Статья 9. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта
1. Комментируемая статья содержит исчерпывающий перечень обязанностей, возлагаемых на организацию, эксплуатирующую ОПО (п. 1), и исчерпывающий перечень обязанностей, возлагаемых на работников ОПО (п. 2). С учетом наименования данной статьи эти обязанности закреплены в рамках установления требований ПБ к эксплуатации ОПО. Подобная регламентация содержится в ст. 9 Закона о безопасности ГТС, определяющей перечень обязанностей собственника ГТС и (или) эксплуатирующей организации.
В соответствии с п. 1 данной статьи организация, эксплуатирующая ОПО, обязана:
1) соблюдать положения комментируемого Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, а также ФНП в области ПБ (до внесения Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ говорилось о положениях комментируемого Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных технических документов в области ПБ).
Соответственно, в п. 2 комментируемой статьи установлено, что работники ОПО обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования ПБ, а также правила ведения работ на ОПО и порядок действий в случае аварии или инцидента на ОПО;
2) соблюдать требования обоснования безопасности ОПО (в случаях, предусмотренных пунктом 4 ст. 3 комментируемого Закона).
Данный абзац введен с 15 марта 2013 г. Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, принятым в рамках совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг. Этим же Законом и введен указанный пункт 4 ст. 3 комментируемого Закона, абзацем 1 которого в действующей редакции предусмотрено, что в случае, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации ОПО требуется отступление от требований ПБ, установленных ФНП в области ПБ, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию ОПО, могут быть установлены требования ПБ к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности ОПО;
3) обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на ОПО в соответствии с п. 3 ст. 7 комментируемого Закона.
Данный абзац введен с 15 марта 2013 г. Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, принятым в рамках совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг. Этим же Законом указанная статья 7 комментируемого Закона изложена полностью в новой редакции. Пункт 3 указанной статьи в этой редакции содержит следующие нововведения Федерального закона от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ: ФНП в области ПБ могут быть предусмотрены возможность, порядок и сроки опытного применения технических устройств на ОПО без проведения экспертизы ПБ при условии соблюдения параметров технологического процесса, отклонения от которых могут привести к аварии на ОПО;
4) иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области ПБ, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ.
Данный абзац изложен с 15 января 2003 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". В прежней (первоначальной) редакции абзаца устанавливалась обязанность иметь лицензию на эксплуатацию ОПО. Тем же Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ статья 6 комментируемого Закона изложена полностью в новой редакции, в результате чего статья посвящена деятельности в области ПБ. В новой редакции абз. 2 п. 1 указанной статьи установлено, что отдельные виды деятельности в области ПБ подлежат лицензированию в соответствии с законодательством РФ;
5) уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области ПБ, то есть Ростехнадзор (см. комментарий к ст. 5 Закона) или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Законом о государственном контроле (абзац введен с 1 июля 2013 г. Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, принятым в рамках совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг; до внесения Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ изменения говорилось не о Законе о государственном контроле, а о законодательстве РФ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля).
В соответствии с п. 5(7) Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" (в ред. Постановления Правительства РФ от 29 августа 2018 г. N 1023)*(121), заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в п. 79-86 Перечня работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности (приложение N 1 к названным Правилам), представляет уведомление в Ростехнадзор.
Приказом Ростехнадзора от 20 сентября 2018 г. N 452 утвержден Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации*(122);
6) обеспечивать укомплектованность штата работников ОПО в соответствии с установленными требованиями.
Особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах, определены положениями главы 51.1 ТрК РФ, введенной Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 353-ФЗ*(123). Положения указанной главы согласно ее ст. 330.1 устанавливают особенности регулирования трудовых отношений с занятыми на подземных работах работниками, под которыми в данной главе понимаются работники, непосредственно осуществляющие добычу полезных ископаемых подземным способом, работники, занятые на работах по строительству, эксплуатации подземных сооружений, на аварийно-спасательных работах в указанных сооружениях (кроме подземных сооружений, строительство которых осуществляется открытым способом), за исключением работников, занятых на работах по эксплуатации метрополитена;
7) допускать к работе на ОПО лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе.
