Статья 209. Основные понятия (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ)
1. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ). В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Раздел Х ТК РФ объединяет нормы института охраны труда, которые закрепили: основные принципы обеспечения безопасности труда; основные направления государственной политики в области охраны труда; государственное управление охраной труда и требования охраны труда; права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда; систему управления охраной труда; меры по обеспечению охраны труда.
Происходящие изменения окружающей среды, глобальные перемены в экономике, быстрое развитие технологий, преобразования в системах организации труда и производства, перемены в демографических характеристиках рынка труда, обуславливающие возникновение новых рисков, оказывающих воздействие на сферу труда, потребовали создания системы охраны труда, позволяющей осуществлять защиту здоровья работников от все более разнообразных вызовов.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 311-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02.07.2021 N 311-ФЗ)*(1), вступившим в силу с 01.03.2022, в раздел X ТК РФ внесены существенные изменения, концептуально меняющие подходы в области охраны труда и позволяющие осуществить переход от реагирования на произошедшие несчастные случаи к предупреждению производственного травматизма, введению риск-ориентированного управления, предполагающего максимальную персонализацию политики в области охраны труда.
Указанным Федеральным законом комментируемая статья изложена в новой редакции, предусматривающей уточнение содержания основных понятий, используемых в процессе обеспечения безопасных условий труда, и введение новых. Определение в ТК РФ основных понятий института охраны труда играет большую роль для правильного понимания и применения законодательства об охране труда, а также для разработки и осуществления мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, совершенствованию условий охраны труда.
Закрепление в ТК РФ основополагающего понятия "охрана труда", определяемого как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, дает представление об охране труда как о многогранной деятельности государства и работодателей, направленной на охрану жизни и здоровья работников. Понятием охраны труда охватываются как правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения, так и комплекс фактических мероприятий, направленных на реализацию конституционного права каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, сохранение жизни и здоровья работников.
2. Определение в ст. 209 ТК РФ и уточнение Федеральным законом от 02.07.2021 N 311-ФЗ понятий "условия труда", "безопасные условия труда", "вредный производственный фактор", "опасный производственный фактор", "рабочее место", "производственная деятельность", "требования охраны труда", "государственная экспертиза условий труда", "профессиональный риск", "управление профессиональными рисками", а также введение понятий "опасность", "средство индивидуальной защиты", "средства коллективной защиты" не исключает, однако, необходимости использования и других нормативных актов, раскрывающих содержание этих основных понятий.
Так, например, содержание понятия "условия труда" станет более ясным, если обратиться к положениям Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в которых закрепляется классификация условий труда, раскрывается понятие "вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса" (ст. 13, 14).
Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Оптимальные условия труда (1-й класс) - условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровней, установленных нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятых в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.
Допустимыми условиями труда (2-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровней, установленных нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Вредные условия труда (3-й класс) - условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда. В свою очередь, вредные условия труда подразделяются на четыре подкласса по степени воздействия на организм работника. Так, подкласс 3.1 (вредные условия труда 1-й степени) - это условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья.
Отнесение вредных условий труда к подклассу 3.2 (вредные условия труда 2-й степени) предполагает наличие таких уровней воздействия на организм работника вредных и (или) опасных производственных факторов, которые способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет).
Относимые к подклассу 3.3 вредные условия труда 3-й степени характеризуются наличием таких уровней воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, которые способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности, а к подклассу 3.4 (вредные условия труда 4-й степени) - таких, которые способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Опасными условиями труда (4-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
Содержание понятий "вредные и (или) опасные факторы производственной среды" и "вредные и (или) опасные факторы трудового процесса" раскрываются в ст. 13 Федерального закона "О специальной оценке условий труда". Так, к вредным и (или) опасным факторам производственной среды отнесены:
1) физические факторы - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, шум, инфразвук, ультразвук воздушный, вибрация общая и локальная, неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона и оптического диапазона (лазерное и ультрафиолетовое), ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, тепловое облучение), параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности);
2) химические факторы - химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа;
3) биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний.
