Решение Приморского краевого суда
от 16 января 2019 г. по делу N 3а-10/2019
Приморский краевой суд в составе:
судьи Приморского краевого суда Римского Я.А.,
при секретаре Петровой Е.В.,
с участием прокурора Кольцовой М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Стоунлэнд" к Думе города Владивостока, департаменту градостроительства Приморского края. Администрации Приморского края, заинтересованные лица департамент земельных и имущественных отношений Приморского края. Краевое государственное бюджетное учреждение Приморского края "Центр развития территорий", Акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока" и администрация города Владивостока о признании не действующими Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 (в редакции постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па) и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14) в части и возложить обязанность, установил:
15 сентября 2008 года Думой города Владивостока принято решение N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа", которое было официально опубликовано в изданиях "Вестник Думы города Владивостока" от 19 сентября 2008 года 9, "Приморская газета" от 16 сентября 2008 года N 68 (238), "Владивосток" от 16 сентября 2008 года N 136 (4110). В настоящее время Действует редакция от 12 февраля 2018 года N 61-па.
Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее - ПЗЗ Владивостокского городского округа), первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Утро России" 39 (4233), 10 апреля 2010 года, "Вестник Думы города Владивостока" 32 (2), 20 апреля 2010 года. В настоящее время действует редакция от 28 марта 2018 года N 14.
Общество с ограниченной ответственностью "Стоунлэнд" (далее - ООО "Стоунлэнд") обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими с даты принятия внесённых изменений Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый Решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 (в редакции постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 61-па) в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010033:28 площадью 5 877 кв. м, категория земель: Земли населённых пунктов; вид разрешённого использования: Занимаемый открытой автостоянкой, для дальнейшей эксплуатации; адрес: Приморский край, город Владивосток, улица Адмирала Юмашева, 14 "В" функциональной зоны рекреационного назначения и ПЗЗ Владивостокского городского округа, утверждённые Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14) в части установления в границах указанного земельного участка территориальной зоны зелёных насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов) (Р 1). В обоснование заявленных требований представитель административного истца указал, что ООО "Стоунлэнд" на основании соглашения о передаче прав и обязанностей от 2 октября 2017 года по договору аренды земли N 003088 от 6 июня 2000 года, заключённого с Губич С.И. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 25:28:010033:28 ООО "Стоунлэнд", являясь резидентом свободного порта Владивосток, на основании соглашения об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток от 19 декабря 2017 года N СПВ-403/17, на данном земельном участке планировало строительство двух семнадцатиэтажных жилых домов и подземной двухуровневой парковки. На момент разработки бизнес-плана, заключения соглашения об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток и соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды, земельный участок с кадастровым номером 25:28:010033:28 находился в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж 3). Несмотря на предпринимаемые Губич С. и ООО Стоунлэнд" усилия, в результате изменений, внесённых постановлением Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года 61-па в Генеральный план Владивостокского городского округа и распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 в ПЗЗ Владивостокского городского округа, в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010033:28 установлена функциональная зона рекреационного назначения и территориальная зона зелёных насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов) (Р 1). Считает, что отнесение земельного участка с кадастровым номером 25:28:010033:28 к функциональной зоне рекреационного назначения и территориальной зоне зелёных насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов) (Р 1) осуществлено без учёта требований Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ). При принятии указанных нормативных правовых актов не были учтены сложившаяся планировка территории, сложившееся землепользования данного земельного участка, права и законные интересы правообладателя земельного участка, а также интересы граждан, в интересах которых резидентом свободного порта Владивосток был разработан инвестиционный проект. Из аудиторского заключения "О соответствии планируемой деятельности нормам природоохранного законодательства Российской Федерации" подготовленного Обществом с ограниченной ответственностью "Центр современных технологий" по заказу ООО "Стоунлэнд" следует, что использование земельного участка для строительства двух многоэтажных жилых домов, в случае, если земельный участок был бы отнесён к зоне застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более) (Ж 4), положительно бы сказалось на общем санитарном и экологическом состояние территории, в том числе в связи с обязательным 30% озеленением и благоустройством земельного участка, а также в связи с вызовом и утилизацией загрязненных грунтов. С учётом уточнённых административных исковых требований представитель административного истца просил признать не действующими с даты принятия внесённых изменений Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый Решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 (в редакции постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 г. N 61-па) в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010033:28 функциональной зоны рекреационного назначения и ПЗЗ Владивостокского городского округа, утверждённые Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 (в редакции распоряжения департамент градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14) в части установления в границах указанного земельного участка территориальной Зоны зелёных насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов) (Р 1). Обязать административных ответчиков внести изменения в Генеральный план Владивостокского городского и ПЗЗ Владивостокского городского округа в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010033:28 функциональной жилой зоны и территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более) (Ж 4).
