Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 12
к муниципальной программе городского округа
ЗАТО город Фокино "Развитие образования в городском
округе ЗАТО город Фокино на 2019-2021-ые годы"
Подпрограмма
"Одарённые дети" муниципальной программы городского округа ЗАТО город Фокино "Развитие образования в городском округе ЗАТО город Фокино на 2019-2021-ые годы"
27 марта 2019 г.
Паспорт изменен с 12 сентября 2019 г. - Постановление Администрации городского округа ЗАТО Фокино от 27 марта 2019 г. N 463-па
Паспорт
подпрограммы "Одарённые дети" муниципальной программы городского округа ЗАТО город Фокино "Развитие образования в городском округе ЗАТО город Фокино на 2019-2021 годы"
Наименование подпрограммы |
"Одарённые дети" муниципальной программы городского округа ЗАТО город Фокино "Развитие образования в городском округе ЗАТО город Фокино на 2019-2021 годы" (далее - подпрограмма). |
Основание для разработки |
Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ. Указ Президента РФ от 04.05.2012 N 599. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.05.2013 N ИР-352/09. |
Ответственный исполнитель |
Управление образования администрации городского округа ЗАТО город Фокино. |
Цели и задачи подпрограммы |
1. Цель подпрограммы: 1.1. Создание благоприятных условий для выявления, сопровождения и поддержки интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей. 1.2. Обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения в различных областях деятельности. 1.3. Формирование муниципальной системы поддержки талантливых и одаренных детей. 2. Задачи подпрограммы: 2.1. Создание целостной системы координации работы с одаренными детьми в системе образования городского округа ЗАТО город Фокино. 2.2. Создание системы межотраслевого взаимодействия по организации работы с одаренными детьми. 2.3. Создание оптимальных условий для раннего выявления, развития и реализации способностей одаренных детей. 2.4. Повышение доступности услуг в сфере образования, спорта, культуры и искусства, направленных на развитие способностей одаренных детей, проживающих на территории городского округа. 2.5. Обеспечение возможности участия одаренных детей в мероприятиях различной направленности за пределами городского округа. 2.6. Обучение педагогов для работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой работе. Сопровождение педагогами детей (воспитанников) на конкурсы, олимпиады, фестивали, выставки. 2.7. Организация методического объединения руководителей научных обществ учащихся образовательных учреждений. 2.8. Сохранение системы поощрения одаренных детей, молодежи. 2.9. Накопление муниципального банка данных "Одаренные дети". |
Целевые индикаторы |
1. Доля учащихся 9-11 классов, принимающих участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников; других олимпиадах и конкурсах, имеющих статус всероссийских и международных. 2. Участие учащихся (воспитанников) в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках. 3. Организация и проведение городских и краевых конкурсов 4. Поощрение учащихся (воспитанников). |
Сроки реализации подпрограммы |
2019-2021 годы |
Объемы и источники финансирования, в том числе по годам |
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 4500,00 тыс. рублей. Финансирование мероприятий подпрограммы из бюджета городского округа ЗАТО город Фокино по годам: в 2019 году - 1500,00 тыс. рублей; в 2020 году - 1500,00 тыс. рублей; в 2021 году - 1500,00 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности |
1. Совершенствование системы работы с одаренными детьми. 2. Ежегодное увеличение числа выявленных одаренных детей, включенных в систему муниципальной поддержки. 3. Повышение уровня профессиональной компетентности специалистов, работающих с одаренными детьми. 4. Осуществление организационных мероприятий по различным направлениям. 5. Создание системы широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными детьми, в том числе в средствах массовой информации. 6. Доступ одаренных и талантливых детей к современным информационным ресурсам. 7. Механизм сопровождения одаренного ребенка, обеспечивающего реализацию индивидуальной траектории его развития. 8. Ежегодное увеличение числа участников во Всероссийских, краевых, городских олимпиадах, соревнованиях и творческих конкурсах. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения
В настоящее время к ведущим задачам современной государственной политики отнесено эффективное использование интеллектуального потенциала личности. Темп развития современного общества ставит новые задачи перед государственной системой образования. Развитие в современном российском обществе политических, социальных, технических и экономических процессов вызвало необходимость создания системы поддержки и развития талантливых детей.
Оптимальной моделью системы работы с талантливыми детьми является многоуровневая структура, позволяющая выявить, создать условия и обеспечить развитие талантливых школьников.
