Статья 11. Требования к организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и управления промышленной безопасностью
1. Комментируемая статья устанавливает требования к организации производственного контроля за соблюдением требований ПБ и управления ПБ. Закон о безопасности ГТС подобных положений не содержит.
В комментируемую статью с 1 января 2014 г. внесены изменения (в п. 2 статьи - с 15 марта 2013 г.) Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, принятым в рамках совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг. Указанным Законом пункт 2 комментируемой статьи изложен полностью в новой редакции и введены п. 3-5 данной статьи. Основным нововведением является установление нормы о создании систем управления ПБ организациями, осуществляющими эксплуатацию ОПО I и II классов опасности. Соответственно тем ж Законом наименование комментируемой статьи изложено полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции наименования статьи указывалось на производственный контроль за соблюдением требований ПБ.
В пункте 1 комментируемой статьи указана обязанность организации, эксплуатирующей ОПО, организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований ПБ. Эта обязанность закреплена также в п. 1 ст. 9 комментируемого Закона в рамках установления требований ПБ к эксплуатации ОПО.
В пункте 1 комментируемой статьи уточнено, что указанная обязанность подлежит исполнению в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством РФ. На основании данной нормы издано Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2020 г. N 2168 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности"*(142), которым утверждены действующие с 1 января 2021 г. Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Согласно п. 1-3 названных Правил:
данные Правила устанавливают требования к организации и осуществлению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими ОПО, производственного контроля за соблюдением требований ПБ (при этом в юридико-технических целях введены обозначения "эксплуатирующая организация", "индивидуальный предприниматель", "производственный контроль") (п. 1);
данные Правила применяются при организации и осуществлении производственного контроля индивидуальными предпринимателями с учетом особенностей регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей, установленных законодательством РФ (п. 2);
эксплуатирующая организация (обособленные подразделения юридического лица в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях), индивидуальный предприниматель на основании данных Правил разрабатывают положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых ОПО и условий их эксплуатации. Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица), индивидуальным предпринимателем (п. 3).
Пунктом 4 названных Правил установлено, что положение о производственном контроле содержит:
должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля, или описание организационной структуры службы производственного контроля;
права и обязанности работника или должностных лиц службы производственного контроля, ответственных за осуществление производственного контроля;
порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований ПБ, подготовки и регистрации отчетов об их результатах, а также порядок осуществления контроля устранения выявленных при этом нарушений требований ПБ;
порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии ПБ между структурными подразделениями в эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на ОПО;
порядок организации обеспечения ПБ с учетом результатов производственного контроля;
порядок проведения диагностики, испытания, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО;
порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО;
порядок организации расследования аварий и учета инцидентов и несчастных случаев на ОПО;
порядок учета результатов производственного контроля при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников;
порядок организации проведения экспертизы ПБ;
порядок подготовки и аттестации работников в области ПБ;
порядок подготовки и представления сведений об организации производственного контроля.
Там же, в п. 4 названных Правил предусмотрено, что в случае если указанные сведения содержатся в иных локальных нормативных актах эксплуатирующей организации, в положении о производственном контроле указываются реквизиты таких документов; сведения, содержащиеся в указанных документах, в состав положения о производственном контроле не включаются.
2. Положения п. 2 комментируемой статьи предусматривают и регламентируют представление организациями, эксплуатирующими ОПО, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований ПБ:
указанные сведения подлежат представлению в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного УКЭП, в федеральные органы исполнительной власти в области ПБ, то есть в Ростехнадзор, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, СВР России, ГУСП и ФСИН России (см. комментарий к ст. 5 Закона) или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года;
федеральный орган исполнительной власти в области ПБ, то есть Ростехнадзор наделяется полномочием по установлению требований к форме представления указанных сведений.
Как говорилось выше, пункт 2 комментируемой статьи изложен с 15 марта 2013 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, принятым в рамках совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг. В прежней редакции данного пункта устанавливалось лишь то, что сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований ПБ и о работниках, уполномоченных на его осуществление, представляются в федеральный орган исполнительной власти в области ПБ (до внесения Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменения говорилось о таком специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти), или в его территориальный орган.
На основании п. 2 комментируемой статьи в новой редакции Приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2020 г. N 518 утверждены действующие с 1 января 2021 г. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности*(143). Этим же Приказом устанавливалось, что до 1 сентября 2021 г. сведения о состоянии зданий и сооружений на опасных производственных объектах могли быть представлены юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), эксплуатирующими ОПО, в произвольной форме.