До рассмотрения дела по существу суд привлёк к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрацию города Владивостока.
Представитель административного истца ООО "Стоунлэнд" Фатьянова К.А. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении. По существу пояснила, что при внесении оспариваемых изменений не были соблюдены цели, для которых разрабатываются указанные нормативные правовые акты, а именно, создание условий для привлечения инвестиций, в том числе путём предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешённого использования земельного участка. Не была учтена совокупность социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктур. Принятие оспариваемых изменений влечёт невозможность реализации резидентом своего инвестиционного проекта, что является нарушением прав и обязанностей резидента, поскольку в связи с невозможностью реализации инвестиционного проекта резидент, в том числе потеряет свой статус. В данном случае затронуты права не только резидента, но и публичные интересы в связи с тем, что не будут привлечены инвестиции. На сегодняшний день вид разрешённого использования земельного участка остался прежним. ООО "Стоунлэнд" принимало участие в публичных слушаниях и высказывало свою позицию.
Представитель административного ответчика Администрации Приморского края Янковая А.Ю. в судебном заседании доводы, указанные в ранее представленном отзыве поддержала, против удовлетворения заявленных требований возражала, по существу пояснила, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченными органами в соответствии с предоставленными полномочиями, в установленной форме, официально опубликованы и не противоречат Федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В данном случае было соблюдение частных и публичных интересов, необходимость сохранения и в будущем создание дополнительных рекреационных зон это объективная необходимость, в связи с чем, при утверждении документов территориального планирования было принято решение об установлении такой рекреационной зоны. На момент заключения соглашения об. осуществлении деятельности резидента административному истцу было известно, что предполагается установление зоны рекреации. Сама по себе невозможность реализации данного инвестиционного проекта не является основанием потери статуса резидента. ООО "Стоунлэнд" имеет возможность пользоваться данным земельным участком без изменения градостроительного регламента.
Представитель административного ответчика департамента градостроительства Приморского края Мазуров М.А. в судебном заседании доводы в представленных ранее возражениях поддержал, против удовлетворения заявленных требований возражал, пояснил, что оспариваемые нормативные правовые акты Администрации Приморского края и департамента градостроительства Приморского края приняты в соответствии с предоставленными полномочиями. Установление рекреационных функциональной и территориальной зоны в границах спорного земельного участка не создаёт фактических или правовых препятствий для использования земельного участка в соответствии с установленным для него видом разрешённого использования, а именно занимаемый открытой автостоянкой, для дальнейшей эксплуатации. Земельный участок был предоставлен в аренду в целях, не связанных со строительством многоквартирных жилых домов, несмотря на его расположение в территориальной зоне застройки многоквартирными жилыми домами (Ж-3) в ранее действовавшей редакции ПЗЗ Владивостокского городского округа, таким образом, изменением зонирования права правообладателя земельного участка не нарушены.
Представитель административного ответчика Думы города Владивостока - Титенко Т.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала по основаниям и доводам, указанным в ранее представленном отзыве на административное исковое заявление. По существу пояснила, что при принятии оспариваемых нормативных правовых актов были соблюдены требования действующего законодательства, устанавливающие полномочия принявших их органов, форму и вид нормативных правовых актов, процедуру их принятия, правила введения оспариваемых нормативных правовых актов в действие, включая порядок опубликования и вступления в силу. Поскольку административный истец вправе использовать земельный участок в соответствии с его видом разрешённого использования, оспариваемые нормативные правовые акты никаким образом не нарушают его права.
