Решение Приморского краевого суда
от 13 сентября 2017 г. по делу N 3а-157/17
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Римского Я.А.,
при секретаре Петровой Е.В.,
с участием прокурора Маториной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Приморский Втормет" к Администрации Приморского края, Губернатору Приморского края, Законодательному Собранию Приморского края, заинтересованное лицо департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края о признании недействующими Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" и Правила благоустройства территорий Владивостокского и Артемовского городских округов, поселений, входящих в состав Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов Приморского края, утвержденных постановлением Администрации Приморского края от 15 июня 2016 года N 268-па, в части,
установил:
18 ноября 2014 года Законодательным Собранием Приморского края принят Закон Приморского края N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" (далее - Закон Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ).
Текст документа опубликован в печатных изданиях "Ведомости Законодательного Собрания Приморского края", 18 ноября 2014 года, N 96 и "Приморская газета", N 130 (995) 21 ноября 2014 года. Изменения, внесенные Законом Приморского края от 9 августа 2017 года N 151-КЗ опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации http://www. pravo.gov.ru - 10 августа 2017 года.
Постановлением Администрации Приморского края от 15 июня 2016 года N 268-па "Об утверждении Правил благоустройства территорий Владивостокского и Артемовского городских округов, поселений, входящих в состав Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов Приморского края" (далее - Постановление Администрации Приморского края от 15 июня 2016 года N 268-па) утверждены Правила благоустройства территорий Владивостокского и Артемовского городских округов, поселений, входящих в состав Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов Приморского края (далее - Правила благоустройства территорий), текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17 июня 2016 года, и в печатном издании "Приморская газета", спецвыпуск, N 74 (1245), 17 июня 2016 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Приморский Втормет" (далее - ООО "Приморский Втормет) обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункт 1 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ и подпунктов "ф", "ц" пункта 2.6.18 Правил благоустройства территорий, утвержденных постановлением Администрации Приморского края от 15 июня 2016 года N 268-па как не соответствующие части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В обоснование заявленных требований ООО "Приморский Втормет" указало, что пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ установлено, что Администрация Приморского края или уполномоченные ею органы исполнительной власти Приморского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа и Артемовского городского округа по утверждению правил благоустройства территории городских округов, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения. Во исполнение указанной нормы Постановлением Администрации Приморского края от 15 июня 2016 года N 268-па были утверждены Правила благоустройства территорий. В соответствии с подпунктами "ф", "ц" пункта 2.6.18 Правил благоустройства территорий при размещении в муниципальных образованиях вывесок, запрещается размещение вывесок с использованием картона, ткани, баннерной ткани, размещение вывесок на ограждающих конструкциях (заборах, шлагбаумах, ограждениях, перилах и т.д.) (за исключением случаев, указанных в пункте 2.6.15 настоящих Правил). Постановлением Административной комиссии Артемовского городского округа от 16 мая 2017 года N 36-50/3-285 ООО "Приморский Втормет" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.21 Закона Приморского края от 5 марта 2007 года N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае" за нарушение подпунктов "ф", "ц" пункта 2.6.18 Правил благоустройства территорий и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере - 50000 рублей. Считает, что оспариваемые нормативные правовые акты не соответствуют части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, поскольку как следует из статьи 1 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ, он принят на основании части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ. Абзацем первым части 1.2 статьи 17 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ) установлено, что законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Однако с 9 января 2017 года, в связи с внесенными пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2016 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 201 б года N 494-ФЗ) в абзац первый части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ изменениями, органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут на основании законов субъекта Российской Федерации осуществлять полномочия органов местного самоуправления лишь в случаях, установленных федеральными законами. Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ утверждение правил благоустройства территории городского округа относятся к вопросам местного значения городских округов. Утверждение правил благоустройства территории поселения относятся к вопросам местного значения городских и сельских поселений (пункт 19 части 1, часть 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ). Федеральный закон, предусматривающий возможность перераспределения между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по утверждению правил благоустройства территорий городских округов (городских и сельских поселений), отсутствует. Следовательно с 9 января 2017 года полномочия органов местного самоуправления городских округов (городских и сельских поселений), предусмотренные пунктом 25 части 1 статьи 16, пунктом 19 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, могут осуществляться исключительно органами местного самоуправления городских округов (городских и сельских поселений).
