Статья 14. Разработка декларации промышленной безопасности
1. В комментируемой статье предусмотрена и регламентирована разработка декларации ПБ. Подобную регламентацию содержит статья 10 Закона о безопасности ГТС, посвященная декларации безопасности ГТС. Как определено в ч. 2 указанной статьи, декларация безопасности ГТС является основным документом, который содержит сведения о соответствии ГТС критериям безопасности.
Наличие деклараций ПБ в случаях, предусмотренных комментируемой статьей, согласно абз. 1 п. 2 ст. 6 комментируемого Закона является одним из обязательных требований к соискателю лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии на эксплуатацию ОПО. В пункте 1 ст. 9 комментируемого Закона в рамках установления требований ПБ к эксплуатации ОПО закреплена обязанность организации, эксплуатирующей ОПО, разрабатывать декларацию ПБ в случаях, установленных комментируемой статьей.
Абзац 1 п. 1 комментируемой статьи определяет, что разработка декларации ПБ предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями ПБ, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО.
Данные положения воспроизведены в п. 2 Порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений, утв. Приказом Ростехнадзора от 16 октября 2020 г. N 414 (о данном документе сказано ниже), без какой-либо детализации. Пунктом 3 названных Порядка и перечня установлено, что: при оформлении декларации для действующего ОПО в состав сведений по обеспечению требований ПБ должен включаться перечень как выполняемых, так и планируемых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО и обеспечению готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации последствий аварии; при оформлении декларации в составе проектной документации должны указываться сведения о предусмотренных проектной документацией мерах по предупреждению аварий.
Абзац 2 п. 1 комментируемой статьи делегирует федеральному органу исполнительной власти в области ПБ (до внесения Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменения говорилось о таком специально уполномоченном органе), то есть Ростехнадзору (см. комментарий к ст. 5 Закона) полномочия по определению перечня сведений, содержащихся в декларации ПБ, и порядка оформления такой декларации.
На основании данной нормы Приказом Ростехнадзора от 16 октября 2020 г. N 414 утверждены действующие с 1 января 2021 г. Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений*(169);
В соответствии с п. 4 названных Порядка и перечня декларация ПБ должна состоять из следующих структурных элементов:
1) титульный лист;
2) данные об организации-разработчике декларации;
3) оглавление;
4) раздел 1 "Общие сведения";
5) раздел 2 "Результаты анализа безопасности";
6) раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности";
7) раздел 4 "Выводы";
8) раздел 5 "Ситуационные планы";
9) приложения к декларации:
приложение N 1 "Расчетно-пояснительная записка";
приложение N 2 "Информационный лист".
2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает случаи, в которых разработка деклараций ПБ является обязательной. В соответствии с данным пунктом комментируемым Законом устанавливается обязательность разработки деклараций ПБ ОПО I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к комментируемому Закону (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).
В эти положения с 15 марта 2013 г. внесены изменения Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, принятым в рамках совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг. В прежней редакции абз. 1 п. 2 комментируемой статьи предусматривалось, что комментируемым Законом устанавливается обязательность разработки деклараций ПБ ОПО, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к комментируемому Закону.
Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 2 Закона), указанным Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ введено деление ОПО в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества на четыре класса опасности, в том числе: I класс опасности - ОПО чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности - ОПО высокой опасности; этим же Законом приложение 2 к комментируемому Закону изложено полностью в новой редакции, определяющей классификацию ОПО; в прежней редакции указанного приложения были установлены предельные количества опасных веществ, наличие которых на ОПО является основанием для обязательной разработки декларации ПБ.
Этим же Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ с 15 марта 2013 г. признан утратившим силу абзац 2 п. 2 комментируемой статьи, в прежней редакции которого предусматривалось, что обязательность разработки деклараций ПБ ОПО, не указанных в абз. 1 данного пункта, может быть установлена Правительством РФ, а также в соответствии со своими полномочиями федеральным органом исполнительной власти в области ПБ (до внесения Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ говорилось о таком специально уполномоченном органе).
В письме Ростехнадзора от 30 августа 2016 г. N 14-00-10/1629 "О результатах рассмотрения обращения"*(170) отмечено, что возникновение обязанности по разработке декларации ПБ у организации, эксплуатирующей ОПО, связано с наличием одновременно двух условий: классом опасности ОПО (I, II класс опасности) и определенным количеством опасных веществ, получаемых, используемых, перерабатываемых, образуемых, хранимых, транспортируемых, уничтожаемых на таком ОПО.
