Решение Приморского краевого суда
от 22 июня 2018 г.
Приморский краевой суд в составе председательствующего судьи Зайцевой О.А. при секретаре Петровой Е.В., с участием прокурора Бекетовой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Судницына Константина Николаевича к Администрации Приморского края, заинтересованные лица: департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, Администрация Лазовского муниципального района Приморского края о признании постановления Администрации Приморского края от 18 апреля. 2005 года N 81-па "О внесении изменений в некоторые постановления Администрации Приморского края по вопросу земель рекреационного назначения", Перечня территорий в Лазовском районе, выделенных в особо охраняемые природные территории рекреационного назначения Приложения к постановлению Администрации Приморского края от 12 апреля 1995 года N 184 "О выделении особо охраняемых природных территорий рекреационного назначения в Лазовском районе" (в редакции от 18 апреля 2005 года N 81-па) не действующими в части, установил:
Администрацией Приморского края принято постановление от 18 апреля 2005 года N 81-па "О внесении изменений в некоторые постановления Администрации Приморского края по вопросу земель рекреационного назначения", которое опубликовано в печатных изданиях "Сборник нормативных правовых актов Губернатора Приморского края и Администрации Приморского края" от 25 апреля 2005 года N 11 и "Утро в России" от 26 апреля 2005 года N 62 (3307).
Абзацами 11 и 13 пункта. 1 названного постановления внесены изменения в постановление Администрации Приморского от 12 апреля 1995 года N 184 "О выделении земель рекреационного назначения в Лазовском районе" путем замены в них слов "земли рекреационного назначения" словами "особо охраняемые природные территории рекреационного назначения" в соответствующих падежах.
Судницын К.Н. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, уточненным представителем Елсуковой Г.И. в ходе рассмотрения дела, о признании недействующими: постановления Администрации Приморского края от 18 апреля 2005 года N 81-па "О внесении изменений в некоторые постановления Администрации Приморского края по вопросу земель рекреационного назначения" в части абзаца 11 пункта 1 и абзаца 13 пункта 1 в части, касающейся Лазовского района; Перечня территорий в Лазовском районе, выделенных в особо охраняемые природные территории рекреационного назначения Приложения 1 к постановлению Администрации Приморского края от 12 апреля 1995 года N 184 "О выделении особо охраняемых природных территорий рекреационного назначения в Лазовском районе" (в редакции от 18 апреля 2005 года N 81-па) в части замены слов "земли рекреационного назначения" словами "особо охраняемые природные территории рекреационного назначения", касающейся пункта 1. Рекреационная зона "Бухта Валентина" 102 га, со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование своих требований указал, что он является арендатором земельного участка с кадастровым номером 25:07:040101:330 общей площадью 11198 кв. м (в составе земельных участков: с кадастровым номером 25:07:040101:332 площадью 4318 кв. м, с кадастровым номером 25:07:040101:331 площадью 6880 кв. м), из земель особо охраняемых природных территорий рекреационного назначения, предназначенных для оздоровительных целей, отдыха, строительства объектов отдыха, расположенного по адресу: ориентир: здание администрации села Валентин, адрес ориентира: Приморский край, Лазовский район, примерно в 2000 м на юг от ориентира, расположенного вне границ участка. Земли особо охраняемых природных территорий, являясь самостоятельным видом земель особо охраняемых территорий, не относятся к землям рекреационного назначения, и имеют свой собственный правовой статус и целевой назначение. Установление оспариваемым постановлением наименование земель "особо охраняемые природные территории рекреационного назначения" не соответствует категориям земель, установленным Земельным кодексом РФ, Законом Приморского края от 11 мая 2005 года N 245-КЗ "Об особо охраняемых природных территориях Приморского края". Земли Лазовского района, а именно: "Бухта Валентина" не являются собственностью Приморского края, не имеют региональное значение. Вопрос об изменении вица особо охраняемой территории, а, следовательно, об изменении режима использования земель Лазовского района с рекреационного на особо охраняемые природные территории на момент издания оспариваемого постановления находился в ведении Администрации Лазовского муниципального района. В связи с чем, постановление