1.1. Задача развития системы поиска и поддержки школьников с высокими интеллектуальными способностями, создания оптимальных условий для развития их творческой и исследовательской деятельности, формирования активной жизненной позиции, профессионального самоопределения - одна из приоритетных в сфере образования.
Работа с одаренными детьми, затрагивающая организационные, кадровые, нормативно-правовые, материально-технические, стимулирующие, информационные, научно-методические ресурсы направлена на выявление, поддержку и развитие школьников на всех уровнях: школьном, муниципальном, региональном.
В городском округе на протяжении ряда лет накоплен определенный опыт организации мероприятий, направленных на выявление талантливых и одаренных детей, сложились традиции стимулирования и социальной поддержки детей, имеющих особые достижения в различных видах деятельности.
С целью выявления и развития у учащихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний, отбора лиц, проявивших выдающиеся способности, ежегодно проводится Всероссийская олимпиада школьников.
В муниципальном и школьном этапах приняли участие 1972 учащихся с 5-го по 11-ый классы. Олимпиады проводились по 19-ти предметам, 220 учащихся стали победителями и 738 призёрами. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников прошёл по 16-ти предметам. В олимпиадах приняли участие 507 учащихся 7-11-ых классов (в 2016-ом году - 190 учащихся). Победителями предметных олимпиад в 2017-ом году стали 13 учащихся и 91 учащийся заняли призовые места (в 2016-ом году 9 победителей и 74 призёра). 18 победителей и призёров 8-11-ых классов муниципального этапа были направлены в смену "Интеллект" в ВДЦ "Океан" для участия в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников, из них стали призёрами Степанов В.Д., учащийся 10А класса МКОУ СОШ N 251 ГО ЗАТО город Фокино, по химии и Фёдоров М.Д., учащийся 10 А класса МКОУ СОШ N 251 ГО ЗАТО город Фокино, по физике и математике.
Разрозненность и бессистемность проведения мероприятий по выявлению наиболее способных и талантливых школьников без создания условий их дальнейшего сопровождения на уровне школы, муниципального образования не обеспечивает сохранение и развитие одаренности, широкого общественного признания и успешной социализации школьников в творческой и высокотехнологической взрослой среде.
1.2. Анализ педагогической практики в городском округе по обозначенному направлению позволяет сделать вывод об основных проблемах, препятствующих успешному развитию одаренных и талантливых детей:
1.2.1. Кадровый "дефицит" педагогов дополнительного образования детей в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования детей, "старение" педагогических кадров в организациях дополнительного образования детей.
1.2.2. Недостаточный уровень квалификации педагогических работников образовательных организаций городского округа.
1.2.3. Отсутствие системы индивидуального медико-социального и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
1.2.4. Недостаточный уровень обеспеченности информационными ресурсами учреждений дополнительного образования города ограничивает полноценную работу одаренных и талантливых детей с различными источниками информации.
Подпрограмма "Одаренные дети" предусматривает решение обозначенных проблем через создание в городском округе системы, обеспечивающей объединение усилий по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей, развитию образовательных услуг, удовлетворяющих интересы и потребности детей с признаками одаренности.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день процесс выявления и развития одаренных детей в городском округе носит спонтанный и эмпирический характер.
1.3. Комплекс ежегодных мероприятий позволяет выявить некоторую часть одаренных детей городского округа.
Применение различных методов и форм работы с одарёнными детьми положительно влияет на конечный результат. Учащиеся получили серебряные медали (2017-ый год - 5, 2016-ый год - 2); золотые медали (2017-ый год - 5, 2016-ый год - 6). Кроме того, надо отметить, что процент поступающих в высшие учебные заведения стабилен.
Обучающиеся городского округа традиционно активно принимают участие в интеллектуальных дистанционных, заочных и очных игровых конкурсах ("Кенгуру", "КИТ", "Русский медвежонок", "Британский Бульдог", "Золотое Руно", "Человек и природа", и т.п.)
Задачи развития кадрового потенциала, повышения уровня профессиональных знаний преподавателей решаются с помощью проведения обучающих семинаров, курсов повышения квалификации. В современных условиях для обучения одаренных детей необходимы учителя нового поколения: учителя, владеющие информационными технологиями, учителя-тьюторы, учителя-технологи.
Отсутствие объективной и полной информации о детях, обладающих различными видами одаренности, определяет спонтанный характер их обучения и развития.
В целях своевременной идентификации одаренности необходимо создать систему выявления и отбора одаренных детей, основанную на использовании всевозможных источников информации о ребенке и квалифицированной психолого-педагогической диагностике.