3. Пункт 3 комментируемой статьи возлагает на организации, эксплуатирующие ОПО I или II класса опасности, обязанность создать системы управления ПБ и обеспечивать их функционирование. Как говорилось выше данный пункт введен с 1 января 2014 г. Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, принятым в рамках совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг. Соответственно указанная обязанность является нововведением данного Закона. Этим же Законом пункт 1 ст. 9 комментируемого Закона дополнен абзацем, в рамках определения требований ПБ к эксплуатации ОПО устанавливающим, что организация, эксплуатирующая ОПО, обязана создать систему управления ПБ и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных комментируемой статьей.
4-5. В пункте 4 комментируемой статьи определен перечень положений, которые должны обеспечивать системы управления ПБ. При этом пункт 5 данной статьи делегирует Правительству РФ полномочие по установлению требований к документационному обеспечению систем управления ПБ. Как говорилось выше данные пункты введены с 1 января 2014 г. Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, принятым в рамках совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг.
На основании п. 5 комментируемой статьи Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2020 г. N 1243 утверждены действующие с 1 января 2021 г. Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью*(144). Пунктами 2 и 3 названных Требований (в ред. Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1082) установлено следующее:
документация системы управления ПБ разрабатывается в целях обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных комментируемым Законом, а также мероприятий, направленных на соответствие критериям оценки добросовестности, для ОПО III, IV классов опасности (п. 2);
документация системы управления ПБ разрабатывается для одной организации, эксплуатирующей ОПО (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "эксплуатирующая организация"), либо для двух и более эксплуатирующих организаций, являющихся группой лиц в соответствии с антимонопольным законодательством РФ (п. 3).
В соответствии с п. 4 названных Требований документация системы управления промышленной безопасностью содержит:
а) заявление о политике эксплуатирующих организаций в области ПБ.
Согласно п. 5 данных Требований такое заявление содержит: а) цели и обязательства эксплуатирующих организаций по снижению риска аварий на ОПО; б) обязательства эксплуатирующих организаций по проведению консультаций с работниками ОПО и их представителями по вопросам обеспечения ПБ; в) обязательства эксплуатирующих организаций по совершенствованию системы управления ПБ;
б) положение о системе управления ПБ.
Согласно п. 7 данных Требований такое положение содержит следующие сведения: а) задачи эксплуатирующих организаций в области ПБ; б) описание структуры системы управления ПБ и ее места в общей системе управления эксплуатирующих организаций; в) перечень ОПО, на которые распространяется действие системы управления ПБ (допускается указание номера свидетельства о регистрации ОПО в государственном реестре ОПО); г) функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области ПБ; д) порядок проведения консультаций с работниками ОПО и их представителями по вопросам обеспечения ПБ; е) организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках системы управления ПБ; ж) порядок планирования работ, осуществляемых в рамках системы управления ПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на ОПО; з) порядок проведения анализа функционирования системы управления ПБ, разработки и осуществления корректирующих и предупреждающих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям ПБ и повышение уровня ПБ; и) организация информационного обеспечения в рамках системы управления ПБ; к) порядок подготовки в области ПБ руководителей и работников эксплуатирующих организаций; л) организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках системы управления ПБ; м) порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на ОПО; н) порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий и инцидентов;
в) положение (положения) о производственном контроле за соблюдением требований ПБ на ОПО.
Как говорилось выше, требования к содержанию такого положения установлены в п. 4 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2020 г. N 2168 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности";
г) документы планирования мероприятий по снижению риска аварий на ОПО.
Согласно п. 11 данных Требований такие документы должны охватывать необходимые мероприятия в области ПБ, проводимые в рамках системы управления ПБ, и обеспечивать эффективный внутренний контроль за деятельностью всех структурных подразделений эксплуатирующих организаций в области ПБ;
д) иные документы, обеспечивающие функционирование системы управления ПБ, предусмотренные положением о системе управления ПБ.
В соответствии с п. 10 названных Требований в эксплуатирующих организациях оформляются документально и утверждаются руководителями эксплуатирующих организаций:
а) планируемые мероприятия по снижению риска аварий на ОПО на срок более одного календарного года;
б) планы мероприятий по обеспечению ПБ на календарный год.
Приказами Ростехнадзора утверждены следующие документы, связанные с применением норм о системах управления ПБ:
Приказом от 10 декабря 2020 г. N 514 - Типовое положение о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев)*(145).
Приказом от 3 ноября 2022 г. N 387 - Руководство по безопасности "Методические основы анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах"*(146);
Приказом от 9 марта 2023 г. N 103 - Руководство по безопасности "Методические рекомендации по разработке систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты"*(147).