Статья 12. Техническое расследование причин аварии
1. В статье предусмотрено и регламентировано техническое расследование причин аварии. Подобная регламентация технического расследования причин аварии ГТС содержится в статье 11.1 Закона о безопасности ГТС, введенной Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 445-ФЗ, которым также статья 8 "Страховая выплата" Закона о страховании ответственности владельца опасного объекта дополнена частями 7.1 и 7.2, в действующей редакции (то есть в ред. Федерального закона от 9 марта 2016 г. N 56-ФЗ*(148)) предусматривающими, что:
порядок проведения технического расследования причин аварии и оформления акта о причинах и об обстоятельствах аварии устанавливается: 1) для ОПО в соответствии с законодательством о ПБ ОПО; 2) для ГТС в соответствии с законодательством РФ о безопасности ГТС (ч. 7.1);
для иных опасных объектов порядок установления факта аварии, порядок проведения технического расследования причин аварии и оформления акта о причинах и об обстоятельствах аварии устанавливаются Правительством РФ (ч. 7.2). На основании данной нормы Постановлением Правительства РФ от 23 августа 2014 г. N 848 утверждены Правила проведения технического расследования причин аварий на опасных объектах - лифтах, подъемных платформах для инвалидов, пассажирских конвейерах (движущихся пешеходных дорожках), эскалаторах (за исключением эскалаторов в метрополитенах) (наименование Правил в ред. Постановления Правительства РФ от 19 августа 2016 г. N 818)*(149).
Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что по каждому факту возникновения аварии на ОПО должно проводиться техническое расследование ее причин. Понятие "авария" определено в ст. 1 комментируемого Закона как разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на ОПО, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ. Постановлением Госгортехнадзора России от 6 января 2004 г. N ПГ-1 утверждены Методические рекомендаций по классификации аварий и инцидентов при транспортировании опасных веществ*(150).
Как определено в п. 7 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утв. Приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 г. N 503 (в ред. Приказа Ростехнадзора от 14 апреля 2022 г. N 126*(151)), техническое расследование причин аварии на ОПО, аварии ГТС (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "аварии") направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, допущенных нарушений требований ПБ (требований к обеспечению безопасности ГТС), лиц, допустивших эти нарушения, мер, которые приняты для локализации и ликвидации последствий аварии, разработку предложений по предупреждению подобных аварий (о данном документе сказано ниже).
2. Абзацем 1 п. 2 комментируемой статьи установлено, что техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти в области ПБ, то есть Ростехнадзора (см. комментарий к ст. 5 Закона) или его территориального органа.
Положениями данного пункта также определены следующие лица, которые подлежат включению в состав указанной комиссии: представители субъекта РФ и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается ОПО; представители организации, эксплуатирующей ОПО; представители страховщика, с которым организация, эксплуатирующая ОПО, заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; другие представители в соответствии с законодательством РФ. Обязанность организации, эксплуатирующей ОПО, принимать участие в техническом расследовании причин аварии на ОПО закреплена в п. 1 ст. 9 комментируемого Закона.
Пункт 2 комментируемой статьи изложен с 1 января 2012 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 226-ФЗ в связи с принятием Закона о страховании ответственности владельца опасного объекта. В прежней редакции данного пункта предусматривалось лишь то, что техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти в области ПБ (до внесения Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменения говорилось о таком специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти), или его территориального органа.
В пункте 6 ст. 12 Закона о страховании ответственности владельца опасного объекта (в ред. Федерального закона от 19 октября 2011 г. N 283-ФЗ*(152)) установлено, что страховщик обязан при получении сообщения об аварии на опасном объекте незамедлительно направить своего представителя для участия в расследовании причин, обстоятельств и последствий аварии на опасном объекте, в том числе для участия в работе комиссии, созданной с участием представителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего в пределах своей компетенции функции по контролю и надзору в области безопасности соответствующих опасных объектов, либо его территориального органа и (или) страхователя в целях технического расследования причин аварии на опасном объекте, и в случае, если в результате аварии возникла чрезвычайная ситуация, также для участия в работе соответствующей комиссии по чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 8 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утв. Приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 г. N 503 (в ред. Приказа Ростехнадзора от 14 апреля 2022 г. N 126), комиссия по техническому расследованию причин аварии (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "комиссия по техническому расследованию") назначается в зависимости от характера и возможных последствий аварии правовым актом уполномоченного органа или его территориального органа в срок не позднее 24 часов после получения оперативного сообщения об аварии либо после подтверждения факта произошедшей аварии, выявленного при осуществлении контрольных (надзорных) действий (о данном документе сказано ниже).
