Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению администрации
Арсеньевского городского округа
от 26 апреля 2018 г. N 274-па
2.1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Муниципальная программа разработана на основе статьи 44 Конституции Российской Федерации, Указов Президента РФ от 07 мая 2012 года N 597 "О мерах по реализации социальной политики", от 01 июня 2012 года N 701 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", от 22 апреля 2013 года N 375 "О проведении в Российской Федерации Года культуры"; федеральных законов от 06 октября 2006 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ-1 "О библиотечном деле", от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "Об образовании", от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления муниципальных услуг", закона Российской Федерации от 09 октября 1992 года N 3612 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683, Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р, Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 7 февраля 2008 года N Пр-212.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатки:
номер названного Указа Президента РФ от 1 июня 2012 г. следует читать как "N 761"
номер названного федерального закона от 29 декабря 1994 года следует читать как "N 78-ФЗ"
номер названного федерального закона от 29 декабря 2012 г. следует читать как "N 273-ФЗ"
номер названного закона Российской Федерации от 9 октября 1992 г. следует читать как "N 3612-I"
Организации культуры выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе, способствуют формированию его нравственно-эстетических основ, духовных потребностей и ценностных ориентаций его членов.
Историко-культурное своеобразие Арсеньевского городского округа создает особые предпосылки для создания привлекательной, многомерной и динамичной культурной среды, современной территории с насыщенным досугом, привлекательной, в первую очередь, для молодежи, которая все больше и больше концентрируется вокруг культурных событий.
Реализация муниципальной программы предполагает работать не в рамках локальных разовых проектов, а формировать систему, позволяющую внедрять в повседневную практику современные экономические, социальные и образовательные технологии. Масштаб стоящих перед городом задач не позволяет найти достаточные ресурсы для активности по всем вопросам местного значения в области культуры одновременно. Поэтому в муниципальной программе определены самые важные, приоритетные направления деятельности, требующие наибольшего внимания и концентрации сил: реконструкция и техническая модернизация помещений для размещения центральных общедоступных библиотек, обеспечение, поддержка талантливой молодежи, развитие международной и межрегиональной культурной инфраструктуры. Это позволит создать "точки прорыва" в зонах библиотечного обслуживания, организации досуга, развития местного народного художественного творчества, преобразования в которых исключительно актуально для Арсеньевского городского округа. Изменения в отрасли предполагается осуществлять поэтапно и дифференцированно, с учетом современных потребностей, местной экономической и социальной ситуации.
Сегодня Арсеньевский городской округ располагает культурной инфраструктурой, которая должна быть использована как база для реализации муниципальной программы.
Сеть учреждений культуры Арсеньевского городского округа составляют: 1 учреждение досугового типа - МБУК "Дворец культуры "Прогресс" (далее - ДК "Прогресс"), 4 сетевых единиц общедоступных библиотек (до 2017 г. - 5 сетевых единиц), объединенных в МБУК "Централизованная библиотечная система им. В.К. Арсеньева" (далее - ЦБС), 1 муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств" (далее - ДШИ).
ЦБС обеспечивает бесплатный свободный доступ к библиотечным фондам и справочно-поисковому аппарату, ориентирована на обслуживание всех социальных групп, предлагает хороший уровень проводимых мероприятий, укомплектована квалифицированными кадрами.
К началу реализации муниципальной программы наблюдалось снижение интереса пользователей от 15 до 30 лет к услугам ЦБС. Одной из причин было отсутствие комфортных условий для интеллектуального общения и личностного развития: библиотеки были расположены в малоприспособленных помещениях в жилых домах, не было мест для индивидуальной работы с электронными ресурсами. Негативно сказывалось недостаточное комплектование библиотечного фонда новыми поступлениями: при нормативе 5% исполнялось 2%. Отсутствие специального оборудования не позволяло выполнять в полном объеме услуги, которые должны предоставляться в электронном виде - предоставление доступа к оцифрованным изданиям, создание электронной базы данных, компьютеризация библиотек. Для организации единого информационно-библиотечного пространства с использованием современных технологий, создания комфортных условий для читателей, расширения перечня дополнительных услуг для пользователей была необходима модернизация муниципальных библиотек и в первую очередь - реконструкция помещений для перевода в них Центральной детской и Центральной городской библиотек (далее - ЦГБ и ЦДБ соответственно).
В целях решения сложившихся проблем в библиотечном обслуживании населения Арсеньевского городского округа была разработана подпрограмма "Развитие информационно-библиотечного обслуживания населения Арсеньевского городского округа" (далее - подпрограмма) (приложение N 1 к муниципальной программе).
В ходе реализации подпрограммы ЦГБ и ЦДБ переведены в новое помещение по адресу: ул. Октябрьская, 28/2. В целях оптимального территориального размещения библиотек МБУК ЦБС, обслуживающих взрослое население, библиотека-филиал N 8 закрыта, а ее книжный фонд влит в фонд ЦГБ.