Соответствующие дополнительные обязанности работодателя при организации и проведении подземных работ закреплены в ст. 330.5 ТрК РФ (статья введена Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 353-ФЗ). Согласно указанной статье при организации и проведении подземных работ работодатель обязан: не допускать к подземным работам лиц, имеющих медицинские противопоказания к указанным работам и (или) не удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям; не допускать работников к исполнению трудовых обязанностей в случае необеспечения их в соответствии с установленными нормами специальной одеждой, специальной обувью и иными средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия;
обеспечивать организацию и проведение подземных работ в соответствии с утвержденной технической документацией, технологическими нормами и установленными требованиями к оборудованию, технологическим процессам, применяемым в производстве инструментам, сырью и материалам;
8) обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области ПБ в случаях, установленных комментируемым Законом.
Указание на случаи, установленные комментируемым Законом, введено в данный пункт Федеральным законом от 29 июля 2018 г. N 271-ФЗ. При этом подразумеваются положения введенной тем же Законом статьи 14.1 комментируемого Закона, предусматривающей и регламентирующей подготовку и аттестацию работников в области ПБ. Согласно п. 1 указанной статьи работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией ОПО, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на ОПО, в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований ПБ обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области ПБ и проходить аттестацию в области ПБ. Категории таких работников определяются Правительством РФ;
9) иметь на ОПО нормативные правовые акты, устанавливающие требования ПБ, а также правила ведения работ на ОПО.
В прежней (первоначальной) редакции данного абзаца говорилось о нормативных правовых актах и нормативных технических документах, устанавливающих правила ведения работ на ОПО. Изменение внесено с 21 октября 2011 г. Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании";
10) организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований ПБ.
Требования к организации производственного контроля за соблюдением требований ПБ и управления ПБ установлены положениями ст. 11 комментируемого Закона, согласно п. 1 которой организация, эксплуатирующая ОПО, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований ПБ в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством РФ;
11) создать систему управления ПБ и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 комментируемого Закона.
Данный абзац введен с 1 января 2014 г. Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, принятым в рамках совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг. Этим же Законом указанная статья 11 комментируемого Закона дополнена пунктом 3, устанавливающим, что создать системы управления ПБ и обеспечивать их функционирование обязаны организации, эксплуатирующие ОПО I или II класса опасности;
12) обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.
Обязательные требования к безопасности технологических процессов на ОПО, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на ОПО, согласно п. 3 ст. 4 комментируемого Закона устанавливают ФНП в области ПБ;
13) обеспечивать проведение экспертизы ПБ зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО (указание на такие сооружения и технические устройства включено Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ), а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области ПБ (до внесения Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменения говорилось о таком специально уполномоченном органе), или его территориального органа.
Проведение экспертизы ПБ регламентировано положениями ст. 13 комментируемого Закона, согласно абз. 1 п. 2 которой такую экспертизу проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.
В соответствии с п. 1 ст. 5 комментируемого Закона уполномоченный Правительством РФ орган государственного регулирования промышленной безопасности осуществляет в том числе разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности, за исключением функций, указанных в п. 2 данной статьи. Пунктом 2 указанной статьи установлено, что федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, исполнения наказаний осуществляют на объектах (в организациях), подведомственных им, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области ПБ;
14) предотвращать проникновение на ОПО посторонних лиц.
Как отмечено в Апелляционном определении Апелляционной коллегии ВС России от 14 ноября 2019 г. N АПЛ19-429*(124), указание в п. 1 комментируемой статьи на обязанность организации, эксплуатирующей ОПО, предотвращать проникновение на такой объект посторонних лиц носит общий характер и не свидетельствует о наличии запрета для частных охранных организаций оказывать услуги по охране этих объектов при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"*(125);
15) обеспечивать выполнение требований ПБ к хранению опасных веществ.
Комментируемым Законом согласно п. 2 его ст. 14 устанавливается обязательность разработки деклараций ПБ ОПО I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к данному Закону (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ);
16) разрабатывать декларацию ПБ в случаях, установленных статьей 14 комментируемого Закона.