До рассмотрения административного дела по существу, суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края.
Представитель административного истца ООО "Приморский Втормет" - Чанышев Д.А. в судебном заседании заявленные требования уточнил, просил признать недействующими указанные нормативные правовые акты с 9 января 2017 года, с даты вступления в действие Федерального закона от 28 декабря 2016 года N 494-ФЗ. По существу пояснил, что поскольку Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 494-ФЗ не установлены переходные положения, оспариваемые нормативные правовые акты не должны применяться. Правила благоустройства территории в связи с отсутствием соответствующего федерального закона должны утверждаться органами местного самоуправления, тем более, что вопросы местного значения должны решаться органами местного самоуправления самостоятельно. Пункты и предписания, содержащиеся в Правилах благоустройства территории, никакому нормативному правовому акту не противоречат, считает, что в настоящее время нельзя руководствоваться данными Правилами.
Представитель административного ответчика Администрации Приморского края, Губернатора Приморского края - Янковая А.Ю., в судебном заседании доводы в представленном ранее отзыве поддержала, против удовлетворения заявленных требований возражала, по существу пояснила, что в данном случае законодатель предусмотрел возможность перераспределения указанных полномочий, не исключив их из исчерпывающего перечня не возможных к перераспределению. Сам по себе факт перераспределения полномочий с одного уровня власти на другой, никаким образом конкретно права административного истца не затрагивает. Считает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий и в соответствии с нормами действующего законодательства.
Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Приморского края - Онуфрейчук Т.В., в судебном заседании доводы в представленном ранее отзыве поддержала, против удовлетворения заявленных требований возражала, по существу пояснила, что Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусматривает возможность перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и государственными органами субъекта Российской Федерации. Закон Приморского края напрямую не затрагивает права и обязанности административного истца. До принятия оспариваемого закона, Губернатором Приморского края было подписано соглашение о создании агломерации с органами местного самоуправления, подписывая соглашение, органы местного самоуправления давали свое согласие на перераспределение полномочий.
Представитель заинтересованного лица департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом. В представленных суду возражениях указал, что Закон Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ был принят в соответствии с действующим на момент принятия законодательством, в отношении пунктов Правил благоустройства территорий административным истцом не приводятся основания для признания их недействующими, в связи с чем просил административное исковое заявление ООО "Приморский Втормет" оставить без удовлетворения.
Выслушав пояснения представителя ООО "Приморский Втормет" - Чанышев Д.А., возражения представителя Администрации Приморского края, Губернатора Приморского края - Янковой А.Ю., представителя Законодательного Собрания Приморского края - О.Т.В., а также заключение прокурора Маториной О.А. полагавшей, что административное дело в части признания недействующим пункт 1 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ необходимо прекратить, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным актом.
В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации управление публичными делами осуществляется гражданами не только через органы государственной власти, но и через органы местного самоуправления, а также непосредственно.
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Отношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам распределения компетенции регулируют Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ), Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации. Законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту "б" части 1, пункту "н" части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации регулируются вопросы, относящиеся, в соответствии с федеральным и региональным законодательством, к его ведению и полномочиям.
Полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации регулируются статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, которая в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ дополнена частью 6.1 установившей, что законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
Кроме того, Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ статья 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ была дополнена частью 1.2, в соответствии с которой законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
При этом Федеральный закон от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ также определил круг полномочий, относящихся к исключительной компетенции органов местного самоуправления, и которые не могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку полномочия в области благоустройства территорий к исключительным полномочиям органов местного самоуправления, указанным Федеральным законом, не отнесены, эти полномочия могли быть перераспределены между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В суде установлено, что 18 ноября 2014 года Законодательным Собранием Приморского края принят Закон Приморского края N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края".
Текст документа опубликован в печатных изданиях "Ведомости Законодательного Собрания Приморского края", 18 ноября 2014 года, N 96 и "Приморская газета", N 130 (995) 21 ноября 2014 года. Изменения, внесенные Законом Приморского края от 9 августа 2017 года N 151-КЗ опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации http://www. pravo.gov.ru - 10 августа 2017 года.
