Статья 5. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности
1. Комментируемая статья определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области ПБ. В отличие от комментируемого Закона статьи 4 и 5 Закона о безопасности ГТС определяют перечни полномочий соответственно Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ в области безопасности гидротехнических сооружений. Комментируемая статья излагалась с 1 января 2005 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ*(75), принятым в рамках приведения федерального законодательства, регулирующего полномочия органов власти всех уровней, в соответствие Федеральному закону от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"*(76) и Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"*(77).
В пункте 1 статьи предусмотрено определение Правительством РФ уполномоченного органа государственного регулирования ПБ, а также определены следующие функции, осуществляемые таким уполномоченным органом:
функции по выработке и реализации государственной политики в области ПБ;
функции по нормативно-правовому регулированию в области ПБ;
разрешительные, контрольные и надзорные функции в области ПБ, за исключением функций, указанных в п. 2 данной статьи.
С 1 июля 2021 г. Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ в связи с принятием Закона о государственном контроле пункт 1 комментируемой статьи изложен полностью в новой редакции. В прежней редакции данного пункта (т.е. в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) в рамках соответствующей регламентации предусматривалось следующее:
в целях осуществления государственной политики в области ПБ Президент РФ или по его поручению Правительство РФ определяет федеральные органы исполнительной власти в области ПБ и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области ПБ;
федеральные органы исполнительной власти в области ПБ имеют подведомственные им территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.
В качестве органа государственного регулирования ПБ определена Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), что закреплено в п. 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (здесь и далее в ред. Постановления Правительства РФ от 6 декабря 2021 г. N 2208*(78)).
Согласно указанному пункту Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю (надзору) в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, ПБ, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности ГТС (за исключением судоходных и портовых ГТС), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
В подпункте 5.2.2 названного Положения установлено, что Ростехнадзор на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принимает в том числе следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
требования к регистрации объектов в государственном реестре ОПО и к ведению этого реестра (подп. 5.2.2.5);
порядок оформления декларации ПБ ОПО и перечень включаемых в нее сведений (подп. 5.2.2.6);
порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (подп. 5.2.2.7);
ФНП в области ПБ (подп. 5.2.2.16(1);
акты, определяющие области аттестации в области ПБ, по вопросам безопасности ГТС, безопасности в сфере электроэнергетики (подп. 5.2.2.16(5).
Согласно подп. 5.3 названного Положения Ростехнадзор на основании федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ осуществляет в том числе следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
осуществляет контроль (надзор) за соблюдением требований ПБ при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации ОПО, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на ОПО, транспортировании опасных веществ на ОПО (подп. 5.3.1.5);
осуществляет контроль (надзор) за соблюдением требований пожарной безопасности на ОПО ведения подземных горных работ и при ведении взрывных работ (подп. 5.3.1.8);
регистрирует ОПО и ведет государственный реестр таких объектов (подп. 5.3.5);
ведет реестр деклараций ПБ (подп. 5.3.21);
ведет реестр заключений экспертизы ПБ (подп. 5.3.22);
утверждает по согласованию с МЧС России типовые дополнительные профессиональные программы в области ПБ ОПО (подп. 5.3.25).
2. Положения п. 2 комментируемой статьи определяют полномочия в области ПБ:
федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, то есть Министерства обороны РФ (Минобороны России), п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации"*(79);
федерального органа исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности, то есть Федеральной службы безопасности РФ (ФСБ России), п. 1 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации"*(80);
федерального органа исполнительной власти в сфере государственной охраны, то есть Федеральной службы охраны РФ (ФСО России), п. 1 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. N 1013 "Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации"*(81);
федерального органа исполнительной власти в сфере внешней разведки, то есть Службы внешней разведки РФ (СВР России), ст. 11 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке"*(82);
федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, то есть Главного управления специальных программ Президента РФ (ГУСП), п. 1 Положения о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2017 г. N 651 "Вопросы Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации"*(83);
федерального органа исполнительной власти в сфере исполнения наказаний, то есть Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний"*(84).
В соответствии с п. 2 комментируемой статьи указанные федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, исполнения наказаний:
осуществляют на объектах (в организациях), подведомственных им, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области ПБ;
согласовывают принимаемые ими нормативные правовые акты в области ПБ, а также координируют свою деятельность в указанной области с органом государственного регулирования ПБ.
Пункт 2 комментируемой статьи (как и пункт 1 данной статьи) изложен с 1 июля 2021 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ в связи с принятием Закона о государственном контроле. В прежней редакции данного пункта (то есть в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) в рамках соответствующей регламентации предусматривалось следующее: федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области ПБ, обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты (до внесения Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ изменения говорилось также о нормативных технических документах), а также координировать свою деятельность в области ПБ с федеральным органом исполнительной власти в области ПБ.
В соответствии с подп. "б" п. 1 ст. 16 комментируемого Закона на объектах (в организациях), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, указанным в п. 2 комментируемой статьи, федеральный государственный надзор в области ПБ осуществляется подразделениями этих федеральных органов исполнительной власти. В указанных случаях согласно п. 4 этой же ст. 16 комментируемого Закона организация и осуществление федерального государственного надзора в области ПБ регулируются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с уполномоченным Правительством РФ органом государственного регулирования ПБ (см. комментарий к указанной статье).
3. В пункте 3 статьи предусмотрена возможность передачи осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области ПБ, предусмотренных комментируемым Законом, органам исполнительной власти субъектов РФ. Согласно данному пункту такие полномочия могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ постановлениями Правительства РФ в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"*(85). В точности аналогичные положения содержатся в статье 4.1 Закона о безопасности ГТС, предусматривающей возможность передачи осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области безопасности ГТС органам исполнительной власти субъектов РФ.
Пункт 3 комментируемой статьи и статья 4.1 Закона о безопасности ГТС введены с 24 июля 2015 г. Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ*(86), которым одновременно внесены изменения в названный Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Наряду с прочим статья 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации" названного Закона дополнена пунктом 7.1, положения которого и подразумеваются в п. 3 комментируемой статьи.
На замену Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" принят Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"*(87), в статью 46 "Особенности передачи отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти органам государственной власти субъектов Российской Федерации" которого и перенесены положения п. 7 ст. 26.3 Закона-"предшественника".
Частями 1-3 названной статьи 46 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (статья вступила в силу с 1 января 2023 г.) предусмотрено следующее:
полномочия России по предметам ведения России, а также полномочия России по предметам совместного ведения, не переданные в соответствии со ст. 45 данного Закона и отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ соответственно нормативными правовыми актами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ в установленном настоящим Федеральным законом порядке при условии, что возможность передачи осуществления таких полномочий предусмотрена федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующей сфере деятельности (ч. 1);
объем полномочий федеральных органов исполнительной власти, которые предполагается передать нормативными правовыми актами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ, определяется исходя из полномочий федеральных органов исполнительной власти и с учетом полномочий РФ по предметам ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами в порядке, предусмотренном статьей 45 данного Закона (ч. 2);
передача органам исполнительной власти субъектов РФ осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти нормативными правовыми актами Президента РФ осуществляется по представлению Правительства РФ (ч. 3).