Как указано в письме Ростехнадзора от 23 апреля 2019 г. N 11-00-15/4275 "О рассмотрении обращения"*(171), запрет на разработку декларации ПБ на ОПО III класса опасности нормативными правовыми и правовыми актами в области ПБ не установлен.
Письмом Ростехнадзора от 28 апреля 2023 г. N 11-00-15/3036 "О рассмотрении обращений"*(172) сообщено, что действующим законодательством не определено, в составе какой документации необходимо разрабатывать декларацию ПБ до начала эксплуатации ОПО, являющегося объектом некапитального строительства, для которого разработка проектной документации на строительство не предусмотрена.
3-3.1. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи декларация ПБ разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию ОПО, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию ОПО.
Данный пункт изложен с 15 марта 2013 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, принятым в рамках совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг.
Этим же Законом введен пункт 3.1 комментируемой статьи, определяющий следующий исчерпывающий перечень случаев, в которых декларация ПБ находящегося в эксплуатации ОПО разрабатывается вновь:
в случае истечения 10 лет со дня внесения в реестр деклараций ПБ последней декларации ПБ;
в случае изменения технологических процессов на ОПО либо увеличения более чем на 20% количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на ОПО;
в случае изменения требований ПБ;
по предписанию федерального органа исполнительной власти в области ПБ или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации ПБ, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области ПБ.
В прежней редакции п. 3 комментируемой статьи предусматривалось, что:
декларация ПБ разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт (указание на капитальный ремонт включено Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ; Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ исключено указание на расширение), документации (указание на документацию включено Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ) на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО (абз. 1);
декларация ПБ уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения сведений, содержащихся в декларации ПБ, или в случае изменения требований ПБ (абз. 2; Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ исключено указание на случай обращения за лицензией на эксплуатацию ОПО);
для ОПО, действующих на день вступления комментируемого Закона в силу, декларации ПБ разрабатываются в сроки, устанавливаемые Правительством РФ (абз. 3). Соответствующим актом являлось Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 142 "О сроках декларирования промышленной безопасности действующих опасных производственных объектов"*(173), признанное утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2013 г. N 526 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"*(174).
Пунктом 5 Особенностей разрешительных режимов в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, безопасности гидротехнических сооружений, электроэнергетики и теплоснабжения (в ред. Постановления Правительства РФ от 23 января 2023 г. N 63*(175)), являющихся Приложением N 4 к Постановлению Правительства РФ от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" (наименование Постановления в ред. Постановления Правительства РФ от 4 октября 2022 г. N 1759)*(176), установлено, что до 31 декабря 2023 г. эксплуатация ОПО может осуществляться без представления в федеральный орган исполнительной власти в области ПБ декларации промышленной безопасности, разработанной вновь в соответствии с абз. 2 и 4 п. 3.1 комментируемой статьи.
4. Абзацем 1 п. 4 комментируемой статьи установлено, что декларация ПБ подлежит утверждению руководителем организации, эксплуатирующей ОПО. Как предусмотрено в подп. 1 п. 5 названных выше Порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений, утв. Приказом Ростехнадзора от 16 октября 2020 г. N 414, титульный лист декларации ПБ должен содержать реквизиты утверждения декларации руководителем организации, эксплуатирующей ОПО, или заказчиком проекта (для проектируемых объектов, в случаях, когда декларация входит в состав проектной документации).
В абзаце 2 п. 4 комментируемой статьи указано, что руководитель организации, эксплуатирующей ОПО, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации ПБ. При этом в отношении такой ответственности сделана бланкетная отсылка к законодательству РФ. Соответствующая ответственность предусмотрена положениями ст. 9.1 "Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов" КоАП РФ (см. комментарий к ст. 17 Закона).
5. В пункте 5 комментируемой статьи предусмотрено, что декларация ПБ, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО, и декларация ПБ, разрабатываемая вновь, проходят экспертизу ПБ в установленном порядке.
В данное положение с 15 марта 2013 г. внесены изменения упомянутым выше Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, принятым в рамках совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг. В прежней редакции данного положения предусматривалось, что экспертизу ПБ в установленном порядке проходит декларация ПБ, разрабатываемая в составе документации на капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО (до внесения Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ изменения говорилось о проектной документации на расширение техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО; указание на такую документацию было включено Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ).
Пунктом 5 комментируемой статьи также установлено, что проектная документация на строительство, реконструкцию ОПО, содержащая декларацию ПБ, подлежит экспертизе в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности. Данное положение введено с 1 января 2007 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, внесшим изменения в ГсК РФ. До внесения Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ изменения в данном положении говорилось о государственной экспертизе в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности.