Как предусмотрено в п. 9 названного Порядка, в состав комиссии по техническому расследованию включаются представители: субъекта РФ и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается ОПО или ГТС; организации, эксплуатирующей ОПО, ГТС и (или) собственника ГТС (но не более 30% членов комиссии); страховщика, с которым организация, эксплуатирующая ОПО или ГТС, заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца ОПО за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (при отсутствии указанного договора в состав комиссии включаются представители профессионального объединения страховщиков); федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; вышестоящего органа или организации (при наличии); профсоюзных организаций; другие представители в соответствии с законодательством РФ.
Там же установлено, что при авариях, связанных с выбросом опасных веществ, в состав комиссии по техническому расследованию включается представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области охраны окружающей среды; комиссия по техническому расследованию должна состоять из нечетного количества членов; количество членов комиссии по техническому расследованию не должно быть менее чем пять человек.
3. В пункте 3 комментируемой статьи предусмотрены полномочия Президента РФ и Правительства РФ по принятию решения о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии и назначении председателя указанной комиссии. Следует подчеркнуть, что в этом случае речь идет о государственной, а не о специальной комиссии по техническому расследованию причин аварии. В следующих положениях данной статьи используется общее понятие комиссии по техническому расследованию причин аварии, то есть говорится как о государственной, так и о специальной такой комиссии.
4-5. Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает право комиссии по техническому расследованию причин аварии привлекать к расследованию экспертные организации, экспертов в области ПБ (указание на таких экспертов включено Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ, которым и введено понятие таких экспертов, см. комментарий к ст. 13 Закона) и специалистов в области изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях, а также общественных инспекторов в области ПБ (указание на таких инспекторов включено Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 283-ФЗ, которым и введен институт таких инспекторов, см. комментарий к ст. 16.2 Закона). Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 226-ФЗ в связи с принятием Закона о страховании ответственности владельца опасного объекта из данного пункта исключено указание на экспертные организации и специалистов в области страхования.
Положения п. 4 комментируемой статьи продублированы в абз. 1 п. 17 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утв. Приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 г. N 503 (о данном документе сказано ниже). При этом в абзаце 2 данного пункта предусмотрено, что для проведения экспертизы причин и характера разрушений (повреждений) сооружений и (или) технических устройств решением председателя комиссии по техническому расследованию могут образовываться экспертные группы, заключения которых прилагаются к акту технического расследования причин аварии.
Пунктом 18 названного Порядка установлено следующее: организацией, на объекте которой произошла авария, осуществляется расчет вреда (экономического ущерба и вреда окружающей среде) от аварии, который подписывается руководителем и главным бухгалтером организации; расчет вреда прилагается к акту технического расследования причин аварии; по решению председателя комиссии по техническому расследованию представленные документы по расчету вреда, причиненного аварией, могут быть направлены в экспертные организации для получения заключения.
В пункте 5 комментируемой статьи установлена обязанность организации, эксплуатирующей ОПО, ее работников, организации, проводившей экспертизу ПБ (указание на такие организации включено Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ), представлять комиссии по техническому расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий.