В свою очередь, вредные и (или) опасные факторы трудового процесса раскрываются через понятия тяжести и напряженности трудового процесса. Тяжесть трудового процесса - это показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника, а напряженность трудового процесса - показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника. Тяжесть трудового процесса характеризуется физической динамической нагрузкой, длиной пути перемещения груза, мышечным усилием, массой перемещаемых грузов, углом наклона корпуса тела работника и количеством наклонов за рабочий день (смену), временем удержания груза, количеством стереотипных рабочих движений. При определении напряженности трудового процесса учитываются такие показатели, как длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в единицу времени, количество производственных объектов одновременного наблюдения, нагрузка на слуховой анализатор, время активного наблюдения за ходом производственного процесса, продолжительность выполнения единичной операции, количество элементов (приемов), необходимых для реализации единичной операции.
К безопасным условиям труда относят оптимальные условия труда и допустимые условия труда, т.е. условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.
3. Содержание понятия "рабочее место" помогают раскрыть положения Федерального закона "О специальной оценке условий труда" о рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами (ч. 4 ст. 16), Общих требований к организации безопасного рабочего места, утвержденных приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 774н, о распространении указанных требований на каж дое рабочее место и каждую рабочую зону, постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", содержащие разъяснение о том, что если в трудовом договоре, заключенном с работником, либо локальном нормативном акте работодателя (приказе, графике и т.п.) не оговорено конкретное рабочее место работника, то в случае возникновения спора по вопросу о том, где работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей, следует исходить из того, что в силу ст. 209 Кодекса рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (подп. "а" п. 35), Типовых вопросов и ответов (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда), опубликованных на сайте <www.rosmintrud.ru>, о том, что рабочим местом может являться часть пространства, в котором один или несколько работников выполняют трудовые функции (п. 15), и др. Условие о месте работы является обязательным для включения в трудовой договор (см. комментарий к ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
В целях обеспечения выполнения требований охраны труда работниками, занятыми на своих рабочих местах, и работодателями, при организации ими рабочих мест, приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 774н утверждены Общие требования к организации безопасного рабочего места, срок действия которых ограничен (до 01.03.2028), поскольку при установлении государственных нормативных требований охраны труда применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", согласно которому нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащими обязательные требования, должен предусматриваться срок их действия, который не может превышать шести лет со дня вступления их в силу (см. комментарий к ст. 212 ТК РФ).
4. Федеральным законом от 02.07.2021 N 311-ФЗ вместо понятия "средства индивидуальной и коллективной защиты работников" введены понятия "средство индивидуальной защиты" и "средства коллективной защиты". Закрепление в комментируемой статье таких понятий, как "средство индивидуальной защиты" и "средства коллективной защиты", позволяет лучше понять положения ч. 3 ст. 214, содержащей обязанности работодателя обеспечить приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, оснащение средствами коллективной защиты, и ст. 221 ТК РФ, регулирующей отношения по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты (см. комментарий к ч. 3 ст. 214 и ст. 221 ТК РФ).
Раскрыть содержание этих понятий помогают положения ст. 221 ТК, Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденные приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 766н, содержащиеся в санитарных правилах требования к средствам индивидуальной и коллективной защиты, например, СанПиН 2.2.8.46-03 "Санитарные правила по дезактивации средств индивидуальной защиты", введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.10.2003 N 157, СанПин 2.2.8.48-03 "Средства индивидуальной защиты органов дыхания персонала радиационно опасных производств", введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.10.2003 N 156, а также Методические рекомендации МР 3.1/3.5.0170/5-20 "Рекомендации по использованию и обработке защитной одежды и средств индивидуальной защиты при работе в контакте с больными COVID-19 (подозрительными на заболевание) либо при работе с биологическим материалом от таких пациентов" (письмо Роспотребнадзора от 09.04.2020 N 02/6475-2020-32), Методические рекомендации МР 2.2.8.0017-10 "Режимы труда и отдыха работающих в нагревающем микроклимате в производственном помещении и на открытой местности в теплый период года", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 28.12.2010, и др.
5. В комментируемой статье закреплено широкое понятие производственной деятельности, которым охватывается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя не только производство и переработку различных видов сырья, строительство, но и оказание различных видов услуг.