Как следует из статьи 1 указанного Закона Приморского края в целях формирования и развития Владивостокской агломерации (в состав которой входят Владивостокский городской округ, Артемовский городской округ, Надеждинский и Шкотовский муниципальные районы и входящие в их состав поселения) в соответствии с частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ настоящий закон перераспределяет полномочия органов местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Приморского края по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Приморского края.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ к полномочиям Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края отнесены полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа и Артемовского городского округа, в том числе по утверждению правил благоустройства территории городских округов, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Во исполнение Закона Приморского края постановлением Администрации Приморского края от 15 июня 2016 года N 268-па "Об утверждении Правил благоустройства территорий Владивостокского и Артемовского городских округов, поселений, входящих в состав Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов Приморского края" утверждены Правила благоустройства территорий Владивостокского и Артемовского городских округов, поселений, входящих в состав Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов Приморского края, текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17 июня 2016 года, и в печатном издании "Приморская газета", спецвыпуск, N 74 (1245), 17 июня 2016 года.
Доводы административного истца о том, что в связи с внесенными пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2016 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в абзац первый части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ изменениями, органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут на основании законов субъекта Российской Федерации осуществлять полномочия органов местного самоуправления лишь в случаях, установленных федеральными законами в связи с чем в настоящее время Закон Приморского края и Правила благоустройства территорий находятся в противоречии с действующим федеральным законодательством, являются несостоятельными, поскольку указанные в Законе Приморского края 18 ноября 2014 года от N 497-КЗ полномочия Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края по утверждению Правил благоустройства территории, не относятся к исключительным полномочиям органов местного самоуправления.
Федеральное законодательство не содержит запрета на перераспределение полномочий, названных в оспариваемой норме регионального закона, между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Несмотря на то, что Федеральный закон от 29 декабря 2014 года N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2014 года N 485-ФЗ), внесший в федеральные законы, регулирующие общественные отношения в конкретных сферах деятельности, дополнительные нормы о возможности перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ порядке, не содержит положений, позволяющих перераспределить полномочия органов местного самоуправления в области благоустройства территории, не свидетельствует об обоснованности заявленных требований.
Поскольку право субъекта Российской Федерации перераспределить полномочия органов местного самоуправления предусмотрено Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, которые устанавливают общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, образования, формирования, деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, то, отсутствие отраслевого законодательства в области благоустройства территорий, не ставит под сомнение принятие оспариваемых нормативных правовых актов в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации, а также об отсутствии противоречий названным выше федеральным законам, которые не содержат запрета на перераспределение полномочий органов местного самоуправления в сфере благоустройства.
Кроме того, суд считает, что Закон Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ может затрагивать права только органов местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Приморского края входящих в состав Владивостокской агломерации, поскольку данный нормативный правовой акт напрямую перераспределил принадлежавшие им полномочия.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты компетентными органами в пределах их полномочий, в оспариваемых частях не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления ООО "Приморский Втормет", суд, с учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать Администрацию Приморского края опубликовать сообщение о принятом решении суда в части касающейся результатов рассмотрения административных исковых требований об оспаривании Правил благоустройства территорий, в части результатов рассмотрения административных исковых требований об оспаривании Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ - Законодательное Собрание Приморского края, в официальных печатных изданиях данных исполнительного и представительного органов государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью "Приморский Втормет" о признании недействующими пункт 1 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" и подпунктов "ф", "ц" пункта 2.6.18 Правил благоустройства территорий Владивостокского и Артемовского городских округов, поселений, входящих в состав Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов Приморского края, утвержденных постановлением Администрации Приморского края от 15 июня 2016 года N 268-па как не соответствующими части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - отказать.
Обязать Администрацию Приморского края, опубликовать сообщение о принятом решении, в части касающейся результатов рассмотрения административных исковых требований об оспаривании Правил благоустройства территорий Владивостокского и Артемовского городских округов, поселений, входящих в состав Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов Приморского края, утвержденных Постановлением Администрации Приморского края от 15 июня 2016 года N 268-па "Об утверждении Правил благоустройства территорий Владивостокского и Артемовского городских округов, поселений, входящих в состав Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов Приморского края", в официальном печатном издании данного исполнительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Законодательное Собрание Приморского края, опубликовать сообщение о принятом решении, в части касающейся результатов рассмотрения административных исковых требований об оспаривании Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края", в официальном печатном издании данного представительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 13 сентября 2017 г. по делу N 3а-157/17
Текст решения опубликован в "Приморской газете" от 21 марта 2018 г. N 33