Представитель заинтересованного лица Акционерного общества "Корпорация развития Дальнего Востока" (далее - АО "КРДВ") - Куксова Р.А. в судебном заседании поддержала доводы представленного ранее отзыва, просила требования ООО "Стоунлэнд" удовлетворить в полном объёме. По существу пояснила, что АО "КГ) ДВ" является управляющей компанией свободного порта Владивосток. Являясь резидентом свободного порта Владивосток ООО "Стоунлэнд" приняло на себя обязательство по реализации инвестиционного проекта в период с 2018 по 2021 годы. В качестве одного из мест реализации инвестиционного проекта резидента указан земельный участок с кадастровым номером 25:28:010033:28 считает, что при внесении изменений в оспариваемых нормативных правовых актах не учтены сложившаяся планировка территории, существующее землепользование, его фактическое использование и ограничивают права ООО "Стоунлэнд", поскольку не позволяют реализовать объект инвестирования, при подписании соглашения от 19 декабря 2017 года об осуществлении деятельности на территории свободного порта Владивосток. Кроме того, на основании пункта статьи 14 Закона РСФСР от 26 июня 1991 года N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" изменения, внесённые в Генеральный план Владивостокского городского округа и ПЗЗ Владивостокского городского округа не могут применяться ранее 12 февраля 2019 года и 4 апреля 2019 года соответственно.
Представитель заинтересованного лица Краевого государственного бюджетного учреждения Приморского края "Центр развития территорий" (далее - КГБУ "Центр развития территорий") - Саминский Н.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных требований возражал. Считает, генеральный план и Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом, с учётом публичных и частных интересов.
Представитель заинтересованного лица администрации города Владивостока в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения административного дела был извещён надлежащем образом. Согласно ранее представленному отзыву на административное исковое заявление против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражал. Указал, что на администрацию города Владивостока возложены обязанности исключительно по проведению публичных слушаний в рамках Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ. Главой города Владивостока были приняты постановления о назначении публичных слушаний по проекту внесения изменения в Генеральный план Владивостокского городского округа и ПЗЗ Владивостокского городского округа, которые 31 июля 2017 года были размещены в информационной телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте администрации города Владивостока и опубликованы в газете "Владивосток" от августа 2017 года N 112 (5878). В периоде 9 октября 2017 года по 20 октября 2017 года администрацией города Владивостока в лице управления градостроительства и архитектуры были проведены публичные слушания по проекту внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа и ПЗЗ Владивостокского городского округа, подготовлены протоколы и заключения о результатах публичных слушаний по проектам внесения изменений, которые переданы инициатору публичных слушаний. Указанные заключения размещены в информационной-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте администрации города Владивостока.
Представитель департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения административного дела был извещён надлежащим образом, причины неявки не сообщил.
Выслушав объяснения представителей ООО "Стоунлэнд" Фатьяновой К.А., представителя АО "КРДВ" Куксовой Р.А., возражения представителя Администрации Приморского края Янковой А.Ю., представителя департамента градостроительства Приморского края Мазурова М.А., представителя Думы города Владивостока Титенко ТВ., представителя КГБУ "Центр развития территорий" Саминского Н.В., а также заключение прокурора Кольцовой М.Ю., полагавшей, что оснований для признания оспариваемых нормативных правовых актов не действующим в части не имеется, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки городских округов отнесено к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГРК РФ генеральный план городского округа и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 63 ГрК РФ (за исключением утверждения правил землепользования и застройки в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, а также внесения в него изменений определён статьёй 24 ГрК РФ которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьёй 25 ГрК РФ осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ, с учётом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учётом предложений заинтересованных.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГРК РФ.
В соответствии с Законом Приморского края от 29 июня 2009 года N 446-КЗ "О градостроительной деятельности на территории Приморского края" (далее - Закон Приморского края от 29 июня 2009 года N 446-КЗ), Законом Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ Администрация Приморского края или уполномоченные его органы исполнительной власти Приморского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа, в том числе по внесению изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа и в ПЗЗ Владивостокского городского округа, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.