Ежегодно выделяются средства на подписку и доставку периодической печати более 200 наименований. В рамках государственной программы "Развитие культуры Приморского края" впервые появилась возможность участвовать в конкурсе на получение субсидий на комплектование библиотечного фонда. К 250 тыс. руб. из городского бюджета добавилось 411,1 тыс. руб. из краевого бюджета, на которые было закуплено 2137 экз. справочной, энциклопедической и художественной литературы. Библиотека получила из городского бюджета 500,0 тыс. руб. на приобретение специализированного оборудования и мебели. Это также позволило Арсеньевскому городскому округу по конкурсу получить субсидии в размере 2,0 млн. руб. на модернизацию библиотечной системы. Приобретено библиотечное оборудование: стеллажи для книг, кафедры, стулья, офисная, мягкая мебель, компьютеры, оргтехника, оборудование для видеоконференцсвязи, звуковое оборудование, планетарный сканер. Целенаправленное вложение средств позволило создать в здании библиотеки зал электронных ресурсов, конференц-зал, читальный зал для детей и подростков, зал отраслевой и краеведческой литературы, ресурсный кабинет для обслуживания инвалидов, пространство для клубной работы с молодежью. Во всех библиотеках ЦБС подключена сеть Интернет. В двух библиотеках имеются зоны бесплатного беспроводного доступа в Интернет по технологии Wi-Fi. Ведется систематическое наполнение Электронного каталога. Поддерживается работа официального сайта МБУК ЦБС, активно работают библиотечные группы в социальных сетях: "ВК", "Одноклассники". Продолжается работа по наполнению собственных электронных баз данных библиотек.
Обеспечение жителей городского округа доступными культурно-досуговыми услугами связано с организацией и проведением культурно-массовых мероприятий различной тематической направленности, а также с созданием и деятельностью клубных формирований. В течение года проводится более 400 мероприятий для различных возрастных категорий, в них принимают участие около 200 тыс. человек. Технологическое оснащение ДК "Прогресс" после реконструкции зрительного зала позволяет проводить концерты с участием известных артистов эстрады, балетные и театральные постановки. На платной основе проводится более 50% от общего количества мероприятий. Полученные средства реинвестируются в развитие учреждения.
Реализовать свои творческие способности, организовать полезный культурный досуг арсеньевские жители могут в 38 клубных формированиях, из которых 9 имеют почетные звания "народный", "образцовый" и "заслуженный коллектив народного творчества". Деятельность этих коллективов дает экономический эффект: репертуар творческих коллективов, которые занимаются не один год, позволяет составлять концертные программы без привлечения профессиональных артистов. Клубные формирования, работающие на платной основе, также увеличивают доход учреждения. Однако услуги культуры должны быть доступны социально незащищенным категориям: инвалидам, пенсионерам, учащимся, многодетным семьям. Невозможно организовать на платной основе мероприятия в рамках государственных праздников, по патриотическому, правовому воспитанию. Перевод кружков самодеятельного народного творчества на платную основу создает проблему сокращения самобытной традиционной культуры.
Для развития самодеятельного художественного творчества требуется изготовление сценических костюмов, реквизита, оказание поддержки талантливым исполнителям, в том числе для участия в международных, всероссийских фестивалях, смотрах и конкурсах. Необходимо развивать международный и межрегиональный обмен творческими коллективами.
Системой дополнительного образования в области искусств в ДШИ охвачено около 465 детей. Качество обучения высокое: 75% детей успевают на "4" и "5", ежегодно учащиеся занимают призовые места на международных и региональных конкурсах, фестивалях. ДШИ активно участвует в культурно-массовых мероприятиях: дети выступают с концертными программами, проводят выставки. Конкурс на премию Арсеньевского городского округа является одной из форм поддержки юных талантов. Однако за три последних года в сфере дополнительного образования детей возросла и без того высокая степень изношенности музыкальных инструментов и специального оборудования - с 68% до 94,8%. Отсутствует компьютерная техника для обучения по предпрофессиональным программам. Необходима модернизация зрительного зала в ДШИ, укомплектование его креслами, сценической осветительной аппаратурой.
Выделение бюджетных средств в рамках государственной программы "Развитие культуры Приморского края" дают ДШИ возможность участия в конкурсе на получение субсидии из краевого бюджета на приобретение музыкальных инструментов и художественного инвентаря для учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры. В муниципальной программе также предусмотрены средства на эти цели.
Важной составляющей эстетического воспитания является организация и проведение городских и краевых конкурсов и фестивалей, которые популяризируют достижения талантливых жителей Арсеньевского городского округа, пропагандируют здоровый образ жизни, поднимают престиж города и привлекают дополнительные средства.
Во всех учреждениях культуры сохраняется кадровая проблема: не все специалисты имеют среднее специальное и высшее профессиональное образование по профилю работы. В настоящее время приняты меры по доведению заработной платы педагогических работников и работников культуры до уровня среднемесячного дохода в Приморском крае. Но остается актуальным вопрос о повышении их квалификации.
