Решение Приморского краевого суда
от 7 августа 2018 г. по делу N 3а-174/18
Приморский краевой суд в составе:
судьи Приморского краевого суда Римского Я.А.,
при секретаре Петровой Е.В.,
с участием прокурора Кольцовой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Золотой Рог Девелопмент" к Администрации Приморского края, департаменту градостроительства Приморского края, заинтересованное лицо администрация города Владивостока о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 (в редакции постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па), Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14) в части,
установил:
15 сентября 2008 года Думой города Владивостока принято решение N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа", которое было официально опубликовано в изданиях "Вестник Думы города Владивостока" от 19 сентября 2008 года N 9, "Приморская газета" от 16 сентября 2008 года N 68 (238), "Владивосток" от 16 сентября 2008 года N 136 (4110). В настоящее время действует редакция от 12 февраля 2018 года N 61-па.
Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее - ПЗЗ Владивостокского городского округа), первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Утро России" N 39 (4233), 10 апреля 2010 года, "Вестник Думы города Владивостока" N 32 (2), 20 апреля 2010 года. В настоящее время действует редакция от 28 марта 2018 года N 14.
Общество с ограниченной ответственностью "Золотой Рог Девелопмент" (далее - ООО "Золотой Рог Девелопмент") обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый Решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 (в редакции постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 N 61-па) и ПЗЗ Владивостокского городского округа, утверждённые Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14) в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010008:1630, площадью 7 041 кв. м, категория земель: Земли населённых пунктов, разрешённое использование: Для строительства здания офисно-гостиничного типа, местоположение: Установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: Жилой дом. Участок находится примерно в 23 м. от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, город Владивосток, улица Прапорщика Комарова, 54 функциональной зоны рекреационного назначения, территориальной зоны зелёных насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов) (Р 1). В обоснование заявленных требований представитель административного истца указал, что ООО "Золотой Рог Девелопмент" на основании договора аренды земельного участка N 01-Ю-18362 от 10 декабря 2013 года является арендатором вышеуказанного земельного участка, который передан в аренду для строительства здания офисно-гостиничного типа, разрешённого в зоне (ОД-1). В результате изменений, внесённых постановлением Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па в Генеральный план Владивостокского городского округа и распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 в ПЗЗ Владивостокского городского округа, в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010008:1630 установлена функциональная зона рекреационного назначения, территориальная зона зелёных насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов) (Р 1). При принятии указанных нормативных правовых актов не были учтены границы, уже существующего земельного участка с кадастровым номером 25:28:010008:1630, а также наличие действующего градостроительного плана земельного участка. Отнесение земельного участка с кадастровым номером 25:28:010008:1630 к иным зонам является незаконным и нарушает права Общества, лишает правообладателя земельного участка права фактически использовать земельный участок. Помимо этого, отнесение земельного участка с кадастровым номером 25:28:010008:1630 предназначенного для строительства здания офисно-гостиничного типа к иной функциональной и территориальной зонам осуществлено без учета требований Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Кроме того, с целью организации использования арендуемого земельного участка были изготовлены и согласованы, путём прохождения публичных слушаний, проект планировки территории и проект здания офисно-гостиничного типа, проекты получили положительные заключения градостроительного совета, сведения были внесены в Генеральный план города Владивостока, проведена экспертиза проектов и получено положительное заключение негосударственной экспертизы проекта. Считает, что была нарушена процедура принятия постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па "О внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края" и распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа". На публичные слушания проект внесения изменений градостроительной документации Владивостокского городского округа в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010008:1630 не выносился, в связи с чем, Общество было фактически лишено возможности осуществить защиту своих прав, так как информация о рассмотрении обращения администрации Владивостокского городского округа административному истцу не направлялась, публикация данной информации в средствах массовой информации не осуществлялась.
До рассмотрения дела по существу суд привлёк к участию в деле в качестве административного соответчика департамент градостроительства Приморского края, в качестве заинтересованного лица администрацию города Владивостока.
Представители административного истца - Костырин Ф.В. и Яковенко Н.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержали по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении, представитель Яковенко Н.В. с учётом уточнённых административных исковых требований просила признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый Решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 (в редакции постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 N 61-па) и ПЗЗ Владивостокского городского округа, утверждённые Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14) в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010008:1630 и в части организованного проезда к указанному участку функциональной зоны рекреационного назначения, территориальной зоны зелёных насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов) (Р 1).