от 18 апреля 2005 года N 81-па издано Администрацией Приморского края с превышением полномочий и без соблюдения порядка определения (образования) особо охраняемых природных территорий, предусмотренного пунктом 7 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции Федеральных законов от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ, от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) и действовавшими на момент издания оспариваемого постановления Законом Приморского края от 10 февраля 1994 года N 34-КЗ "Об особо охраняемых природных территориях Приморского края" (статьи 10, 11) и Порядком возбуждения и рассмотрения ходатайств об образовании и реорганизации особо охраняемых природных территорий в Приморском крае, утвержденным постановлением Губернатора Приморского края от 17 февраля 2000 года N 211 (пункты 2.3, 2.8, 2.9, 2.10 раздела 2, и раздел 3). Оспариваемым постановлением изменен правовой режим земель рекреационного назначения в Лазовском районе, поскольку они переведены в иной вид особо охраняемых территорий - особо охраняемые природные территории, который имеет более строгий режим использования, чем нарушаются его (административного истца) права и законные интересы, ограничивая его возможность использовать арендуемый земельный участок по назначению, предусмотренному статьей 98 Земельного кодекса РФ.
В судебном заседании представитель административного истца Елсукова Г.И. поддержала уточненные требования в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в административном иске, заявлении об уточнении предмета административного иска.
Представитель Администрации Приморского края Янковая А.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, ранее представила письменный отзыв на административный иск. По существу, указала, что постановление N 184 принято Администрацией Приморского края в соответствии с возложенной на него компетенцией. В период принятия постановления N 184 (в первоначальной редакции) действовал Закон РФ от 5 марта 1992 года N 2449-1, которым полномочия по установлению в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка охраны и использование объектов природного и культурного наследия на территории края, области администрации соответствующего субъекта Российской Федерации.
Поскольку органами местного самоуправления Лазовского района в порядке, установленном частью 4 статьи 94 Земельного кодекса РФ, не урегулирован вопрос об отнесении земель к землям особо охраняемых территорий, в частности рекреационного назначения, поэтому продолжает действовать изданное до введения в действие Земельного кодекса РФ постановление N 184. Со дня введения в действие Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления Лазовского района не оспаривали постановление N 184 о выделении земель рекреационного назначения в Лазовском районе. Постановлением N 81 не был изменен правовой режим земель рекреационного назначения, поскольку они не были фактически переведены в иной вид особо охраняемых территорий особо охраняемые природные территории. Статус земельных участков не изменялся, поскольку эти земли являлись и являются рекреационными, и относятся к особо охраняемым территориям. Наименование земель "особо охраняемые природные территории рекреационного назначения" вместо наименования "земли рекреационного назначения" было применено в целях приведения постановлений Администрации Приморского края в соответствие терминами, установленными постановлением Думы Приморского края от 26 ноября 1998 года N 253 "О внесении изменений в решении малого Совета Приморского краевого Совета народных депутатов от 05.07.93 N 300 "О землях рекреационного назначения Приморского края". Замена слов "земли рекреационного назначения" словами "особо охраняемые природные территории рекреационного назначения" произведена как способ технического оформления правового документа с целью достижения единообразия применяемых терминов не повлекла за собой никакого фактического изменении режима землепользования территорий Лазовского района.
Судницын К.Н., представители департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, Администрации Лазовского муниципального района Приморского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От Администрации Лазовского муниципального района Приморского края поступило ходатайство о рассмотрении дела отсутствие их представителя. Судницын К.Н. о причинах неявки суд в известность не поставил. Департамент природных ресурсов и охраны, окружающей среды Приморского края ранее представил письменный отзыв на административный иск.