Указание на случаи, установленные статьей 14 комментируемого Закона, введено в данный абзац Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ. Этим же Законом в указанную статью 14 комментируемого Закона внесены изменения в части установления таких соответствующих случаев (о самих случаях говорилось выше при рассмотрении предыдущего абзаца);
17) заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Данный абзац изложен с 1 января 2012 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 226-ФЗ в связи с принятием Закона о страховании ответственности владельца опасного объекта. В прежней (первоначальной) редакции абзаца устанавливалась обязанность заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации ОПО. Тем же Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 226-ФЗ изложена полностью в новой редакции статья 15 комментируемого Закона, посвященная обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на ОПО. В рамках такой регламентации указанная статья отсылает к Закону о страховании ответственности владельца опасного объекта;
18) выполнять указания (об указаниях говорится после дополнения, внесенного Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ), распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области ПБ (до внесения Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменения говорилось о таком специально уполномоченном органе), его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.
В соответствии с п. 1 ст. 5 комментируемого Закона уполномоченный Правительством РФ орган государственного регулирования промышленной безопасности осуществляет в том числе разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности, за исключением функций, указанных в п. 2 данной статьи. Пунктом 2 указанной статьи установлено, что федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, исполнения наказаний осуществляют на объектах (в организациях), подведомственных им, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области ПБ;
19) приостанавливать эксплуатацию ОПО самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на ОПО, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на ПБ.
Соответственно в п. 2 комментируемой статьи установлено, что работники ОПО обязаны в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на ОПО.
До внесения Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ*(126) изменения в рассматриваемом абзаце говорилось не о решении суда, а о предписании федерального органа исполнительной власти в области ПБ, его территориальных органов и должностных лиц. Тем же Законом в КоАП РФ включены положения, предусматривающие такой вид административного наказания, как административное приостановление деятельности. В том числе в данный Кодекс введена статья 3.12 "Административное приостановление деятельности", в ч. 1 которой определено, что административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг;
20) осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии.
Соответственно в п. 2 комментируемой статьи установлено, что работники ОПО обязаны в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на ОПО.
Согласно ч. 5 ст. 12 комментируемого Закона организация, эксплуатирующая ОПО, ее работники, организация, проводившая экспертизу ПБ, обязаны представлять комиссии по техническому расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий;
21) принимать участие в техническом расследовании причин аварии на ОПО, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий.
Техническое расследование причин аварии регламентировано положениями ст. 12 комментируемого Закона, согласно п. 2 которой: техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти в области ПБ или его территориального органа; в состав указанной комиссии также включаются в том числе представители организации, эксплуатирующей ОПО;
22) анализировать причины возникновения инцидента на ОПО, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов.
В подпункте 4 п. 6 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утв. Приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 г. N 503 (о данном документе см. комментарий к ст. 12 Закона), установлено, что организация (руководитель или иное уполномоченное лицо), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, принимает участие в техническом расследовании причин аварии, случая утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, принимает меры по устранению и профилактике причин, способствовавших возникновению аварии, утрате взрывчатых материалов промышленного назначения, организовывает и проводит расследование инцидента;
23) своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области ПБ (до внесения Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменения говорилось о таком специально уполномоченном органе), то есть Ростехнадзор (см. комментарий к ст. 5 Закона), его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на ОПО.
Соответственно в п. 2 комментируемой статьи установлено, что работники ОПО обязаны незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на ОПО.
Положениями п. 5 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утв. Приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 г. N 503 (о данном документе см. комментарий к ст. 12 Закона), определены органы и организации, в которые организация (руководитель или иное уполномоченное лицо), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, передает оперативное сообщение об аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в течение 24 часов с момента возникновения аварии, инцидента, выявления факта утраты взрывчатых материалов промышленного назначения. В приложениях N 1 и 2 к названному Порядку приведены рекомендуемые образцы оперативного сообщения об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения и оперативного сообщения об инциденте на ОПО;
24) принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на ОПО.
В подпункте 1 п. 6 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утв. Приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 г. N 503 (о данном документе см. комментарий к ст. 12 Закона), установлено, что организация (руководитель или иное уполномоченное лицо), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, принимает меры по защите жизни и здоровья работников, окружающей среды, а также собственности организации и третьих лиц, которым может быть причинен ущерб, от воздействия негативных последствий аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;
25) вести учет аварий и инцидентов на ОПО.
