Статья 8. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта
1-2. В статье установлены требования ПБ к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, техническому перевооружению, консервации и ликвидации ОПО. Из перечисленных понятий в ст. 1 комментируемого Закона определено только понятие технического перевооружения ОПО - это приводящие к изменению технологического процесса на ОПО внедрение новой технологии, автоматизация ОПО или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на ОПО технических устройств.
В Законе о безопасности ГТС соответствующая регламентация закреплена в его статьях 6.1 "Обеспечение соблюдения обязательных требований при проектировании, строительстве, реконструкции гидротехнических сооружений" и 12.1 "Консервация и ликвидация гидротехнического сооружения". Но названной статьей 6.1 Законе о безопасности ГТС (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ) установлено лишь то, что государственный надзор при строительстве, реконструкции ГТС осуществляется уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация ОПО осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном комментируемым Законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности.
Данным пунктом также предусмотрено следующее:
если техническое перевооружение ОПО осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации;
документация на консервацию и ликвидацию (Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ исключено указание на капитальный ремонт) ОПО подлежит экспертизе ПБ;
документация на техническое перевооружение ОПО подлежит экспертизе ПБ в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе (до внесения Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ изменения говорилось о государственной экспертизе) в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности;
не допускаются техническое перевооружение (Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ исключено указание на капитальный ремонт), консервация и ликвидация ОПО без положительного заключения экспертизы ПБ, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы ПБ (до внесения Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ изменения говорилось о положительном заключении экспертизы ПБ, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области ПБ или его территориальным органом), либо, если документация на техническое перевооружение ОПО входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы (до внесения Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ изменения говорилось о государственной экспертизе) проектной документации такого объекта.
С 22 июля 2011 г. пункт 1 комментируемой статьи изложен полностью в новой редакции Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ. В прежней редакции данного пункта (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ) устанавливалось лишь то, что одним из обязательных условий принятия решения о начале расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы ПБ проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области ПБ, или его территориальным органом.
В пункте 2 комментируемой статьи установлен запрет на отклонения от проектной документации ОПО в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации.
При этом данным пунктом предусмотрено следующее:
изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию ОПО, подлежат экспертизе (до внесения изменения Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ*(112) говорилось о государственной экспертизе) проектной документации в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности;
изменения, вносимые в документацию на консервацию и ликвидацию ОПО, подлежат экспертизе ПБ. До внесения Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ изменений устанавливалось, что изменения, вносимые в документацию на капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе ПБ и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области ПБ или его территориальным органом;
изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение ОПО, подлежат экспертизе ПБ и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области ПБ или его территориальным органом, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе (до внесения Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ изменения говорилось о государственной экспертизе) в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности.
Пункт 2 комментируемой статьи также изложен с 22 июля 2011 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ. В прежней редакции данного пункта (то есть в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ) устанавливалось, что: отклонения от проектной документации в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации ОПО не допускаются; изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт ОПО, подлежат государственной экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности; изменения, вносимые в проектную документацию на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО, подлежат экспертизе ПБ и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области ПБ, или его территориальным органом.
Письмом Минстроя России от 16 июля 2019 г. N 26408-ОГ/08 "О разъяснении требований законодательства в области градостроительной деятельности"*(113) в связи с письмом Ростехнадзор от 25 июня 2019 г. N 09-00-04/5136 в ответ на обращение о разъяснении требований законодательства в области градостроительной деятельности сообщено в том числе следующее:
по смыслу комментируемой статьи: под "проектной документацией" понимается документация на строительство и реконструкцию (в случаях, предусмотренных законом, капитальный ремонт) ОПО, которая подлежит экспертизе в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности; под "документацией" понимается документация на консервацию, ликвидацию, техническое перевооружение ОПО, подлежащая экспертизе ПБ;
таким образом, законодательством РФ определяются различные виды документации, разрабатываемые как на стадии проектирования, так и на стадиях, предшествующих разработке проектной документации, а также на последующих стадиях жизненного цикла объекта;
требование о разработке проектной документации на техническое перевооружение ОПО без проведения его реконструкции или капитального ремонта статьей 48 ГрК РФ и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87, не установлено;
согласно п. 7 названного Положения необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно данному Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации.