Соответственно положениям п. 5 комментируемой статьи в п. 1 ст. 13 комментируемого Закона установлено, что экспертизе ПБ среди прочего подлежат декларация ПБ, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации ОПО, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию ОПО, или вновь разрабатываемая декларация ПБ. Об установленном порядке проведения экспертизы ПБ см. комментарий к указанной статье.
Экспертизе проектной документации посвящена статья 49 ГрК РФ, в ч. 1 которой (в ред. Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ*(177)) предусмотрено следующее: проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 данной статьи; экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 11 и 12 ст. 48 данного Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с данной статьей 49 ГрК РФ в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
6. В пункте 6 статьи предусмотрено представление декларации ПБ органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам. При этом Правительству РФ делегировано полномочие по установлению порядка такого представления.
На основании данной нормы Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2020 г. N 1241 утверждены действующие с 1 января 2021 г. Правила представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов"*(178), которые согласно их п. 1 устанавливают порядок представления декларации ПБ ОПО в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и гражданам.
В соответствии с п. 5 названных Правил руководитель или иное уполномоченное лицо организации, эксплуатирующей ОПО:
а) представляет утвержденный экземпляр декларации в Ростехнадзор;
б) представляет копии декларации в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Президентом РФ или Правительством РФ на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением требований ПБ в отношении соответствующего ОПО, и в орган исполнительной власти субъекта РФ, к компетенции которого относится обеспечение безопасной эксплуатации ОПО на территории этого субъекта РФ;
в) представляет на основании мотивированного запроса копии декларации в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, а также в орган местного самоуправления, на территории которого эксплуатируется ОПО;
г) обеспечивает доступ к декларации представителей общественных объединений на основании мотивированного запроса руководителя общественного объединения, согласованного с руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ, к компетенции которого относится обеспечение безопасной эксплуатации ОПО, при соблюдении установленного порядка обращения со сведениями, составляющими государственную и служебную тайну;
д) обеспечивает представление информационного листа (приложение к декларации) или копии декларации гражданам, проживающим на территории муниципального образования, на которой расположен ОПО, по их обращению.
Пунктом 6 Особенностей применения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области положений законодательства Российской Федерации в сферах промышленной безопасности опасных производственных объектов и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2023 г. N 873, установлено, что до 1 сентября 2024 г. в отношении ОПО, расположенных на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, положения п. 6 комментируемой статьи в части представления деклараций ПБ общественным объединениям и гражданам не применяются.
7. Пункт 7 комментируемой статьи, предусматривает ведение реестра деклараций ПБ, в который соответственно подлежит внесению декларация ПБ, представленная в федеральный орган исполнительной власти в области ПБ, то есть в Ростехнадзор (см. комментарий к ст. 5 Закона) или его территориальный орган. При этом установлен срок, в течение которого декларация ПБ подлежит внесению в указанный реестр, - пять рабочих дней со дня поступления соответствующих документов.
Данный пункт введен с 15 марта 2013 г. Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, принятым в рамках совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг.
8. Положения п. 8 данной статьи регламентируют ведение реестра деклараций ПБ:
по общему правилу, установленному в абз. 1 данного пункта, ведение такого реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области ПБ, т.е. Ростехнадзором (см. комментарий к ст. 5 Закона) в соответствии с административным регламентом;
в отношении ведения такого реестра федеральными органами исполнительной власти в области обороны, обеспечения безопасности, внешней разведки, в сфере государственной охраны, мобилизационной подготовки и мобилизации, т.е. Минобороны России, ФСБ России, СВР России, ФСО России и ГУСП (см. комментарий к ст. 5 Закона) абзац данного пункта наделяет указанные органы полномочием на установление порядка ведения такого реестра.
В точности аналогичные положения, регламентирующие ведение реестра заключений экспертизы ПБ, закреплены в п. 7 ст. 13 комментируемого Закона.
Пункт 8 комментируемой статьи введен с 15 марта 2013 г. Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, принятым в рамках совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, и изложен с 3 февраля 2023 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 4 ноября 2022 г. N 427-ФЗ, принятым в рамках совершенствования правовых основ взаимодействия граждан с государственными органами. В первоначальной редакции данного пункта содержалось положение, которое вошло в абз. 1 пункта в новой редакции. Соответственно абзац 2 данного пункта содержит нововведение Федерального закона от 4 ноября 2022 г. N 427-ФЗ.
Полномочие Ростехнадзора по ведению реестра деклараций ПБ указано в подп. 5.3.21 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (подпункт введен Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. N 1283).
Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра деклараций промышленной безопасности утвержден Приказом Ростехнадзора от 23 июня 2014 г. N 257*(179).