Также к началу реализации муниципальной программы существовала еще одна болевая точка в учреждениях культуры - несоответствие зданий энергетическим паспортам. К 2018 году решен ряд проблем по приведению в соответствие зданий учреждений культуры энергетическим паспортам - проведен капитальный ремонт систем тепло-водоснабжения, заменены приборы учета расходования тепловой энергии, но необходим текущий ремонт кровли и крыльца в ДК "Прогресс".
Решение вопросов городского округа по обеспечению прав граждан на доступ к культурным ценностям, к услугам организаций культуры позволит создать условия для повышения качества жизни населения Арсеньевского городского округа.
Реализация муниципальной программы осуществляется в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Арсеньевского городского округа:
- обеспечение максимальной доступности для широких слоев населения лучших образцов культуры и искусства;
- создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации внешкольного художественного образования и культурного досуга;
- продвижение в культурном пространстве нравственных ценностей, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности;
- обеспечение инновационного развития отрасли культуры, вывод ее на лидирующие позиции в области привлечения современных технологий;
- укрепление позитивного имиджа города с помощью богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культуры;
- укрепление материально-технической базы организаций культуры, повышение социального статуса работников культуры.
Выполнение мероприятий, реализуемых в составе муниципальной программы, напрямую связано с полномочиями органов местного самоуправления по решению вопросов городского округа в области культуры:
- организация предоставления дополнительного образования детей;
- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек городского округа;
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;
- создание условий для развития местного традиционного художественного творчества.
Решение всех перечисленных проблем возможно только программно-целевым методом, который позволяет ежегодно определять самые болевые точки в культурной палитре Арсеньевского городского округа, сосредотачивать средства на решении той, или иной проблемы, а также своевременно реагировать на быстро меняющиеся требования времени, привлекать к решению творческих задач негосударственные организации, внебюджетные источники финансирования. Программа ориентирована на преемственность культурных традиций Арсеньевского городского округа и необходимость проведения модернизации отрасли, исходя из современных условий развития общества, культурных запросов и потребностей граждан.
Важнейшими условиями успешной реализации муниципальной программы являются:
1. Признание роли и приоритета культуры для обеспечения социальной и экономической стабильности в городском округе.
2. Доведение к 2020 году средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в регионе.
3. Качественное изменение подходов к оказанию услуг и развитию инфраструктуры отрасли, повышению профессионального уровня персонала, укреплению кадрового потенциала.
4. Расширение использования современных информационно-коммуникационных технологий и электронных продуктов, а также создание отраслевой информационной инфраструктуры.
5. Оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов в сфере культуры, внедрение современных подходов бюджетного планирования, контроля, оценки рисков, внутреннего и внешнего аудита.
Реализация муниципальной программы позволит к 2020 году достичь социально-экономического эффекта.
Социальная эффективность муниципальной программы состоит в:
- переводе отрасли на инновационный путь развития, превращение культуры в современную и привлекательную сферу общественной деятельности;
- широком внедрении информационных технологий в сферу культуры;
- выравнивании уровня доступности культурных благ и художественного образования независимо от доходов и социального статуса потребителей услуг;
- вовлечении молодежи, людей с ограниченными физическими возможностями в активную социокультурную деятельность;
- формировании культурной среды, отвечающей растущим потребностям личности и общества, повышении качества, разнообразия и эффективности услуг в сфере культуры, привлечении туристов;
- создании благоприятных условий для улучшения культурно-досугового обслуживания населения, укреплении материально-технической базы отрасли, развития самодеятельного художественного творчества;
- увеличении социального обеспечения работников культуры, обновлении кадрового потенциала;
- укреплении позитивного имиджа Арсеньевского городского округа как флагмана Приморской культуры.
Помимо социальной эффективности муниципальная программа имеет бюджетную и экономическую эффективность. Бюджетная эффективность реализации муниципальной программы состоит в:
- увеличении налоговых поступлений в бюджет городского округа за счет расширения перечня и увеличения объема платных услуг для населения во время проведения культурно-массовых мероприятий;
- снижении затрат на профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения.
Экономическая эффективность реализации муниципальной программы состоит в:
- создании единого культурного и информационного пространства, способствующего повышению туристической и инвестиционной привлекательности Арсеньевского городского округа;
- повышении конкурентоспособности услуг, предоставляемых организациями культуры;
- снижении миграционного процесса за счет развития благоприятной социальной инфраструктуры.
Реализация муниципальной программы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов. К числу частично управляемых рисков относится дефицит в отрасли культуры высококвалифицированных кадров для внедрения программно-целевых методов и механизмов управления, ориентированных на результат.
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 3 |
|
Содержание Постановление Администрации Арсеньевского городского округа Приморского края от 26 апреля 2018 г. N 274-па "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.