Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 5. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности
1. Комментируемая статья определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области ПБ. В отличие от комментируемого Закона статьи 4 и 5 Закона о безопасности ГТС определяют перечни полномочий соответственно Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ в области безопасности гидротехнических сооружений. Комментируемая статья излагалась с 1 января 2005 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ*(75), принятым в рамках приведения федерального законодательства, регулирующего полномочия органов власти всех уровней, в соответствие Федеральному закону от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"*(76) и Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"*(77).
В пункте 1 статьи предусмотрено определение Правительством РФ уполномоченного органа государственного регулирования ПБ, а также определены следующие функции, осуществляемые таким уполномоченным органом:
функции по выработке и реализации государственной политики в области ПБ;
функции по нормативно-правовому регулированию в области ПБ;
разрешительные, контрольные и надзорные функции в области ПБ, за исключением функций, указанных в п. 2 данной статьи.
С 1 июля 2021 г. Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ в связи с принятием Закона о государственном контроле пункт 1 комментируемой статьи изложен полностью в новой редакции. В прежней редакции данного пункта (т.е. в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) в рамках соответствующей регламентации предусматривалось следующее:
в целях осуществления государственной политики в области ПБ Президент РФ или по его поручению Правительство РФ определяет федеральные органы исполнительной власти в области ПБ и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области ПБ;
федеральные органы исполнительной власти в области ПБ имеют подведомственные им территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.
В качестве органа государственного регулирования ПБ определена Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), что закреплено в п. 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (здесь и далее в ред. Постановления Правительства РФ от 6 декабря 2021 г. N 2208*(78)).
Согласно указанному пункту Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю (надзору) в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, ПБ, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности ГТС (за исключением судоходных и портовых ГТС), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
В подпункте 5.2.2 названного Положения установлено, что Ростехнадзор на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принимает в том числе следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
требования к регистрации объектов в государственном реестре ОПО и к ведению этого реестра (подп. 5.2.2.5);
порядок оформления декларации ПБ ОПО и перечень включаемых в нее сведений (подп. 5.2.2.6);
порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (подп. 5.2.2.7);
ФНП в области ПБ (подп. 5.2.2.16(1);
акты, определяющие области аттестации в области ПБ, по вопросам безопасности ГТС, безопасности в сфере электроэнергетики (подп. 5.2.2.16(5).
Согласно подп. 5.3 названного Положения Ростехнадзор на основании федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ осуществляет в том числе следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
осуществляет контроль (надзор) за соблюдением требований ПБ при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации ОПО, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на ОПО, транспортировании опасных веществ на ОПО (подп. 5.3.1.5);
осуществляет контроль (надзор) за соблюдением требований пожарной безопасности на ОПО ведения подземных горных работ и при ведении взрывных работ (подп. 5.3.1.8);
регистрирует ОПО и ведет государственный реестр таких объектов (подп. 5.3.5);
ведет реестр деклараций ПБ (подп. 5.3.21);
ведет реестр заключений экспертизы ПБ (подп. 5.3.22);
утверждает по согласованию с МЧС России типовые дополнительные профессиональные программы в области ПБ ОПО (подп. 5.3.25).
2. Положения п. 2 комментируемой статьи определяют полномочия в области ПБ:
федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, то есть Министерства обороны РФ (Минобороны России), п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации"*(79);
федерального органа исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности, то есть Федеральной службы безопасности РФ (ФСБ России), п. 1 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации"*(80);
федерального органа исполнительной власти в сфере государственной охраны, то есть Федеральной службы охраны РФ (ФСО России), п. 1 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. N 1013 "Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации"*(81);
федерального органа исполнительной власти в сфере внешней разведки, то есть Службы внешней разведки РФ (СВР России), ст. 11 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке"*(82);
федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, то есть Главного управления специальных программ Президента РФ (ГУСП), п. 1 Положения о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2017 г. N 651 "Вопросы Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации"*(83);
федерального органа исполнительной власти в сфере исполнения наказаний, то есть Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний"*(84).
В соответствии с п. 2 комментируемой статьи указанные федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, исполнения наказаний:
осуществляют на объектах (в организациях), подведомственных им, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области ПБ;
согласовывают принимаемые ими нормативные правовые акты в области ПБ, а также координируют свою деятельность в указанной области с органом государственного регулирования ПБ.
Пункт 2 комментируемой статьи (как и пункт 1 данной статьи) изложен с 1 июля 2021 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ в связи с принятием Закона о государственном контроле. В прежней редакции данного пункта (то есть в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) в рамках соответствующей регламентации предусматривалось следующее: федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области ПБ, обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты (до внесения Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ изменения говорилось также о нормативных технических документах), а также координировать свою деятельность в области ПБ с федеральным органом исполнительной власти в области ПБ.
В соответствии с подп. "б" п. 1 ст. 16 комментируемого Закона на объектах (в организациях), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, указанным в п. 2 комментируемой статьи, федеральный государственный надзор в области ПБ осуществляется подразделениями этих федеральных органов исполнительной власти. В указанных случаях согласно п. 4 этой же ст. 16 комментируемого Закона организация и осуществление федерального государственного н
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.