Представитель административного ответчика Администрации Приморского края - Янковая А.Ю. в судебном заседании доводы, указанные в ранее представленном отзыве поддержала, против удовлетворения заявленных требований возражала, по существу пояснила, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченными органами в соответствии с предоставленными полномочиями, в установленной форме, официально опубликованы. Считает, что препятствия к использованию административным истцом земельного участка отсутствуют, оспариваемые положения Генерального плана Владивостокского городского округа и ПЗЗ Владивостокского городского округа не противоречат Федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель департамента градостроительства Приморского края - Мазуров М.А. в судебном заседании доводы в представленном отзыве поддержал, против удовлетворения заявленных требований возражал, пояснил, что оспариваемые нормативные правовые акты Администрации Приморского края и департамента градостроительства Приморского края приняты в соответствии с предоставленными полномочиями. Административный истец имеет возможность использовать земельный участок, который полностью расположен в границах охраной зоны объектов культурного наследия, в территориальной зоне зелёных насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров) без срока проведении его в соответствие с градостроительным регламентом и полученным градостроительным планом.
Представители администрации города Владивостока - Хомова О.В. и Грачева А.Ю. в судебном заседании доводы, указанные в представленном ранее отзыве поддержали, против удовлетворения заявленных требований возражали, представитель администрации города Владивостока - Хомова О.В. пояснила, что на администрацию города Владивостока возложены обязанности исключительно по проведению публичных слушаний в рамках Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" (далее - Закон Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ). Главой города Владивостока были приняты постановление о назначении публичных слушаний по проекту внесения изменения в Генеральный план Владивостокского городского округа и ПЗЗ Владивостокского городского округа, которые 31 июля 2017 года были размещены в информационной-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте администрации города Владивостока и опубликованы в газете "Владивосток" от 1 августа 2017 года N 112 (5878). В период с 9 октября 2017 года по 20 октября 2017 года администрацией города Владивостока в лице управления градостроительства и архитектуры были проведены публичные слушания по проекту внесения изменения в Генеральный план Владивостокского городского округа и ПЗЗ Владивостокского городского округа, получены протоколы и заключения о результатах публичных слушаний по проектам внесения изменений, которые переданы инициатору публичных слушаний. Указанные заключения размещены в информационной-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте администрации города Владивостока.
Выслушав объяснения представителей ООО "Золотой Рог Девелопмент" - Костырина Ф.В. и Яковенко Н.В., возражения представителя Администрации Приморского края - Янковой А.Ю., представителя департамента градостроительства Приморского края - Мазурова М.А., представителей администрации города Владивостока - Хомовой О.В. и Грачевой А.Ю., а также заключение прокурора Кольцовой М.Ю., полагавшей, что оснований для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующим в части не имеется, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки городских округов отнесено к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ генеральный план городского округа и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 63 ГрК РФ (за исключением утверждения правил землепользования и застройки в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, а также внесения в него изменений определён статьёй 24 ГрК РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьёй 25 ГрК РФ осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ, с учётом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учётом предложений заинтересованных лиц.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ.
Частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, пунктом 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ) установлено, что законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом Приморского края от 29 июня 2009 года N 446-КЗ "О градостроительной деятельности на территории Приморского каря" (далее - Закон Приморского края от 29 июня 2009 года N 446-КЗ), Законом Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ Администрация Приморского края или уполномоченные ею органы исполнительной власти Приморского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа, в том числе по внесению изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа и в ПЗЗ Владивостокского городского округа, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.
Департамент градостроительства Приморского края в силу пункта 2.1.7 Положения о департаменте градостроительства Приморского края, утверждённого постановлением Администрации Приморского края от 6 августа 2007 года N 196-па, осуществляет полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа по внесению изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа и в ПЗЗ Владивостокского городского округа, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.
Частями 12, 13 статьи 24, частью 15 статьи 31, частью 1 статьи 32 ГрК РФ предусмотрено, что обязательным приложением к проектам генерального плана и правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 ГрК РФ). Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть 4 статьи 32 ГрК РФ).
Решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, официально опубликованным в печатных изданиях: "Вестник Думы города Владивостока" от 19 сентября 2008 года N 9, "Приморская газета" от 16 сентября 2008 года N 68 (238), "Владивосток" от 16 сентября 2008 года N 136 (4110), был утверждён Генеральный план Владивостокского городского округа, включая схему функционального зонирования территории, схему границ территорий общего пользования.