Департамент градостроительства Приморского края в силу пункта 2.1.7 Положения о департаменте градостроительства Приморского края, утверждённого постановлением Администрации Приморского края от 6 августа 2007 года N 196-па, осуществляет полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа по внесению изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа и в ПЗЗ Владивостокского городского округа, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 ГРК РФ). Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть 4 статьи 32 ГрК РФ).
Решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года 19, официально опубликованным в печатных изданиях: "Вестник Думы города Владивостока" от 19 сентября 2008 года N 9, "Приморская газета" от 16 сентября 2008 года N 68 (238), "Владивосток" от 16 сентября 2008 года N 136 (4110), был утверждён Генеральный план Владивостокского городского округа, включая схему функционального зонирования территории, схему границ территорий общего пользования.
7 апреля года Решением Думы города Владивостока 462 были утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которые вступили в силу со дня их официального опубликования в печатном издании "Утро России", 10 апреля 2010 года, N 39 (4233). Данные Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования Владивостокского городского округа.
Постановлением Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 год N 61-па "О внесении изменений в генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края", вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 15 февраля 2018 года, "Приморская газета", спецвыпуск от 21 февраля 2018 года 21 (1514) утверждены изменения в Генеральный план Владивостокского городского округа, в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010033:28 установлена функциональная зона рекреационного назначения.
Распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года 14 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 4 апреля 2018 года, "Приморская газета", спецвыпуск от 11 апреля 2018 года 43 (1537)) утверждены изменения Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010033:28 установлена территориальная зона зелёных насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов) (Р 1).
Судом установлено соответствие порядка принятия, официального опубликования, вступления в законную силу постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 год 61-па "О внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края", распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года 14 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа".
Из материалов дела следует, что ООО "Стоунлэнд" на основании соглашения о передаче прав и обязанностей от 2 октября 2017 года по договору аренды земли 003088 от 6 июня 2000 года, заключённого с Губич СИ. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 25:28:010033:28, площадью 5 877 кв. м, категория земель: Земли населённых пунктов; вид разрешённого использования: Занимаемый открытой автостоянкой, для дальнейшей эксплуатации; адрес: Приморский край, город Владивосток, улица Адмирала Юмашева, 14 "В".
Согласно фрагменту "Карты зон с особыми условиями использования территории", входящей в состав материалов по обоснованию Изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края, утвержденных постановлением Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па земельный участок с кадастровым номером 25:28:010033:28 отнесён к функциональной зоне рекреационного назначения.
Как следует из фрагмента "Карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа. Карты границ зон с особыми условиями использования территории, границ территории объектов культурного наследия" входящей в состав Изменений в ПЗЗ на территории Владивостокского городского округа, утверждённых распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14, земельный участок с кадастровым номером 25:28:010033:28 расположен в территориальной зоне зелёных насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов) (Р 1).
Оспаривая Генеральный план городского округа (в редакции от 12 февраля 2018 года) и Правила землепользования и застройки в (редакции от 28 марта 2018 года) административный истец указывает на то, что изменение ранее установленной функциональной зоны жилой застройки на функциональную зону рекреационного назначения произведено без учёта фактического использования земельного участка.
Генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на её возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и тому подобное, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что вытекает из положений статей 2, 9, 23 ГРК РФ.
Согласно части 11, 12 статьи 9 ГРК РФ генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и утверждаются на срок не менее чем двадцать лет, утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечёт за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГРК).
Генеральный план муниципального образования, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать её фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 31 июля 2018 года N 99/2018/142463504 следует, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:010033:28 имеет вид разрешённого использования: Занимаемый открытой автостоянкой, для дальнейшей эксплуатации.
В оспариваемой части Генеральный план не содержит положений, ограничивающих права административного истца, как пользователя спорного земельного участка, предоставленного для эксплуатации автостоянки. Кроме того, действующее градостроительное законодательство не ставит возможность разработки генерального плана и его корректировки в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, которую затрагивает генеральный план.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учётом функциональных зон (зон, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение) и параметров их планируемого развития, определён иными документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГРК РФ).
Из системного толкования положений части 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГРК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесённой к функциональным зонам.
