Статья 223. Служба охраны труда у работодателя (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ)
1. Основное звено в системе управления охраной труда у работодателя - служба охраны труда в организации, функции которой непосредственно связаны с производственной или иной трудовой деятельностью. Служба охраны труда (далее - Служба) обеспечивает функционирование системы управления охраной труда у работодателя. От ее деятельности в первую очередь зависит уровень работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.
Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель, который в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением, организации работы по охране труда в организации создает службу охраны труда.
В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи служба охраны труда создается у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек. Вместо создания службы охраны труда у указанного работодателя допускается введение должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 223).
В целях оказания помощи в реализации государственной политики в области охраны труда работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37 утверждены Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда. Указанные Рекомендации не распространяются на работодателей - индивидуальных предпринимателей, на работодателей, не осуществляющих производственную деятельность согласно уставным документам, с численностью работников не более 50 человек, работодателей - субъектов малого предпринимательства и иных работодателей (организации, предприятия, учреждения), не осуществляющих производственную деятельность, предоставляющих социально-бытовые услуги без предоставления проживания, принявших решение о введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей деятельности (п. 1 Рекомендаций). Рекомендации также не применяются для расчета штатной численности работников испытательных лабораторий по условиям труда, врачей по производственной медицине, специалистов по промышленной, экологической и пожарной безопасности и иных специальностей (п. 7 Рекомендаций).
2. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом указанных Рекомендаций.
Службу охраны труда рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения работодателя, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы. Служба охраны труда является структурным подразделением, подчиняющимся непосредственно работодателю (его уполномоченному представителю). Работодатель вправе своим решением делегировать прямое руководство Службой одному из заместителей руководителя работодателя, обладающего компетенциями в сфере охраны труда, у которого обязанности по руководству и ответственность за обеспечение функционирования службы охраны труда, в том числе в рамках системы управления охраной труда, закреплены в локальных нормативных актах работодателя и должностной инструкции, с обеспечением отсутствия конфликта интересов.
Структуру и численность работников Службы работодателю рекомендуется определять исходя из возлагаемых на нее следующих задач и функций: организация работы по обеспечению выполнения требований охраны труда; контроль за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, отраслевых (межотраслевых) соглашений, других локальных нормативных актов работодателя по вопросам охраны труда; организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а также мероприятий по улучшению условий труда; информирование и консультирование работников и руководителей структурных подразделений у работодателя по вопросам охраны труда; изучение и распространение передового опыта в области охраны труда, проведение информационных мероприятий по вопросам охраны труда (п. 13 Рекомендаций).
При формировании структуры Службы рекомендуется учитывать взаимосвязь элементов системы управления охраной труда у работодателя, направленных на выполнение принятой политики в области охраны труда, постановленных целей по охране труда, мероприятий и внутренних процедур, направленных на их достижение.
Рекомендуемая нормативная численность работников Службы определяется исходя из 40-часовой рабочей недели и представлена в виде таблиц, выражающих зависимость нормативов от одного или нескольких наиболее существенных для каждой из функций факторов, которые оказывают основное влияние на трудоемкость выполняемых работ. Расчет численности работников Службы рекомендуется проводить с учетом сложившихся организационно-технических условий у работодателя на основании данных из таблиц 1-5 и параметров, заложенных в расчет нормативной численности, представленных в разделах IV и V Рекомендаций (п. 25 Рекомендаций). Итоговая нормативная численность работников Службы рассчитывается исходя из рекомендуемой нормативной численности по таблицам 1-5 и в соответствии с методикой расчета нормативной численности работников службы охраны труда, представленной в разделе V Рекомендаций.
Пример расчета рекомендуемой нормативной численности работников службы охраны труда у работодателя приведен в приложении N 1 к Рекомендациям.
В случае значительного удаления отдельных, не являющихся самостоятельными, производственных подразделений, обособленных подразделений (в том числе филиалов) друг от друга у одного работодателя к рассчитанной по рекомендуемым нормативам численности рекомендуется применять коэффициенты, учитывающие связанные с этим особенности организации производства и обеспечения охраны труда, которые указаны в п. 26 Рекомендаций.