1.4. Кадровое обеспечение системы обучения, воспитания и развития одаренных детей является проблемным полем.
По итогам 2017-2018-го учебного года можно отметить, что из 189-ти педагогов образовательных учреждений города в среднем 40 педагогов ежегодно осуществляют целенаправленную работу по подготовке детей к олимпиадам.
Практика показывает, там, где одаренным детям уделяется особое внимание, эффект часто распространяется и на весь ученический коллектив, что в целом положительно сказывается на результатах работы системы образования, а в дальнейшем - и на развитие общества в целом. Обучение одаренных детей сегодня - это модель обучения всех детей завтра.
Таким образом, требуется серьезная просветительская работа среди педагогов для формирования научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности ребенка. В настоящее время возникла объективная необходимость пополнения системы образования города педагогическими кадрами, владеющими современными технологиями обучения.
1.5. Актуальной остается проблема психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих одаренных и талантливых детей.
Таким образом, необходимо создать условия, обеспечивающие индивидуальное медико-психологическое сопровождение одаренных детей в городе.
Ежегодно в городском округе проводятся различные акции и мероприятия для детей, направленных на развитие социально значимых качеств личности. Перечислим некоторые из них: акции "Нет курению!", "Остановите СПИД", "День воды", "День Земли", "День птиц", военно-патриотической работы, "Молодежь за здоровый образ жизни", месячник, посвященный Дню Победы. Но, как правило, в данных акциях участвуют одни и те же дети, составляющие актив детских общественных организаций, практически не используется интеллектуальный потенциал одаренных детей. Организация и проведение социально значимых мероприятий не является на сегодняшний день приоритетным направлением в деятельности образовательных учреждений и детских общественных организаций.
Таким образом, для воспитания талантливого ребенка как гражданина города Фокино, реализующего свой потенциал, исходя из интересов городского округа, возникает необходимость проведения системы конкурсов социальных проектов, направленных на привлечение интеллектуально одаренных детей к решению социальных проблем городского округа.
Необходимо отметить, что в городском округе сложились традиции стимулирования и социальной поддержки детей, имеющих особые достижения в различных видах деятельности.
Опыт реализации подпрограммы в 2014 - 2018-ых годах показал, что основные направления и механизм реализации подпрограммных мероприятий определены правильно, они отражают реальные проблемы и способствуют их поэтапному решению.
1.6. В ходе реализации подпрограммы наметились положительные тенденции и получены социально значимые результаты:
1.6.1. Решение проблем одаренных детей подпрограммными средствами позволило успешно выступать учащимся и воспитанникам на Всероссийских олимпиадах и конкурсах, занимать призовые места.
1.6.2. Укреплена материально-техническая база образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.
1.6.3. Продолжается работа по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей путем проведения олимпиад, конкурсов, конференций, слетов, фестивалей и других мероприятий.
Все указанные направления работы - итог многолетней систематической деятельности, которая должна быть продолжена на новом этапе реализации подпрограммы.
2. Цели и задачи подпрограммы
2.1. Цель подпрограммы - создание благоприятных условий для выявления, сопровождения и поддержки интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей; обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения в различных областях деятельности; формирование муниципальной системы поддержки талантливых и одаренных детей.
2.2. Задачи подпрограммы:
2.2.1. Создание целостной системы координации работы с одаренными детьми в системе образования городского округа ЗАТО город Фокино.
2.2.2. Создание системы межотраслевого взаимодействия по организации работы с одаренными детьми.
2.2.3. Создание оптимальных условий для раннего выявления, развития и реализации способностей одаренных детей.
2.2.4. Повышение доступности услуг в сфере образования, спорта, культуры и искусства, направленных на развитие способностей одаренных детей, проживающих на территории городского округа.
2.2.5. Обеспечение возможности участия одаренных детей в мероприятиях различной направленности за пределами городского округа.
2.2.6. Обучение педагогов для работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой работе.
2.2.7. Организация методического объединения руководителей научных обществ учащихся образовательных учреждений.
2.2.8. Сохранение системы поощрения одаренных детей, молодежи (положение "О присуждении и вручении стипендий учащимся (воспитанникам) образовательных организаций городского округа ЗАТО город Фокино" представлено в приложении N 3 к настоящей подпрограмме).
2.2.9. Накопление муниципального банка данных "Одаренные дети".
3. Целевые индикаторы подпрограммы
3.1. Основные целевые показатели, характеризующие реализацию мероприятий в рамках подпрограммы "Одарённые дети":
3.1.1. Доля учащихся 9-11-ых классов, принимающих участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников, других олимпиадах и конкурсах, имеющих статус всероссийских и международных.