В письме Ростехнадзора от 29 июня 2017 г. N 11-00-19/5067 "О рассмотрении обращения"*(114) отмечено, что требований о запрете консервации технических устройств и о необходимости разработки документации на консервацию технических устройств и сооружений, применяемых на ОПО, нормативными правовыми актами в области ПБ не установлено.
Письмом Ростехнадзора от 21 ноября 2017 г. N 09-00-06/13773 "О разработке документации на техническое перевооружение"*(115) сообщено, что: в настоящее время конкретные указания по составу документации на техническое перевооружение ОПО законодательном РФ в области ПБ не установлены; объем разрабатываемой документации на техническое перевооружение должен быть обоснован в проекте исходя из особенностей технологического процесса и конкретных условий производства.
3. В пункте 3 комментируемой статьи предусмотрено, что в процессе строительства (Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ исключено указание на расширение), реконструкции, капитального ремонта (указание на капитальный ремонт включено Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ), технического перевооружения, консервации и ликвидации ОПО организации, разработавшие соответствующую документацию (до внесения Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ изменения говорилось о проектной документации), в установленном порядке осуществляют авторский надзор.
Понятие "авторский надзор" определено в п. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" - это контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации.
Приказом Минстроя России от 19 февраля 2016 г. N 98/пр утвержден свод правил "Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений"*(116) (СП 246.1325800.2016).
В связи с обращением по вопросам, связанным с проведением авторского надзора издано письмо Минстроя России от 16 октября 2020 г. N 31269-ОГ/08 "О вопросах, связанных с проведением авторского надзора"*(117), в котором наряду с прочим отмечено следующее:
в соответствии с ч. 5 ст. 55.5-1 ГрК РФ к должностным обязанностям специалистов по организации строительства относятся оперативное планирование, координация, организация и проведение строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, оперативное планирование, координация и организация сноса объекта капитального строительства;
при этом, согласно ч. 3 и 5 указанной статьи к должностным обязанностям специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства не отнесены мероприятия авторского надзора.
3.1. Пункт 3.1 комментируемой статьи устанавливает, что соответствие построенных, реконструированных ОПО (Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ исключено указание на отремонтированные ОПО) требованиям технических регламентов и проектной документации, устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности.
Данный пункт введен с 1 января 2007 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, внесшим изменения в ГрК РФ. До внесения Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ изменения в пункте говорилось не о соответствии требованиям технических регламентов и проектной документации, а соответствии проектной документации, требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов.
Осуществление государственного строительного надзора регламентировано положениями ст. 54 ГрК РФ, частями 9-11 которой (в ред. Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ) установлено следующее:
федеральный государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, за исключением случаев, указанных в ч. 10 данной статьи (ч. 9);
федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, объектов федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, войск национальной гвардии России, объектов в исключительной экономической зоне России, на континентальном шельфе России, во внутренних морских водах, в территориальном море России, в границах особо охраняемых природных территорий, объектов федеральных ядерных организаций может осуществляться ГК "Росатом", иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом РФ или Правительством РФ (ч. 10);
региональный государственный строительный надзор осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в отношении объектов капитального строительства, не указанных в ч. 8 данной статьи (ч. 11).
Согласно п. 2 Положения о федеральном государственном строительном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1087*(118), федеральный государственный строительный надзор осуществляется Ростехнадзором и ее территориальными органами.
4. В соответствии с абз. 1 п. 4 комментируемой статьи ввод в эксплуатацию ОПО проводится в порядке, установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности. В данный абзац с 1 января 2007 г. внесены изменения Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, внесшим изменения и в ГрК РФ. В прежней (первоначальной) редакции абзаца указывалось лишь то, что приемка в эксплуатацию ОПО проводится в установленном порядке.
Как установлено в ч. 2 ст. 55 ГрК РФ (в ред. Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 275-ФЗ*(119)), для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, ГК "Росатом" или ГК "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство.
В части 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ*(120)) определено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.
Согласно абз. 2 п. 4 комментируемой статьи при вводе в эксплуатацию ОПО подлежат проверке:
готовность организации к эксплуатации ОПО и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии. Упомянутым Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ из этого абзаца исключено указание на проверку соответствия ОПО проектной документации. Требованиям промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО посвящена статья 10 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней);
наличие у организации договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Указание на проверку наличия соответствующего договора обязательного страхования включено в этот абзац Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 226-ФЗ в связи с принятием Закона о страховании ответственности владельца опасного объекта. Обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на ОПО посвящена статья 15 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).