настоящего дела в суде.
хххх года решением Думы города Владивостока N ххх были утверждены Правила землепользования и застройки (включая "Карту градостроительного зонирования Владивостокского городского округа. Город Владивосток и поселок Трудовое"), которые вступили в силу со дня их официального опубликования в печатном издании - газете "Хххх", ххх года, N хх(хх). Данные Правила землепользования и застройки действуют в редакции решения Думы города Владивостока от хххх года N хх.
Решением Думы города Владивостока от ххх года N хх "О внесении изменений в приложение к решению Думы города Владивостока от ххх года N хх "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", вступившим в законную силу с хххх года, то есть со дня его официального опубликования в "Хх" (N х), "Карта градостроительного зонирования Владивостокского городского округа. Город Владивосток и поселок Трудовое" была изложена в новой редакции, в результате чего в районе дома N ххх по ул. Ххххх в г. Владивостоке была установлена территориальная зона производственно-коммунальных объектов хх класса вредности (ххх). Данное территориальное зонирование также является актуальным на момент рассмотрения судом настоящего дела.
Вступившими в законную силу решениями Приморского краевого суда от хххх года по делу N хххх и от хххх года по делу N хххх, которыми в порядке главы 21 КАС РФ проверялись в другой части указанные выше нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, было установлено, что при принятии решений от ххххх года N ххх, от ххх года N ххх, от ххх года N хххх и от хххх года N ххх Думой города Владивостока соблюдены требования действующего законодательства, устанавливающие полномочия данного представительного органа муниципального образования, форму и вид нормативных правовых актов, процедуру их принятия (включая процедуру проведение публичных слушаний по их проектам), правила введения оспариваемых нормативных правовых актов в действие, включая порядок их опубликования и вступления в силу.
При указанных обстоятельствах, суд в рамках рассмотрения настоящего дела повторно не устанавливает обстоятельства, перечисленные в подпунктах "а", "б", "в", "г" пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером ххххх, площадью хххх кв. м.; категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: для дальнейшей эксплуатации складов; местоположение которого установлено относительно ориентира - жилого дома, расположенного в границах участка (почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Хххх, д. хххх); находится в собственности Российской Федерации, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним хххх года сделана регистрационная запись N хххх.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ххх года N ххх данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учёт хххх года, он был образован из земельного участка с кадастровым номером хххх, имевшего большую площадь (ххх кв. м.), сведения о котором были внесены в государственный кадастр недвижимости ххх года (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от хххх года N хххх).
Многоквартирный жилой дом, имеющий почтовый адрес: Приморский край, г. Владивосток, ул. Ххххх, д. ххх, введённый в эксплуатацию в хххх году, в настоящее время полностью расположен в пределах границ земельного участка с кадастровым номером ххххх (до хххх года он располагался на земельном участке с кадастровым номером ххх).
Постановлением Главы города Владивостока от 25 февраля 2009 года N 169, принятым в порядке пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до утверждения Думой города Владивостока Правил землепользования и застройки, вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером хххх изменялся с "для дальнейшей эксплуатации складов" на "для строительства и дальнейшей эксплуатации жилого дома".
Вместе с тем в Едином государственном реестре недвижимости соответствующие изменения вида разрешённого использования указанного земельного участка отражены не были (осталась отметка о том, что земельный участок используется "для дальнейшей эксплуатации складов").
Тарасенко Н.Г. на праве общей совместной собственности принадлежит х-комнатная квартира, площадью ххх кв. м., расположенная по адресу: Приморский край, г. Хххх, ул. Хххх, д. хх, кв. ххх (регистрационная запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от хххх года N хххх.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Как разъяснено в пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учёт, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета. Земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
При указанных обстоятельствах административные исковые требования Тарасенко Н.Г. об оспаривании отдельных положений Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки, касающихся земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, подлежат рассмотрению по существу.
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что земельный участок с кадастровым номером ххххх отнесён Генеральным планом Владивостокского городского округа (в редакции решения Думы города Владивостока от ххх года N хх) к жилой функциональной зоне, Правилами землепользования и застройки (в редакции решения Думы города Владивостока от ххх года N ххх) - к территориальной зоне производственно-коммунальных объектов хх класса вредности (хх), помимо этого, исходя из Схемы границ зон с особыми условиями использования территорий, являющейся приложением к Генеральному плану Владивостокского городского округа, земельный участок полностью расположен в санитарно-защитной зоне предприятий.
Указанные обстоятельства не оспариваются представителем Думы города Владивостока и подтверждаются представленными Департаментом градостроительства Приморского края, Администрацией города Владивостока схемами с отображением границ функциональных зон, территориальных зон и санитарно-защитных зон предприятий в районе дома N ххх по ул. Хххххх в г. Владивостоке.
Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации), предусматривает необходимость соотнесения законных интересов граждан, основанных, в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Составной частью Правил землепользования и застройки в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации является "Карта градостроительного зонирования Владивостокского городского округа. Город Владивосток и поселок Трудовое", содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
Таким образом, из изложенных выше нормативных положений следует, что при принятии и внесении изменений в Правила землепользования и застройки Дума города Владивостока должна была соблюсти принцип соответствия Правил землепользования и застройки Генеральному плану Владивостокского городского округа.
