Статья 10. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте
1. В комментируемой статье установлены требования ПБ по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО. Закон о безопасности ГТС подобных положений не содержит.
В рамках установления таких требований положения п. 1 комментируемой статьи определяет следующие обязанности, возлагаемые на организацию, эксплуатирующую ОПО, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии:
планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;
заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных комментируемым Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ (в прежней редакции говорилось лишь о законодательстве РФ; изменение внесено с 1 января 2014 г. Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, принятым в рамках совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг), создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;
создавать на ОПО I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (абзац введен с 1 января 2014 г. Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, принятым в рамках совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг);
иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством РФ;
обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на ОПО;
создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
Общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории России определяет Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"*(127), что и закреплено наряду с прочим в преамбуле названного Закона.
Создание аварийно-спасательных служб регламентировано положениями ст. 7 указанного Закона, согласно п. 1 которой в соответствии с законодательством РФ аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться: на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования; на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования; на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.
Абзацем 4 п. 2 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 18 июля 2017 г. N 167-ФЗ*(128)) установлено, что профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, создаются в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, руководством организаций по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Приказом МЧС России от 12 марта 2018 г. N 100 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию создания профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований*(129).
В абзаце 2 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (в ред. Федерального закона от 1 мая 2019 г. N 84-ФЗ)*(130) установлено, что организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, ГТС чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
Приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г N 999 утвержден Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований*(131), Приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г N 701 - Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне*(132).
В соответствии с п. 3 указанной статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне" в ред. Федерального закона от 4 ноября 2022 г. N 417-ФЗ*(133)) организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают, реконструируют и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения населения.
Упомянутым выше Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, которым введен новый абзац 4 п. 1 комментируемой статьи, статья 1 комментируемого Закона дополнена абзацем, содержащем следующее определение понятия "вспомогательные горноспасательные команды": нештатные аварийно-спасательные формирования, созданные организациями, эксплуатирующими ОПО, на которых ведутся горные работы, из числа работников таких организаций.
Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ также Федеральный закон от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"*(134) дополнен статьей 16.2 "Вспомогательные горноспасательные команды", согласно которой организации по добыче угля (горючих сланцев) обязаны создать вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Указанным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"*(135), является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Приказом МЧС России от 29 ноября 2013 г. N 765 утвержден Порядок создания вспомогательных горноспасательных команд*(136), который согласно его п. 1 разработан в соответствии со ст. 16.2 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", комментируемой статьей и определяет порядок создания вспомогательных горноспасательных команд организациями, эксплуатирующими ОПО I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы.
2. Пунктом 2 комментируемой статьи установлено, что планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к комментируемому Закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких ОПО.
Данный пункт введен с 1 января 2014 г. Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, принятым в рамках совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, будет исключена обязанность разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО IV класса опасности.
В пункте 2 комментируемой статьи также Правительству РФ делегировано полномочие по установлению порядка разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО и требования к содержанию этих планов.
На сновании данной нормы Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1437 утверждено действующее с 1 января 2021 г. Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах*(137), которое согласно его п. 1 устанавливает порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО и требования к содержанию таких планов. Указанным Постановлением установлено, что планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, утвержденные до вступления в силу данного Постановления, продолжают свое действие и пересматриваются по основаниям, указанным в п. 7 названного Положения.
В соответствии с п. 2 комментируемой статьи в целях содействия соблюдению требований ранее действовавших соответствующих ФНП в области ПБ Приказами Ростехнадзора утверждены:
Приказом от 12 апреля 2018 г. N 169 - Руководство по безопасности "Инструкция по ликвидации возможных аварий на подводных переходах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов"*(138);
Приказом от 2 августа 2018 г. N 330 - Руководство по безопасности "Техническое диагностирование трубопроводов линейной части и технологических трубопроводов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов"*(139);
Приказом от 27 сентября 2018 г. N 468 - Руководство по безопасности "Методические рекомендации о порядке проведения компьютерной радиографии сварных соединений технических устройств, строительных конструкций зданий и сооружений, применяемых и эксплуатируемых на опасных производственных объектах"*(140);
Приказом от 15 ноября 2018 г. N 567 - Руководство по безопасности "Рекомендации по порядку временного вывода из эксплуатации технических устройств и сооружений на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса"*(141).