Выслушав объяснения представителя административного истца Елсуковой Г.И., возражения представителя Администрации Приморского края Янковой А.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Бекетовой В.А., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На федеральном уровне отношения в сфере природопользования, особо охраняемых природные территорий регламентированы Конституцией РФ, Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Земельным кодексом РФ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации Согласно пунктам "в", "д", "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей; природопользование; особо охраняемые природные территории; земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
В судебном заседании установлено, что 26 февраля 2006 года между Комитетом по управлению имуществом Лазовского муниципального района ("Арендодатель") и Судницыным К.Н. ("Арендатор") заключен договор аренды земельного участка N 395, на основании которого Арендодатель сдал, а Арендатор принял по акту приема-передачи из земель особо охраняемых природных территорий рекреационного назначения земельные участки общей площадью 11198 кв. м, в том числе: для оздоровительных целей, отдыха, строительства объектов отдыха: участок N 1, находящийся по адресу: ориентир: здание администрации села Валентин, адрес ориентира: Приморский край, Лазовский район, примерно В 2000 м на юг от ориентира, расположенного вне границ участка, площадью 4318 кв. м; участок N 2, находящийся по адресу: ориентир: здание администрации села Валентин, адрес ориентира: Приморский край, Лазовский район, примерно в 2000 м на юг от ориентира, расположенного вне границ участка, площадью 6880 кв. м, в границах, указанных в прилагаемом к Договору кадастровом плане земельного участка. Настоящий договор заключен с 12 января 2006 года по 12 января 2011 года (пункт 1.2.).
1 апреля 2008 года между Управлением имущественных отношений, архитектуры, градостроительства и землепользования Лазовского муниципального района ("Арендодатель") и Судницыным К.Н. ("Арендатор") заключено Соглашение к договору N 395 от 26 февраля 2006 года, которым внесены изменения, а именно пункт 1.2. договора аренды земельного участка от 26 февраля 2006 года N 395 изложен в следующей редакции: "1.2. Настоящий договор заключен с 12 января 2006 года по 12 января 2055 года.".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданной ФГ БУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Приморскому краю 2 мая 2017 года, земельный участок с кадастровым номером 25:07:040101:330 (в составе земельных участков с кадастровыми номерами: 25:07:040101:332, 25:07:040101:331), общей площадью 11198 кв. м, поставлен на кадастровый учет 31 января 2006 года, отнесен К землям особо охраняемых территорий и объектов с определением видов разрешенного использования "для оздоровительных целей, отдыха и строительства объектов отдыха".
Статьей 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий отнесены земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.
В составе земель особо охраняемых территорий выделяются самостоятельные виды таких территорий, к которым, в частности, относятся особо охраняемые природные территории (подпункт 1 пункта 2 статьи 94) и земли рекреационного назначения (подпункт 3 пункта 2 статьи 94). Каждый из названных видов особо охраняемых территорий имеет свой собственный правовой режим, а также порядок использования и охраны.
К землям особо охраняемых природных территорий в соответствии с пунктом 1 статьи 95 Земельного кодекса РФ относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Отношения В области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий урегулированы специальным Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
В свою очередь, статья 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относит земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав таких земель входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (пункты 1, 2 данной статьи).
Из системного анализа приведенных норм федерального закона следует, что земли особо охраняемых природных территорий, являясь самостоятельным видом земель особо охраняемых территорий, не относятся к землям рекреационного назначения, и имеют свой собственный, отличный от земель рекреационного назначения, правовой статус и целевое назначение. Смешение правового статуса различных видов земель особо охраняемых территорий и, таким образом, изменение их правового режима, федеральным законодательством не предусмотрено.
При этом суд учитывает, что решением Приморского краевого суда от 1 декабря 2005 года, оставленным в силе определением Верховного Суда РФ от 15 марта 2006 года N 56-Г06-2, установлено превышение Администрацией Приморского края своих полномочий и нарушение компетенции органа местного самоуправления при принятии оспариваемого Постановления от 18 апреля 2005 года N 81-па.
Наделение пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать иные категории особо охраняемых природных территорий (помимо указанных в пункте 1 статьи 2), не свидетельствует о том, что после установления иной особо охраняемой природной территории вопрос об отнесении к ней тех или иных земель на территории субъекта Российской Федерации может решаться в нарушение требований закона о компетенции, а также о порядке образования (объявления) особо охраняемых природных территорий.