Указанное понятие употребляется в ч. 1 ст. 22 ТК РФ, закрепляющей право работодателя на создание производственного совета, в ст. 215 ТК РФ, устанавливающей обязанность работника немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о нарушении работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, требований охраны труда, в ст. 223 ТК, предусматривающей создание у работодателя, осуществляющего производственную деятельность, службы охраны труда, и других статьях Кодекса (ст. 226, 227, 229, 229.2, 230, 297, 341.4). Закрепление в комментируемой статье понятия "производственная деятельность" позволяет правильно понимать и применять указанные нормы и, в частности, прийти к выводу о том, что производственные советы, службы охраны труда могут быть созданы не только на предприятиях по производству продукции, но и в других организациях, в том числе в сфере услуг.
Употребление при определении понятия "производственная деятельность" термина "совокупность действий" работника позволяет говорить о том, что данным понятием охватываются не только действия по производству продукции, оказанию услуг, но и иные действия, совершение которых необходимо для создания конечного продукта, предоставления услуги, в частности, административно-распорядительные, управленческие действия.
6. Закрепление в ст. 209 ТК РФ таких основных понятий, как "требования охраны труда" и "государственная экспертиза условий труда", способствует лучшему пониманию ст. 212, 213 ТК РФ и др.
Понятием "требования охраны труда" охватываются государственные нормативные требования охраны труда и требования, установленные работодателем в локальных нормативных актах, в том числе в правилах, стандартах и инструкциях по охране труда, не противоречащих государственным нормативным требованиям охраны труда.
Государственная экспертиза условий труда предполагает осуществление оценочных действий по проверке соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда. Экспертной оценке подвергается не любой объект, а только соответствующий указанным в ч. 2 ст. 213 ТК РФ целям государственной экспертизы условий труда.
О возможности дополнительного использования нормативных актов, раскрывающих содержание этих понятий, будет сказано при комментировании ст. 212 и 213 ТК РФ.
7. Из комментируемой статьи исключено определение понятия "стандарты безопасности труда", поскольку порядок разработки, утверждения и применения национальных стандартов безопасности труда определяется законодательством Российской Федерации о стандартизации (см. комментарий к ч. 7 ст. 212).
8. В комментируемой статье Федеральным законом от 02.07.2021 N 311-ФЗ уточнены определения понятий "профессиональный риск", "управление профессиональными рисками", а также введено понятие "опасность". Содержащееся ранее в комментируемой статье понятие "система управления охраной труда" Федеральным законом от 02.07.2021 N 311-ФЗ исключено из комментируемой статьи и перенесено в ст. 217 ТК РФ, положения которой позволяют раскрыть и уяснить его содержание (см. комментарий к ст. 217).
Введение в ТК РФ понятий "система управления охраной труда" (ч. 1 ст. 217 ТК РФ), "профессиональный риск", "управление профессиональными рисками" создало законодательную базу для наиболее полной реализации ратифицированной Российской Федерацией Конвенции МОТ N 187 "Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда", согласно которой государства-участники должны осуществлять оценку профессиональных рисков или опасностей, вести борьбу с профессиональными рисками или опасностями в месте их возникновения (см. Федеральный закон от 04.10.2010 N 265-ФЗ "О ратификации Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции N 187)").
Международной организацией труда разработано Руководство по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001/ILO-OSH 2001*(2), в основе которого лежит механизм обеспечения непрерывного улучшения условий труда посредством оценки рисков, планирования и контроля за осуществлением мероприятий по их устранению или снижению. В Руководстве отмечается положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда (СУОТ) на уровне организации как на снижение опасностей и рисков, так и на производительность труда.
В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 09.10.2007 N 1351, в числе основных задач демографической политики государства указано сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков).
Одной из основных целей государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"*(3) являются создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Достижение этой цели предполагает внедрение управления профессиональными рисками в систему охраны труда для всех работодателей.
При обеспечении функционирования системы управления охраной труда (СУОТ) работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков (ч. 1 ст. 218). Таким образом, управление профессиональными рисками включает в себя выявление опасностей.
Уяснить содержание закрепленного в комментируемой статье понятия "опасность" позволяют положения ст. 218 ТК РФ, а также Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей, утвержденные приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 36.
Примерный перечень опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ содержится в приложении N 1 к Примерному положению о системе управления охраной труда, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 776н.
О возможности дополнительного использования нормативных актов, раскрывающих содержание понятий "профессиональный риск", "управление профессиональными рисками", "опасность", будет сказано при комментировании ст. 217, 218 ТК РФ.