Статья 211.2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда (введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 311-ФЗ)
1. В комментируемой статье закреплены основные полномочия уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти при осуществлении ими государственного управления охраной труда.
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют управление охраной труда в соответствии с их компетенцией, определенной в комментируемой статье, положениях об этих органах или в иных нормативных правовых актах.
Значительный круг полномочий в области охраны труда предоставлен Минтруду России. Во исполнение полномочий, закрепленных в комментируемой статье, Минтруд России, будучи федеральным органом исполнительной власти, который по заданию Правительства РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
- примерное положение о системе управления охраной труда;
- общие требования к организации безопасного рабочего места;
- примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней;
- примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников;
- правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
- правила по охране труда, а также основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателями;
- правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами;
- единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств;
- нормы и условия бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания;
- перечень отдельных видов работ, при выполнении которых работникам предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание;
- нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов;
- нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, порядок осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
- перечень вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых занятым на таких рабочих местах работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты;
- формы (способы) и рекомендации по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, а также примерный перечень таких информационных материалов;
- порядок проведения государственной экспертизы условий труда, типовые формы документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда;
- форма, порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- методика проведения специальной оценки условий труда, классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о результатах проведения специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению;
- особенности проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц;
- форма сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технические требования к нему, инструкция по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, порядок формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда;
- методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда;
- методические рекомендации по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда;
- классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска;
- перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет, а также предельные нормы переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет;
- перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную;
- рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков;
- рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей;
- рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда;
- положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, формы документов, соответствующие классификаторы, необходимые для расследования несчастных случаев на производстве;
- рекомендации по учету микроповреждений (микротравм) работников;
- критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания и порядок ее составления (по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации);
- формы справки о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности и выписки из акта освидетельствования гражданина с указанием результатов установления степени утраты профессиональной трудоспособности, выдаваемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
- примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда и др. (п.п. 5.2.14-5.2.18(1), 5.2.19(1)-5.2.22, 5.2.23(1), 5.2.24(1)-5.2.28, 5.2.30-5.2.36(1), 5.2.38-5.2.41 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610).
2. Другие федеральные органы исполнительной власти осуществляют управление охраной труда в соответствии с их компетенцией, закрепленной в комментируемой статье, положениях об этих органах или в иных нормативных правовых актах.
3. Во исполнение предусмотренного комментируемой статьей полномочия по организации и проведению мониторинга состояния условий и охраны труда в Российской Федерации Минтрудом России издан приказ от 03.03.2022 N 101 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда", которым утверждено Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда, предусматривающее осуществление мероприятий по комплексной оценке ситуации в области условий и охраны труда в Российской Федерации и разработке рекомендаций по ее улучшению. Указанный мониторинг проводится Минтрудом России с участием Федеральной службы по труду и занятости, Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России, ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Минтруда России, иных органов и организаций в пределах их компетенции (п. 6 Положения). При этом следует обратить внимание на то, что с 2023 г. в проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда вместо Фонда социального страхования РФ и Пенсионного фонда РФ будет принимать участие функционирующий с 01.01.2023 Фонд пенсионного и социального страхования РФ, созданный путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда РФ с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования РФ*(7).
4. К полномочиям уполномоченных федеральных органов исполнительной власти комментируемой статьей отнесено обеспечение функционирования информационной системы охраны труда.
В целях реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 09.10.2007 N 1351, в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления" в Российской Федерации формируется единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда (далее - Система). Основными задачами Системы являются: организация информационных ресурсов в области охраны труда; формирование единого информационного пространства в области охраны труда; организация эффективного информационного обмена между участниками Системы, формирующими информационные ресурсы. Положение о единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда утверждено приказом Минздравсоцразвития России от 06.10.2011 N 1137.
Оператором Системы определено Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Информационные ресурсы Системы формируются Минздравсоцразвития России совместно с Федеральной службой по труду и занятости, Фондом социального страхования Российской Федерации (с 01.01.2023 - Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, созданным вследствие реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации*(8)), Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление функций по государственному управлению охраной труда, Федерацией независимых профсоюзов России, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда. Подготовка и предоставление информации для последующего размещения в Системе осуществляется в соответствии с Регламентом подготовки и размещения информации в единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 06.10.2011 N 1137.
Содержащийся в комментируемой статье перечень полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда не является исчерпывающим. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют и иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.