Статья 211.3. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 311-ФЗ)
1. В комментируемой статье закреплены основные полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими государственного управления охраной труда.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного управления охраной труда установлены ТК РФ (ст. 211.3), законами и иными нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней.
Разграничение предметной компетенции между органами исполнительной власти субъектов РФ и наделение их иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, регулируются нормативными правовыми актами регионального уровня. Так, например, Законом г. Москвы от 12.03.2008 N 11 "Об охране труда в городе Москве" определены полномочия в области охраны труда Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы (ст. 8), а также органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (ст. 9). Законом Московской области от 06.11.2001 N 170/2001-ОЗ "Об охране труда в Московской области" (ред. от 05.04.2022) закреплены полномочия в области охраны труда Правительства Московской области (ст. 6), центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в области охраны труда (ст. 7), центральных исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере охраны труда (ст. 8), органов местного самоуправления (ст. 9).
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда, координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда, что находит отражение в принятых в субъектах Российской Федерации законах об охране труда, реализуемых ими государственных программах и мероприятиях по улучшению условий и охраны труда. Так, например, реализация основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территории Московской области обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления, работодателей и их объединений, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда (ст. 3 Закона Московской области от 06.11.2001 N 170/2001-ОЗ "Об охране труда в Московской области").
3. Комментируемой статьей органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда предоставлены полномочия разрабатывать государственные программы субъекта Российской Федерации по улучшению условий и охраны труда или мероприятия по улучшению условий и охраны труда для их включения в государственные программы субъекта Российской Федерации. Так, например, постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 N 783/39 "Об утверждении государственной программы Московской области "Социальная защита населения Московской области" на 2017-2024 годы" утверждена и реализуется подпрограмма "Развитие трудовых ресурсов и охраны труда" государственной программы Московской области "Социальная защита населения Московской области" на 2017-2024 годы. Включение в государственные программы субъектов Российской Федерации мероприятий по улучшению условий и охраны труда направлено на реализацию положений Концепции достойного труда и создание вокруг человека труда безопасной и благополучной окружающей среды.
4. Законодательством субъектов Российской Федерации определяется орган, непосредственно осуществляющий государственную экспертизу условий труда. Так, например, государственная экспертиза условий труда в Московской области осуществляется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области (ст. 24 Закона Московской области от 06.11.2001 N 170/2001-ОЗ "Об охране труда в Московской области").
5. Комментируемой статьей органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда предоставлены полномочия по организации и проведению мониторинга состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации. Так, например, распоряжением Минсоцразвития Московской области от 15.10.2019 N 21РВ-104 утвержден Порядок проведения мониторинга состояния условий и охраны труда в Московской области.
Положением о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда, утвержденным приказом Минтруда России от 03.03.2022 N 101, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, принимающим участие в мониторинге, рекомендовано представлять ежегодно в установленные сроки сведения, необходимые для проведения мониторинга, перечень которых предусмотрен в приложении N 1 к указанному Положению (п. 7).
6. Содержащийся в комментируемой статье перечень полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда не является исчерпывающим. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют и иные полномочия в области охраны труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов государственной власти, предусмотренные ТК РФ, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.