То обстоятельство, что наименование земель "особо охраняемые природные территории рекреационного назначения" применено вместо наименования "земли рекреационного назначения" в целях приведения постановлений Администрации Приморского края в соответствие с терминами, установленными постановлением Думы Приморского края от 26 ноября 1998 года N 253 "О внесении изменений в решении малого Совета Приморского краевого Совета народных депутатов от 05.07.93 N 300 "О землях рекреационного назначения Приморского края", не свидетельствует о том, что все рекреационные земли автоматически с этого момента перешли в категорию "особо охраняемые природные территории", поименованную субъектом Российской Федерации как "особо охраняемые природные территории рекреационного назначения".
Следовательно, при принятии 18 апреля 2005 года постановления N 81-па Администрацией Приморского края изменен правовой режим земель рекреационного назначения, которые были переведены в иной вид особо охраняемых территорий - особо охраняемые природные территории, который имеет более строгий режим его использования, чем нарушены права Судницына К.Н. на использование предоставленного ему в аренду земельного участка по назначению, определенному статьей 98 Земельного кодекса РФ.
На основании изложенного, требование о признании недействующими абзаца 11 пункта 1 постановления Администрации Приморского края от 18 апреля 2005 года N 8-па "О внесении изменений в некоторые постановления Администрации Приморского края по вопросу земель рекреационного назначения", и как следствие, требование о признании недействующим Перечня территорий в Лазовском районе, выделенных в особо охраняемые природные территории рекреационного назначения, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 12 апреля 1995 года N 184 "О выделении особо охраняемых природных территорий рекреационного назначения в Лазовском районе" (в редакции от 18 апреля 2005 года N 81-па) в части замены слов "земли рекреационного назначения" на "особо охраняемые природные территории рекреационного назначения", касающиеся пункта 1 "Рекреационная зона "Бухта Валентина", подлежат удовлетворению.
При этом суд считает, что требование о признании недействующим абзаца 13 пункта 1 постановления Администрации Приморского края от 18 апреля 2005 года N 81-па "О внесении изменений в некоторые постановления Администрации Приморского края по вопросу земель рекреационного назначения", обосновано, но излишне заявлено, так как вытекает из абзаца 11 пункта 1.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд
решил:
административное исковое заявление Судницына Константина Николаевича к Администрации Приморского края, заинтересованные лица: департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, Администрация Лазовского муниципального района Приморского края о признании постановления Администрации Приморского края от 18 апреля 2005 года N 81-па "О внесении изменений В некоторые постановления Администрации Приморского края по вопросу земель рекреационного назначения", Приложения 1 к постановлению Администрации Приморского края от 12 апреля 1995 года N 184 "О выделении особо охраняемых природных территорий рекреационного назначения в Лазовском районе" (в редакции от 18 апреля 2005 года N 81-па) не действующими в части - удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда абзац 11 пункта 1 постановления Администрации Приморского края от 18 апреля 2005 года N 81-па "О внесении изменений в некоторые постановления Администрации Приморского края по вопросу земель рекреационного назначения".
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Перечень территорий в Лазовском районе, выделенных в особо охраняемые природные территории рекреационного назначения, утвержденный постановлением Администрации Приморского края от 12 апреля 1995 года N 184 "О выделении особо охраняемых природные территорий рекреационного назначения в Лазовском районе" (В редакции от 18 апреля 2005 года N 81-па) в части замены слов "земли рекреационного назначения" на "особо охраняемые природные территории рекреационного назначения", касающиеся пункта 1 "Рекреационная зона "Бухта Валентина" 102 га".
Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию Администрацией Приморского края в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании в газете "Приморская газета".
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Текст настоящего решения опубликован в газете в "Приморской газете" от 1 августа 2018 г. N 87" без подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 22 июня 2018 г.
Текст решения опубликован в "Приморской газете" от 1 августа 2018 г. N 87