3.1.2. Участие учащихся (воспитанников) в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках.
3.1.3. Организация и проведение городских и краевых конкурсов.
3.1.4. Поощрение учащихся (воспитанников).
Значения целевых показателей (индикаторов) подпрограммы приведены в приложении N 1 к подпрограмме.
4. Перечень подпрограммных мероприятий
4.1. В перечень подпрограммных мероприятий входят:
4.1.1. Организация участия в международных программах и проектах детей, достигших успехов в определенной сфере.
4.1.2. Назначение стипендий.
4.1.3. Организация обучения и стажировок одаренных детей.
4.1.4. Создание условий для обучения и стажировки организаторов работы с одаренными детьми.
4.1.5. Проведение мониторинга по проблеме выявления и обучения одаренных детей (дошкольников, школьников).
4.1.6. Организация и проведение городских интеллектуальных конкурсов, олимпиад для учащихся (воспитанников), учителей.
4.1.7. Контроль состояния работы с одаренными детьми в городском округе.
4.1.8. Оказание помощи и оснащение образовательных учреждений компьютерным оборудованием.
5. Механизм реализации подпрограммы
5.1. Ход реализации и контроль исполнения мероприятий настоящей подпрограммы осуществляет Координационный совет, который выполняет следующие функции:
5.1.1. Сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации мероприятий.
5.1.2. Мониторинг и анализ результатов реализации подпрограммы путем представления информации о ходе выполнения и финансирования мероприятий 2 раза в год.
5.1.3. Обеспечение взаимодействия основных исполнителей подпрограммы с различными организациями, структурными подразделениями администрации городского округа ЗАТО город Фокино, участвующими в реализации подпрограммы.
5.1.4. Организация работы по корректировке подпрограммы на основании результатов работы за год.
5.1.5. Внесение изменений и дополнений в подпрограмму в связи с изменением федерального и регионального законодательства.
Реализация подпрограммы сопряжена с определенными рисками. Так, в процессе реализации подпрограммы возможно выявление отклонений в достижении промежуточных результатов из-за несоответствия влияния отдельных мероприятий подпрограммы на ситуацию в сфере в целом.
Возможными рисками при реализации мероприятий муниципальной целевой программы выступают следующие факторы: несвоевременное и недостаточное финансирование мероприятий подпрограммы.
5.2. В целях минимизации указанных рисков в процессе реализации Подпрограммы предусматриваются:
5.2.1. Создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей подпрограммы.
5.2.2. Мониторинг выполнения программы, регулярный анализ и, при необходимости, ежегодная корректировка мероприятий подпрограммы.
5.2.3. Перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов решения задач.
6. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется с 2019-го по 2021-ый годы в один этап.
Раздел 7 изменен с 12 сентября 2019 г. - Постановление Администрации городского округа ЗАТО Фокино от 27 марта 2019 г. N 463-па
7. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Ресурсное обеспечение подпрограммы приведено в приложении N 2 к настоящей подпрограмме.
8. Оценка эффективности реализации подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы осуществляется в соответствии со статьей 6 Порядка принятий решений о разработке формирования реализации муниципальных программ городского округа ЗАТО город Фокино, проведения оценки эффективности их реализации и критериев такой оценки, утвержденного постановлением администрации городского округа ЗАТО город Фокино от 12.05.2014 N 1056-па.
Успешной реализации настоящей подпрограммы будет способствовать работа Координационного совета при Управлении образования администрации городского округа ЗАТО город Фокино, который является органом управления подпрограммы. В состав Координационного совета входят представители Управления образования администрации городского округа ЗАТО город Фокино, специалисты Муниципального казенного учреждения "Центр обеспечения функционирования образовательных организаций" городского округа ЗАТО город Фокино.
8.1. Оценка эффективности реализации настоящей подпрограммы будет осуществляться на основе следующих показателей:
8.1.1. Формирование системы материального поощрения для школьников - победителей мероприятий городского, краевого, Всероссийского уровней.
8.1.2. Формирование информационного банка данных о талантливых и одаренных детях городского округа, с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения.
8.1.3. Модернизация материально-технической базы учреждений, работающих с одаренными детьми, приобретение нового оборудования.
8.1.4. Увеличение к 2021-ому году на 10% числа одаренных детей школьного возраста - призеров краевых, Всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад, по сравнению с данными 2018-го года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.