7 апреля 2010 года Решением Думы города Владивостока N 462 были утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которые вступили в силу со дня их официального опубликования в печатном издании - "Утро России", 10 апреля 2010 года, N 39 (4233). Данные Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования Владивостокского городского округа.
Приказом департамента градостроительства Приморского края от 21 октября 2016 года N 1831 в целях подготовки изменений в документы территориального планирования Приморского края, в том числе, в Генеральный план Владивостокского городского округа и ПЗЗ Владивостокского городского округа, создана рабочая группа по координации работ по подготовке проектов внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Приморского края, вошедших во Владивостокскую агломерацию (далее - рабочая группа).
Функциями рабочей группы являются рассмотрение и оценка предложений органов власти всех уровней, органов местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав Владивостокской агломерации, юридических и физических лиц в отношении внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований, вошедших во Владивостокскую агломерацию.
23 ноября 2017 года на заседании рабочей группы было рассмотрено заявление администрации города Владивостока о внесении изменений Генеральный план Владивостокского городского округа и ПЗЗ Владивостокского городского округа в части установления территориальной зоны, способствующей сохранению растений, в отношении зелёной зоны в районе сопки Орлиная (улица Уборевича) в городе Владивостоке и принято решение установить, в том числе, в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010008:1630 функциональную рекреационную зону, территориальную зону (Р 1), что отражено в протоколе заседания рабочей группы от 23 ноября 2017 года N 96/2017, (Приложение N 1).
Указанное решение было включено в материалы проектов по внесению изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа и ПЗЗ Владивостокского городского округа.
Территориальная зона с кодовым обозначением (Р 1) является зоной зелёных насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов) (пункт 3.32 Градостроительных регламентов).
Кроме того, в рамках подготовки и утверждения изменений, внесённых в Генеральный план Владивостокского городского округа, ПЗЗ Владивостокского городского округа на основании постановлений главы города Владивостока от 28 июля 2017 года N 1884, 1885, опубликованных в газете "Владивосток" от 1 августа 2017 года N 112 (5878) и размещённых на официальном сайте администрации города Владивостока в сети "Интернет" 31 июля 2017 года, проведена экспозиция демонстрационных материалов по проекту внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа в период с 17 сентября по 23 сентября 2017 года, назначены и проведены публичные слушания по проекту внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа, ПЗЗ Владивостокского городского округа.
Постановлением Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 год N 61-па "О внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края", вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 15 февраля 2018 года, "Приморская газета", спецвыпуск от 21 февраля 2018 года N 21 (1515)), утверждены изменения в Генеральный план Владивостокского городского округа, в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010008:1630 установлена функциональная зона рекреационного назначения.
Распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 4 апреля 2018 года, "Приморская газета", спецвыпуск от 11 апреля 2018 года N 43 (1537)) утверждены изменения Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010008:1630 установлена территориальная зона зелёных насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов) (Р 1).
Судом установлено соответствие порядка принятия, официального опубликования, вступления в законную силу постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 год N 61-па "О внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края", распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа".
Из материалов дела следует, что ООО "Золотой Рог Девеломпент" на основании договора аренды от 10 декабря 2013 года N 01-Ю-18362 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 25:28:010008:1630, площадью 7 041 кв. м, категория земель: Земли населённых пунктов, разрешённое использование: Для строительства здания офисно-гостиничного типа, местоположение: Установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: Жилой дом. Участок находится примерно в 23 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, город Владивосток, улица Прапорщика Комарова, 54.
Частью 3 статьи 28 и частью 14 статьи 31 ГрК РФ (в редакции от 20 марта 2011 года) предусматривалось, что в случае внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений, вместе с тем порядок уведомления не установлен.
В данном случае каких-либо препятствий в реализации прав административного истца на участие в публичных слушаниях по обсуждению проекта внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки допущено не было.
Обратившись в Управление градостроительства и архитектуры города Владивостока с заявлением о выдаче разрешения на строительство ООО "Золотой Рог Девеломпент" 9 апреля 2018 года получило отказ мотивированный тем, что земельный участок находится в зоне рекреационного назначения, в котором размещение здания офисно-гостиничного типа невозможно.
Согласно Карте Изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края, утверждённых постановлением Администрации Приморского каря от 12 февраля 2018 года N 61-па земельный участок с кадастровым номером 25:28:010008:1630 отнесён к функциональной зоне рекреационного назначения.