Вместе с тем, поскольку Генеральным планом функциональное назначение территории, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером хххх, установлено как жилая зона, то отнесение Правилами землепользования и застройки указанного земельного участка к территориальной зоне производственно-коммунальных объектов хх класса вредности (хх) безусловно противоречит приведенным нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 3, пункта 1 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав положения о территориальном планировании, содержащегося в генеральном плане городского округа, должны включаться характеристики зон с особыми условиями использования территорий (в том числе санитарно-защитных зон (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации)).
В соответствии с пунктами 4, 5 части 7, пунктом 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию генерального плана городского округа должны содержать карты, отображающие зоны с особыми условиями использования территорий, а в текстовом формате - характеристики зон с особыми условиями территорий в случаях, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения.
В случае, если земельный участок расположен на территории зон с особыми условиями использования территорий, правовой режим использования и застройки территории указанного земельного участка определяется совокупностью условий и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 5 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, часть 6 статьи 5 Правил землепользования и застройки).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с требованиями указанного Федерального закона вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения (ххххх СанПиН хххх "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введённых в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от хххх года N ххх (далее - СанПиН Хххххх)).
Из содержания пунктов хх и ххх СанПиН ххххх следует, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств хх и хх класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны; оценки риска здоровью населения), а для промышленных объектов и производств хх, хх и хх классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны).
Между тем, как установлено в ходе рассмотрения настоящего административного дела, санитарно-защитная зона в месте расположения земельного участка с кадастровым номером хххх в указанном выше порядке не установлена.
Так, согласно пояснениям представителя Администрации города Владивостока, а также пояснениям представителя Департамента градостроительства Приморского края, данных в предыдущих судебных заседаниях, санитарно-защитная зона в месте нахождения указанного выше земельного участка предусмотрена для предприятия - ФГУ комбинат "Хххх" Ххх, расположенного по адресу: Приморский край, г. Хххх, ул. Хххх, д. хх, относящегося к ххх классу опасности.
В то же время, согласно ответу на запрос суда от ххх года N хххх, поступившему из Управления Федеральной службы на надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и решения Главного государственного санитарного врача по Приморскому краю (его заместителей) об установлении санитарно-защитной зоны для ФГУ комбинат "Хххх" Росрезерва не выносились.
Доказательств обратного со стороны административного ответчика и заинтересованных лиц суду не представлено.
Приобщённое к материалам дела со стороны Департамента градостроительства Приморского края экспертное заключение N хххх по проекту обоснования расчётной (предварительной) санитарно-защитной зоны для ФГУ комбинат "Хххх" Росрезерва от хххх года не содержит выводов, касающихся возможности установления санитарно-защитной зоны для территории многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Приморский край, г. Хххх, ул. Ххх, д. ххх (в нём приведены расчёты для жилых домов NN ххх, ххх, ххх и ххх, расположенных по ул. Хххх в г. Ххххх).
Кроме того, наличие экспертизы проекта санитарно-защитной зоны является лишь условием, для принятия Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем решения об установлении размеров санитарно-защитных зон для предприятия V класса опасности.
Таким образом, по существу Дума города Владивостока, утвердив Схему границ зон с особыми условиями использования территорий, являющуюся приложением к Генеральному плану Владивостокского городского округа, самостоятельно и произвольно установила размеры санитарно-защитных зон в пределах границ земельного участка с кадастровым номером хххх, нарушив тем самым требования действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости признания не действующими Генерального плана Владивостокского городского округа в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером хххх санитарно-защитной зоны предприятия, а также Правил землепользования и застройки в части отнесения указанного выше земельного участка к территориальной зоне производственно-коммунальных объектов ххх класса вредности (Ххх).
Исходя из разъяснений, приведённых в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", учитывая, что оспариваемые нормативные правовые акты применялись и на их основании были реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать оспариваемые положения Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать Думу города Владивостока опубликовать настоящее решение суда в официальном печатном издании данного представительного органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно части хх статьи ххх Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от ххх года N хх, опубликование решения возможно в одном из периодических печатных изданий, распространяемых на территории Владивостокского городского округа, а также в "Вестнике Думы города Владивостока".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Тарасенко Н.Г. об оспаривании в части нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый решением Думы города Владивостока от ххх года N ххх, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером ххххх, площадью ххх кв. м., местоположение которого установлено относительно ориентира - жилого дома, находящегося в границах участка (почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Хххх, д. ххх), санитарно-защитной зоны предприятия.
Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые решением Думы города Владивостока от ххх года N хххх, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером хххх, площадью ххххх кв. м., местоположение которого установлено относительно ориентира - жилого дома, находящегося в границах участка (почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Хххх, ул. Хххх, д. ххх), территориальной зоны производственно-коммунальных объектов ххх класса вредности (ххх).
Обязать Думу города Владивостока опубликовать настоящее решение суда в официальном печатном издании данного представительного органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 23 ноября 2017 г. по делу N 3а-214/17
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Приморского краевого суда в Internet (https://kraevoy-prm.sudrf.ru)