Пунктом 1 ст. 12 комментируемого Закона установлено, что по каждому факту возникновения аварии на ОПО проводится техническое расследование ее причин. Согласно п. 25 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утв. Приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 г. N 503 (о данном документе см. комментарий к ст. 12 Закона), организация, на объекте которой произошла авария, ведет учет аварий, произошедших на ОПО, аварий ГТС. Рекомендуемый образец журнала учета аварий, произошедших на ОПО, аварий ГТС, приведен в приложении N 4 к названному Порядку.
Пунктом 32 названного Порядка установлено, что чет инцидентов на ОПО ведется в журнале учета инцидентов, произошедших на ОПО, в котором регистрируются дата и место инцидента, его характеристики и причины возникновения, продолжительность простоя, экономический ущерб (в том числе вред, нанесенный окружающей среде), мероприятия по устранению причин инцидента и делается отметка об их выполнении;
26) представлять в федеральный орган исполнительной власти в области ПБ (до внесения Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменения говорилось о таком специально уполномоченном органе), то есть в Ростехнадзор (см. комментарий к ст. 5 Закона) или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
В соответствии с п. 32 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утв. Приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 г. N 503 (о данном документе см. комментарий к ст. 12 Закона), не реже одного раза в квартал в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области ПБ, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый объект, направляется информация о произошедших инцидентах, в которой указывается: 1) количество инцидентов; 2) характер инцидентов; 3) анализ причин возникновения инцидентов; 4) принятые меры по устранению причин возникновения инцидентов.
2. В пункте 2 комментируемой статьи определен исчерпывающий перечень обязанностей, возлагаемых на работников ОПО. Как говорилось выше, с учетом наименования данной статьи эти обязанности закреплены в рамках установления требований ПБ к эксплуатации ОПО.
В соответствии с п. 2 комментируемой статьи работники ОПО обязаны:
1) соблюдать положения нормативных правовых актов (до внесения Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ изменения говорилось не о положениях нормативных правовых актов, а о требованиях нормативных правовых актов и нормативных технических документов), устанавливающих требования ПБ, а также правила ведения работ на ОПО и порядок действий в случае аварии или инцидента на ОПО.
Соответственно, в п. 1 комментируемой статьи установлено, что организация, эксплуатирующая ОПО, обязана соблюдать положения комментируемого Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, а также ФНП в области ПБ;
2) проходить подготовку и аттестацию в области ПБ.
Подготовка и аттестация работников в области ПБ регламентированы положениями ст. 14.1 комментируемого Закона, согласно п. 1 которой работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией ОПО, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на ОПО, в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований ПБ обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области ПБ и проходить аттестацию в области ПБ. Категории таких работников определяются Правительством РФ;
3) незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на ОПО.
Соответственно в п. 1 комментируемой статьи установлено, что организация, эксплуатирующая ОПО, обязана своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области ПБ, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на ОПО;
4) в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на ОПО.
Соответственно в п. 1 комментируемой статьи установлено, что организация, эксплуатирующая ОПО, обязана приостанавливать эксплуатацию ОПО самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на ОПО, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на ПБ;
5) в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на ОПО.
Соответственно, в п. 1 комментируемой статьи установлено, что организация, эксплуатирующая ОПО, обязана осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии.
Требования ПБ по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО установлены положениями ст. 10 комментируемого Закона, в п. 1 которой установлено, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая ОПО, обязана в том числе обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на ОПО.
Требования к организации производственного контроля за соблюдением требований ПБ и управления ПБ установлены положениями ст. 11 комментируемого Закона, в п. 4 которой установлено, что системы управления промышленной безопасностью обеспечивают в том числе участие работников организаций, эксплуатирующих ОПО, в разработке и реализации мер по снижению риска аварий на ОПО.
Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ пункт 2 комментируемой статьи был дополнен абзацем, предусматривавшим, что за выдачу работнику организации, осуществляющей эксплуатацию ОПО, аттестата в области ПБ уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах. Данный абзац признан утратившим силу с 1 января 2019 г. Федеральным законом от 29 июля 2018 г. N 271-ФЗ, внесшим изменения в отдельные законодательные акты РФ по вопросам подтверждения компетентности работников ОПО, ГТС и объектов электроэнергетики.