Статья 216. Права работника в области охраны труда (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ)
1. В комментируемой статье перечислены основные права, которые призваны обеспечить не только сохранение жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, но и возможность сохранить работу в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения работодателем требований охраны труда.
Поскольку многие закрепленные в ст. 216 ТК РФ права работника в области охраны труда конкретизированы в самостоятельных статьях раздела "Охрана труда" и других разделов Кодекса, при ее комментировании даются отсылки к соответствующим статьям ТК РФ. Помимо этого, со многими правами работника корреспондируют уже рассмотренные закрепленные в ст. 214 ТК РФ обязанности работодателя, дающие представление о ряде прав работника, например, на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, информацию об условиях и охране труда на рабочем месте. В связи с этим в тексте комментируемой статьи также дается отсылка к статье об обязанностях работодателя. Некоторые права работника рассматриваются одновременно с гарантиями, закрепленными в ст. 216.1 ТК РФ.
2. Обеспечение создания на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, возложено на работодателя. Об обеспечении работодателем права работника на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиями охраны труда, см. комментарий к ст. 214 ТК РФ.
3. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является одним из видов социального страхования и создает основу для социальных гарантий пострадавшим на производстве. О праве работника на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний см. комментарий к ст. 184 ТК РФ.
4. Обеспечение информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты возложено на работодателя. Об обеспечении права работника на получение достоверной информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов см. комментарий к ст. 216.2 и 214 ТК РФ.
5. Право работника на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда вытекает из ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В случае возникновения в процессе работы непосредственной опасности для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда (за исключением случаев, предусмотренных Кодексом (ч. 7 ст. 214.1) и иными федеральными законами) он вправе не выполнять работу до устранения такой опасности (например, отказаться от работы на высоте без оградительных устройств и при отсутствии предохранительного пояса). При этом работодатель обязан предоставить ему другую работу на время устранения опасности (ч. 4 ст. 216.1 ТК РФ). Если по объективным причинам это невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством (см. комментарий к ст. 157 ТК РФ).
Из положения ч. 7 ст. 216.1 ТК РФ следует, что работник вправе также отказаться от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором. При этом случаи, когда работник не может воспользоваться таким правом, в ТК РФ не указываются. Поскольку Кодекс не содержит норм, запрещающих работнику воспользоваться названным правом тогда, когда выполнение таких работ вызвано переводом вследствие производственной необходимости по основаниям, указанным в ст. 72.2 ТК РФ, отказ работника от временного перевода на другую работу в порядке ст. 72.2 ТК РФ по указанным выше причинам считается обоснованным (п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда не влечет для него каких-либо неблагоприятных последствий, например, работник не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию.
Об обеспечении средствами индивидуальной и коллективной защиты и смывающими средствами см. комментарий к ст. 214 и 221 ТК РФ.
Об обучении по охране труда за счет средств работодателя см. комментарий к ст. 219 ТК РФ.
6. Решение о ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда и о получении дополнительного профессионального образования или прохождении профессионального обучения высвобождаемыми в связи с этим работниками принимает работодатель. Работодатель за свой счет осуществляет профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ст. 196 ТК РФ).
7. О предоставлении гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, см. комментарий к ст. 92, 116, 117, 147, 222 ТК РФ. О медицинском обеспечении работников см. комментарий к ст. 214 ТК РФ.
8. Работник вправе обратиться с заявлением или жалобой о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
С этим правом работника корреспондируют соответствующие полномочия указанных органов (см. ст. 356 и 370 ТК РФ).
Также работник вправе обратиться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные представительные органы работников (при наличии таких представительных органов) по вопросам охраны труда.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами определен Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Обращение может быть устным, письменным или в виде электронного документа и выражено в форме предложения - рекомендации по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, по развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявления - просьбы гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критики деятельности указанных органов и должностных лиц; жалобы - просьбы гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц (ст. 4).
Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо в течение 30 дней с момента поступления обращения обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное его рассмотрение (в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение) и принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (ст. 2, 10, 12).
С требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ).
Право обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений предоставлено прокурору при обращении к нему граждан (ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Право профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций и их органов представлять и защищать социально-трудовые права и интересы работников, в том числе и в сфере охраны труда, закреплено в ст. 11 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (см. также коммент. к ст. 370 ТК РФ).
Для урегулирования возникших между работником и работодателем разногласий по вопросам применения трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (например, инвалида привлекают к сверхурочным работам без его согласия, работнику отказывают в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением) работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам (КТС) или в суд (см. коммент. к ст. 385, 391).
9. Предоставленное работнику право личного участия или участия через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, а также в рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм), обеспечивается положением подп. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", допускающим возможность участия гражданина, направившего обращение о его рассмотрении, ч. 1 ст. 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ч. 1 ст. 48 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих право граждан вести свои дела в суде лично или через представителей, и другими нормативными актами, ч. 10 ст. 229 ТК РФ, устанавливающей право каждого пострадавшего, а также его законного представителя или иного доверенного лица на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим, а также другими нормативными актами. В частности, Федеральным законом "О специальной оценке условий труда" работнику предоставлены право присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте, обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 26 указанного Федерального закона и другие права (ст. 5).
В целях объективного рассмотрения и оперативного реагирования на случаи микроповреждений (микротравм) работодателю рекомендуется привлекать пострадавшего работника лично или через своих представителей, включая представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, к рассмотрению обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы), а также ознакомить его с результатами указанного рассмотрения (п. 9 Рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников, утвержденных приказом Минтруда России от 15.09.2021 N 632н).
10. Правом на внеочередной медицинский осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра наделены лишь те категории работников, которые указаны в ч. 1 ст. 220 ТК РФ (см. комментарий к ст. 220).
11. О гарантиях и компенсациях, установленных работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, см. комментарий к ст. 92, 116, 117, 147, 222. Коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя с учетом финансово-экономического положения работодателя указанным работникам могут устанавливаться повышенные или дополнительные гарантии и компенсации.
Гарантии и компенсации работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда не устанавливаются в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда. Безопасными признаются условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов (см. комментарий к ст. 209 ТК РФ).