В обособленных самостоятельных производственных структурах (филиалах) работодателя численностью свыше 400 человек численность специалистов Службы рекомендуется рассчитывать отдельно для каждой обособленной единицы производственной структуры. К обособленным производственным структурам относятся предприятия, филиалы, представительства, цеха, транспортные (логистические), обслуживающие и жилищно-коммунальные подразделения, входящие в структуру работодателя, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл (п. 28 Рекомендаций).
Разработка, пересмотр и утверждение нормативов штатной численности работников службы охраны труда осуществляются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии) (п. 29 Рекомендаций).
3. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями работодателя, комитетом (комиссией) по охране труда, выборным органом первичной профсоюзной организации, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии), а также, при необходимости, с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля (п. 11 Рекомендаций).
При организации труда работников Службы рекомендуется регламентировать их должностные обязанности с закреплением за каждым из них определенных функций и направлений работы по охране труда у работодателя в целом и (или) в его структурных подразделениях в соответствии с должностными инструкциями. Работодателю (его уполномоченному представителю) рекомендуется обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих функций и полномочий, организовать для работников Службы обучение и проверку знаний требований охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 14, 15 Рекомендаций).
Для осуществления выполнения некоторых функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) рекомендуется предусматривать организацию кабинета по охране труда и (или) уголка по охране труда, оснащенного необходимым оборудованием и комплектами нормативно-правовых и справочных документов по охране труда.
Работодатель вправе в соответствии со своим поручением или по поручению своего уполномоченного представителя разрешить работникам Службы представлять интересы работодателя в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда (п. 18 Рекомендаций).
На службу охраны труда могут быть возложены следующие основные функции: обеспечение функционирования системы управления охраной труда, проведение консультаций и координация по вопросам охраны труда, планирование мероприятий по охране труда; составление отчетности по установленным формам, ведение документированной информации по охране труда у работодателя; осуществление контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях; участие в проведении специальной оценки условий труда, производственного контроля условий труда, выявлении опасностей и управлении профессиональными рисками на рабочих местах; обеспечение и координация проведения оперативного контроля за состоянием охраны труда у работодателя и в его структурных подразделениях; участие в расследовании и учете несчастных случаев, установлении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников; подготовка и организация проведения инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда у работодателя; участие в реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда у работодателя; организация информационных мероприятий по охране труда и др.
4. Руководитель организации, численность работников которой не превышает 50 человек, может ввести должность специалиста по охране труда, на которую назначаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, отвечающие требованиям профессионального стандарта "Специалист в области охраны труда", утвержденного приказом Минтруда России от 22.04.2021 N 274н. Указанным профессиональным стандартом предусмотрены требования к квалификации младшего специалиста, специалиста, главного (ведущего) специалиста по охране труда, инженера по охране труда, специалиста в области техники. Все указанные лица должны пройти специальное обучение по охране труда.
5. При отсутствии у работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда, имеющего соответствующее образование, их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (ч. 3 ст. 223 ТК РФ).
Для наделения работника функциями специалиста по охране труда потребуется заключить с ним в письменной форме дополнительное соглашение к трудовому договору, скорректировать его трудовую функцию, добавив обязанности в области охраны труда, в частности, обязанность по проведению вводного инструктажа и др., и установив ответственность за их невыполнение (ч. 2 ст. 57, ст. 72 ТК РФ). Также потребуется изменить его должностную инструкцию и организовать для работника обучение по охране труда (п. 33, 40, 44, 53, 103 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464). Уполномоченный работник, на которого приказом работодателя возложены обязанности по проведению инструктажа по охране труда, может проводить все виды инструктажа по охране труда, за исключением целевого инструктажа по охране труда, проводимого по наряду-допуску (п. 11, 103 Правил обучения по охране труда).
Привлекаемые работодателем организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в области охраны труда по гражданско-правовому договору, должны соответствовать установленным Правительством РФ требованиям и быть аккредитованы.
Правила аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требования к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда, утверждены постановлением Правительства РФ от 16.12.2021 N 2334, которое вступило в силу с 01.09.2022 и действует до 01.09.2028.