Согласно части 8 статьи 36 ГрК РФ и части 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешённого использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, установление ПЗЗ на территории Владивостокского городского округа для земельного участка с кадастровым номером 25:28:010033:28 территориальной зоны, не совместимой с указанным в правоустанавливающих документах видом разрешённого использования, направлены на сохранение публичных и частных интересов.
Подпункт части 1 и часть 2 статьи 34 ГРК РФ не содержат императивного требования о безусловном сочетании в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и об установлении территориальных зон исключительно по границам, указанным в пункте 2 статьи 34 ГРК РФ. Перечень возможного установления границ территориальных зон носит открытый характер, что следует из подпункта 7 части 2 статьи 34 ГРК РФ.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Генеральный план Владивостокского городского округа (в редакции постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па) и ПЗЗ Владивостокского городского округа (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 8 года N 14) приняты уполномоченными органами с соблюдением установленной процедуры их принятия, а также порядка их официального опубликования. В оспариваемой административным истцом части Генеральный план Владивостокского городского округа (в редакции постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па), и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14) нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.
В соответствии с пунктом статьи 14 Закона РСФСР от 26 июня 1991 года N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" государство гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. В случаях принятия законодательных актов, положения которых ограничивают права субъектов инвестиционной деятельности, соответствующие положения этих актов не могут вводиться в действие ранее, чем через год с момента их опубликования.
Однако при применении пункта 1 статьи 14 Закона РСФСР от 26 июня 1991 года 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" необходимо учитывать содержание пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", которая конкретизирует, в случае принятия каких нормативных правовых актов, инвесторам предоставляются указанные в данном Федеральном законе льготы. В данном случае оспариваемый нормативный правовой акт к указанному перечню не относится.
Кроме того, суд отмечает, что создание условий для привлечения инвестиций, в том числе путём предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства как одна из целей разработки правил землепользования и застройки не подразумевает установление территориальных зон в соответствии с заявлениями заинтересованных лиц, в том числе резидентов свободного порта Владивосток.
При этом суд также не находит оснований для возложения на административных ответчиков обязанности внести изменения в Генплан и ПЗЗ Владивостокского городского округа, поскольку в данном случае отсутствует нарушение прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. К тому же, в настоящее время принятие оспариваемых нормативных правовых актов отнесено к компетенции Администрации Приморского края и департамента градостроительства Приморского края.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления ООО "Стоунлэнд" суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать Администрацию Приморского края и департамент градостроительства Приморского края опубликовать сообщения о принятом решение суда в официальных печатных изданиях данных исполнительных органов государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 75, 178, 79, 80, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью "Стоунлэнд" о признании не действующими с даты принятия внесённых изменений Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 (в редакции постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па) в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010033:28, площадью 5 877 кв. м, категория земель: Земли населённых пунктов; вид разрешённого использования: Занимаемый открытой автостоянкой, для дальнейшей эксплуатации; адрес: Приморский край, город Владивосток, улица Адмирала Юмашева, 14 "В" функциональной зоны рекреационного назначения. Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14) в части, установления в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010033:28 площадью 5 877 кв. м, категория земель: Земли населённых пунктов; вид разрешённого использования: Занимаемый открытой автостоянкой, для дальнейшей эксплуатации; адрес: Приморский край, город Владивосток, улица Адмирала Юмашева, 14 "В" территориальной зоны зелёных насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов) (Р-1) и возложить обязанность внести изменения в Генеральный план Владивостокского городского округа в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010033:28 функциональной жилой зоны и территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более) (Ж 4), отказать.
Обязать Администрацию Приморского края, опубликовать сообщение о принятом решении, в части касающейся результатов рассмотрения административных исковых требований о признании недействующим с даты принятия внесённых изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 (в редакции постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па), в официальном печатном издании данного исполнительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать департамент градостроительства Приморского края, опубликовать сообщение о принятом решении, в части касающейся результатов рассмотрения административных исковых требований о признании недействующими с даты принятия внесённых изменений Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14), в официальном Печатном издании данного исполнительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Приморский краевой суд.
Судья |
Я.А. Римский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 16 января 2019 г. по делу N 3а-10/2019
Текст решения опубликован в "Приморской газете" от 10 июля 2019 г. N 52