Определение СК по административным делам Приморского краевого суда
от 20 апреля 2017 г. по делу N 33а-3764
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Пилипенко Е.В. и Туктамышевой О.В.
при секретаре Пауловой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Владивостока о признании противоречащим закону и недействующим с момента принятия постановления администрации города Владивостока от 20 января 2016 года N 75 "Об утверждении Порядка создания и использования парковок (парковочных мест) расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Владивостокского городского округа" и возложении обязанности по апелляционной жалобе администрации города Владивостока на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 16 января 2017 года, которым исковые требования удовлетворены. Признано противоречащим закону и недействующим с момента принятия постановление администрации города Владивостока от 20 января 2016 года N 75 "Об утверждении Порядка создания и использования парковок (парковочных мест) расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Владивостокского городского округа".
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав объяснения представителя администрации города Владивостока Бакулиной А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Нишоновой Ф.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
постановлением администрации города Владивостока от 20 января 2016 года N 75 утвержден Порядок создания и использования парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Владивостокского городского округа.
Пунктом 1.1. названного постановления предусмотрен порядок создания парковок на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Владивостокского городского округа.
Согласно пункту 2.4 Порядка создания и использования парковок (парковочных мест) размещение парковок (парковочных мест) не должно создавать помех участникам дорожного движения (водителям транспортных средств, пешеходам), снижать безопасность дорожного движения, противоречить действующему законодательству Российской Федерации, в том числе Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее - Правила дорожного движения Российской Федерации).
Прокурор города Владивостока обратился в суд с названным административным иском и просил признать недействующим постановление администрации города Владивостока от 20 января 2016 года N 75, которым утвержден Порядок создания и использования парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Владивостокского городского округа, полагая, что установленный порядок создания парковочных мест на платной основе противоречит положениям статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", предусматривающий возможность организации парковок в отсутствие разработанного и утвержденного проекта и схемы организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения.
В судебном заседании прокурор настаивал на заявленных требованиях, указал, что оспариваемое постановление противоречит статье 21 ФЗ "О безопасности дорожного движения", так как отсутствует утвержденная в установленном порядке схема организации дорожного движения. Определением Верховного суда РФ от 29 июля 2015 года принято решение, которым на администрацию города Владивостока возложена обязанность разработать и утвердить проект и схемы организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения Владивостокского городского округа, указанных в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения Владивостокского городского округа, утвержденного постановлением администрации города Владивостока от 21 февраля 2011 года N 155, а также в перечне проездов на территории Владивостокского городского округа, утвержденного постановлением администрации города Владивостока от 12 декабря 2012 года N 4335, которое не исполнено. В отсутствие разработанного и утвержденного проекта и схемы организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения Владивостокского городского округа будут нарушены права граждан на пользование парковками на бесплатной основе.
Представитель административного ответчика возражал против иска, представив письменные объяснения. В судебном заседании, возражая против требований прокурора, указал, что администрацией города на стадии согласования проекта постановления получено положительное заключение правовой и антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта выданное прокуратурой города Владивостока. Полагает, что размещение парковок (парковочных мест) на автомобильной дороге местного значения Владивостокского городского округа путем их оборудования (обозначения) на участках, предусмотренных проектной документацией на такую автомобильную дорогу, либо на участках, согласованных отделом ГИБДД УМВД РФ по городу Владивостоку, возможно в отсутствие утвержденной в установленном порядке схемы организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения Владивостокского городского округа.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация города Владивостока, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно статье 4 названного Федерального закона законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать указанному Федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации.
Статьей 13 этого же Федерального закона установлены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к числу которых отнесено установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по созданию и обеспечению функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе парковок (парковочных мест), а также определение порядка и условий оплаты за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Во исполнение предоставленных полномочий администрацией города Владивостока принято оспариваемое Постановление, которым утвержден порядок создания и использования платных парковок (парковочных мест).
Признавая противоречащим федеральному закону порядок создания парковочных мест, суд правильно указал, что деятельность по созданию парковочных мест должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения, поскольку парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Парковка (парковочное место), как следует из положений пункта 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, представляет собой специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе, частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Автомобильные дороги общего пользования местного значения Владивостокского городского округа относятся к обычным дорогам, в отношении таких дорог при установлении платной парковки и при наличии установленных дорожных знаков (нанесенных линий дорожной разметки) в соответствии с пунктом 12.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, не требуется создание специально оборудованных и обустроенных мест стоянки транспортных средств.
Вместе с тем, отсутствие требований по созданию специального оборудования не освобождает орган местного самоуправления при создании парковок (парковочных мест) руководствоваться проектами организации дорожного движения с согласованием с органами Государственной инспекцией безопасности дорожного движения.
Указанная в пункте 2.4 Порядка возможность организации парковок во Владивостокском городском округе по согласованию с органами Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, допускает усмотрение органа местного самоуправления, допускает возможность создавать парковки вне установленной законом процедуры.
Широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц) отнесена к коррупциогенным факторам, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, предусмотренным пунктом "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 (ред. от 18.07.2015) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона.
Поскольку неясность и неоднозначное толкование правовой нормы является самостоятельным основанием для ее признания противоречащей федеральному законодательству и не действующей, решение суда первой инстанции в части, в которой пункт 2.4. Порядка создания и использования парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Владивостокского городского округа признан противоречащим федеральному законодательству, является законным.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, до вынесения решения суда не применялся и на основании этого акта не были реализованы права граждан и организаций, суд в соответствии со статьей 215 КАС РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия.
Вместе с тем, принимая решение о создании и об использовании парковок (парковочных мест) и в связи с этим устанавливая порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, администрация города Владивостока действовала в пределах компетенции, оспариваемый акт содержит общие условия создания и использования парковок (парковочных мест) со ссылкой на положения закона, предусматривающего проведение необходимых мероприятий по созданию и обеспечению функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, порядок внесения платы при использовании парковок (парковочных мест) на платной основе, способах внесения платы, условиях, запрещающих совершать общераспространенные действия при пользовании парковками (парковочными местами)
Очевидно, что при таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для выводов о противоречии федеральному законодательству оспариваемого порядка помимо пункта 2.4, в связи с чем решение суда в этой части подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Владивостока от 16 января 2017 года оставить без изменения в части признания противоречащим и недействующим пункт 2.2 Порядок создания и использования парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Владивостокского городского округа, утвержденного постановлением администрации города Владивостока от 20 января 2016 года N 75 с момента его принятия, в остальной части решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым прокурору в удовлетворении иска отказать.
Председательствующий |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Приморского краевого суда от 20 апреля 2017 г. по делу N 33а-3764
Текст определения официально опубликован не был
Текст определения размещен на сайте Приморского краевого суда в Internet (http://kraevoy.prm.sudrf.ru)