Подтверждением получения организациями, индивидуальными предпринимателями аккредитации является запись в реестре, формирование и ведение которого осуществляется Минтрудом России с применением стандартизированных технических и программных средств.
Требованиями к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда, к видам услуг в области охраны труда, для осуществления которых необходима аккредитация, отнесены осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, обучение работодателей и работников вопросам охраны труда.
При этом аккредитация в области охраны труда не требуется в случае, когда работодателем создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, а также в случае, когда работодателем организуется проведение обучения и проверка знания требований охраны труда своих работников (п. 4 Требований).
Следует обратить внимание на то, что аккредитация организаций, зарегистрированных в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в порядке, действовавшем до вступления в силу постановления Правительства РФ от 16.12.2021 N 2334, подлежит приостановлению с 1 марта 2023 г. до подтверждения такими организациями соответствия требованиям, утвержденным указанным постановлением N 2334. В случае неподтверждения такими организациями после 1 марта 2023 г. соответствия указанным требованиям их аккредитация будет прекращена с исключением из реестра аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, с 1 сентября 2023 г.
6. Для создания службы охраны труда работодатели вправе руководствоваться стандартами безопасности труда. Так, приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 N 138-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию", согласно которому организация работ по охране труда предусматривает наряду с другими организационными мероприятиями организацию службы охраны труда (п. 7.1.1). Данным стандартом установлено, что служба охраны труда в организации предназначена для: организации профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами; организации работы по обеспечению охраны труда и улучшению условий и охраны труда; организации работ по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда; контроля соблюдения работниками требований охраны труда, содержащихся в законах, и иных нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов; информирования и консультирования работников организации, в том числе ее руководителей, по вопросам охраны труда; изучения и распространения передового опыта по охране труда, пропаганде перспективных направлений обеспечения охраны труда (п. 7.3.3.1). Структуру и численность работников службы охраны труда в соответствии с требованиями законодательства и рекомендациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, устанавливает работодатель (п. 7.3.3.3).
Приказом Ростехрегулирования от 10.08.2009 N 283-ст утвержден ГОСТ Р 12.0.009-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению", в п. 4.3.1 которого указано, что система управления охраной труда на этапе функционирования предприятия с числом работников менее 50 человек накладывает на работодателя большой круг ответственности по выполнению обязанностей отсутствующих специалистов по охране труда. Замена специалистов может быть выполнена по договорам обслуживания, совместительства (в том числе по основному месту работы), услуги. Система управления охраной труда на этапе функционирования предприятия с числом работников более 50 человек обязывает работодателя создавать службу по охране труда (п. 4.3.1.2).
В соответствии с ГОСТ 12.9.230-2007 "Международный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования", введенным в действие приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст, национальная политика по системам управления охраной труда должна устанавливать общие принципы и процедуры для содействия сотрудничеству и поддержки систем управления охраной труда в организации инспекциями труда, службами охраны труда и другими национальными органами государственного надзора и контроля и направления их деятельности по использованию управления охраной труда (подп. "д" п. 3.1.2). Компетентное учреждение должно проводить мероприятия и обеспечивать инспекции труда, службы охраны труда и другие общественные или частные службы, агентства или учреждения, связанные с охраной труда, включая организации здравоохранения, специализированными руководящими указаниями для содействия и помощи организациям в осуществлении СУОТ. При этом под службами охраны труда в данном стандарте в соответствии с международной практикой понимают внешние для работодателя организации, профессионально оказывающие услуги по охране труда (п. 3.1.4).
Аналогичные положения содержатся и в ГОСТ 12.0.230.1-2015 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007", введенном в действие с 01.03.2017 приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 601-ст (см. подп. "д" п. 4.1.2, п. 4.1.4 ГОСТ 12.0.230.1-2015).
Как усматривается из положений ГОСТ 12.0.230.3-2016 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка результативности и эффективности", введенного в действие с 01.01.2018 приказом Росстандарта от 31.05.2017 N 471-ст, формирование показателей результативности и эффективности деятельности в области охраны труда на основании представленных исходных данных, как правило, осуществляется службой охраны труда организации (п. 6.6).