Согласно Карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа. Карты границ зон с особыми условиями использования территории, границ территории объектов культурного наследия" входящей в состав Изменений в ПЗЗ на территории Владивостокского городского округа, утверждённых распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14, земельный участок с кадастровым номером 25:28:010008:1630 расположен в территориальной зоне зелёных насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов) (Р 1).
Оспаривая Генеральный план городского округа (в редакции от 12 февраля 2018 года) и Правила землепользования и застройки в (редакции от 28 марта 2018 года) административный истец указывает на то, что изменение ранее установленной функциональной зоны многофункциональной общественно-деловой застройки на функциональную зону рекреационного назначения произведено без учёта фактического использования земельного участка.
Генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на её возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и тому подобное, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что вытекает из положений статей 2, 9, 23 ГрК РФ.
Согласно части 11, 12 статьи 9 ГрК РФ генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и утверждаются на срок не менее чем двадцать лет, утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечёт за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Генеральный план муниципального образования, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать её фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории.
В оспариваемой части Генеральный план не содержит положений, ограничивающих права административного истца, как пользователя спорного земельного участка. Кроме того, действующее градостроительное законодательство не ставит возможность разработки генерального плана и его корректировки в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, которую затрагивает генеральный план.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учётом функциональных зон (зон, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение) и параметров их планируемого развития, определёнными документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Из системного толкования положений части 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесённой к функциональным зонам.
Согласно части 8 статьи 36 ГрК РФ и части 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешённого использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, установление Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа для земельного участка с кадастровым номером 25:28:010008:1630 территориальной зоны, не совместимой с указанным в правоустанавливающих документах видом разрешённого использования, направлены на сохранение публичных и частных интересов.
Подпункт 1 части 1 и часть 2 статьи 34 ГрК РФ не содержат императивного требования о безусловном сочетании в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и об установлении территориальных зон исключительно по границам, указанным в пункте 2 статьи 34 ГрК РФ. Перечень возможного установления границ территориальных зон носит открытый характер, что следует из подпункта 7 части 2 статьи 34 ГрК РФ.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Генеральный план Владивостокского городского округа (в редакции постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па) и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14) приняты уполномоченными органами с соблюдением установленной процедуры их принятия, а также порядка их официального опубликования. В оспариваемой административным истцом части Генеральный план Владивостокского городского округа (в редакции постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па), и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14) нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.
Кроме того, суд считает, что принятые изменения функциональной и территориальной зоны в границах организованного проезда к земельному участку с кадастровым номером 25:28:010008:1630 права общества не нарушают, поскольку административный истец правообладателем земельного участка под организованным проездом не является, границы земельного участка не сформированы.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления ООО "Золотой Рог Девелопмент" суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать Администрацию Приморского края и департамент градостроительства Приморского края опубликовать сообщения о принятом решение суда в официальных печатных изданиях данных исполнительных органов государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью "Золотой Рог Девелопмент" о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 (в редакции постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па) в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010008:1630, площадью 7 041 кв. м, категория земель: Земли населённых пунктов, разрешённое использование: Для строительства здания офисно-гостиничного типа, местоположение: Установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: Жилой дом. Участок находится примерно в 23 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, город Владивосток, улица Прапорщика Комарова, 54, функциональной зоны рекреационного назначения и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14) в части, установления в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010008:1630, площадью 7 041 кв. м, категория земель: Земли населённых пунктов, разрешённое использование: Для строительства здания офисно-гостиничного типа, местоположение: Установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: Жилой дом. Участок находится примерно в 23 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, город Владивосток, улица Прапорщика Комарова, 54, территориальной зоны зелёных насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов) (Р-1), отказать.
Обязать Администрацию Приморского края, опубликовать сообщение о принятом решении, в части касающейся результатов рассмотрения административных исковых требований о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 (в редакции постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па), в официальном печатном издании данного исполнительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать департамент градостроительства Приморского края, опубликовать сообщение о принятом решении, в части касающейся результатов рассмотрения административных исковых требований о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14), в официальном печатном издании данного исполнительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья |
Я.А. Римский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 7 августа 2018 г. по делу N 3а-174/18
Текст решения опубликован в "Приморской газете" от 23 января 2019 г. N 5