Полномочия комиссии по техническому расследованию причин аварии определены в Порядке проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утв. Приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 г. N 503 (о данном документе сказано ниже). Так, в соответствии с п. 15 названного Порядка (в ред. Приказа Ростехнадзора от 14 апреля 2022 г. N 126) в ходе проведения расследования комиссия по техническому расследованию осуществляет следующие мероприятия:
1) производит осмотр, фотографирование или видеосъемку, составляет схемы и эскизы места аварии, протокол осмотра места аварии;
2) взаимодействует со спасательными подразделениями, рассматривает докладные записки участвовавших профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), а также нештатных профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) (при наличии), оперативные журналы организации и профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), нештатных профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) (при наличии) о ходе ликвидации аварии;
3) опрашивает очевидцев аварии и, получает от них устные и письменные объяснения;
4) выясняет обстоятельства, связанные с аварией и предшествовавшие ей, устанавливает причины их возникновения;
5) выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования;
6) выявляет нарушения требований норм и правил ПБ, безопасности гидротехнических сооружений, послуживших причиной аварии;
7) проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям;
8) проверяет соблюдение обязательных требований в области ПБ и безопасности гидротехнических сооружений при принятии проектных решений и внесенных в них изменений, а также наличие экспертиз, предусмотренных законодательством РФ;
9) проверяет соответствие области применения оборудования, установленного изготовителем, условиям эксплуатации, а также наличие необходимых разрешительных и эксплуатационных документов;
10) проверяет наличие и исправность средств защиты персонала;
11) проверяет квалификацию специалистов, участвующих в организации и осуществлении производственного контроля, а также работников, участвующих в производственных процессах на опасном производственном объекте;
12) проверяет наличие договора (полиса) обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
13) проверяет соблюдение обязательных требований в области ПБ и безопасности гидротехнических сооружений технической документации на эксплуатацию объекта;
14) устанавливает причины аварии и сценарий ее развития на основе опроса очевидцев, рассмотрения технической документации, экспертных заключений, технического эксперимента, результатов осмотра места аварии и проведенной проверки (расследования);
15) выявляет допущенные нарушения требований ПБ, безопасности гидротехнических сооружений, послужившие причиной аварии, и лиц, ответственных за допущенные нарушения;
16) предлагает меры по устранению причин аварии, а также по предупреждению возникновения подобных аварий;
17) определяет предварительный размер причиненного вреда.
6. В пункте 6 комментируемой статьи предусмотрено составление акта, в который подлежат занесению результаты проведения технического расследования причин аварии. При этом установлены требования к содержанию такого акта: в нем указываются причины и обстоятельства аварии, размер причиненного вреда, допущенные нарушения требований ПБ, лица, допустившие эти нарушения (до внесения Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ изменения говорилось о работниках, а не о лицах, допустивших нарушения), а также меры, которые приняты для локализации и ликвидации последствий аварии, и содержатся предложения по предупреждению подобных аварий.
Рекомендуемый образец акта технического расследования причин аварии на ОПО, ГТС приведен в приложении N 3 к Порядку проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утв. Приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 г. N 503 (о данном документе сказано ниже).
Приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2016 г. N 471 "Об утверждении формы акта о причинах и об обстоятельствах аварии на опасном объекте и формы извещения об аварии на опасном объекте"*(153) утверждена форма акта о причинах и об обстоятельствах аварии на опасном объекте, однако названный Приказ издан во исполнение Постановления Правительства РФ от 19 августа 2016 г. N 818, внесшего изменения в указанное выше Постановление Правительства РФ от 23 августа 2014 г. N 848, то есть речь идет об иных опасных объектах, нежели ОПО и ГТС.
7. Пункт 7 комментируемой статьи определяет, кому подлежат направлению материалы технического расследования причин аварии: в федеральный орган исполнительной власти в области ПБ (до внесения Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменения говорилось о таком специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти), то есть в Ростехнадзор (см. комментарий к ст. 5 Закона), или в его территориальный орган, членам комиссии по техническому расследованию причин аварии (указание на членов такой комиссии включено Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 226-ФЗ в связи с принятием Закона о страховании ответственности владельца опасного объекта), а также в иные заинтересованные государственные органы.
Согласно п. 22 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утв. Приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 г. N 503 (о данном документе сказано ниже), перечень материалов технического расследования причин аварии определяется председателем комиссии по техническому расследованию в зависимости от характера и обстоятельств аварии.
В соответствии с п. 23 названного Порядка (в ред. Приказа Ростехнадзора от 14 апреля 2022 г. N 126) материалы технического расследования включают в себя:
1) правовой акт о назначении комиссии по техническому расследованию;
2) акт технического расследования причин аварии;
3) протокол осмотра места аварии с графическими, фото- и видеоматериалами;
4) письменное решение председателя комиссии о назначении экспертных групп (при наличии) и другие решения председателя комиссии, связанные с обстоятельствами расследования причин аварии;
5) заключения экспертов (экспертных групп) об обстоятельствах и причинах аварии;
6) докладные записки участвовавших профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), а также нештатных профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) (при наличии) о ходе ликвидации последствий аварии;
7) протоколы опроса очевидцев и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц организации, эксплуатирующей ОПО, ГТС, на которых возложена обязанность по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований ПБ (безопасности ГТС);
8) копии протоколов об аттестации специалистов, участвующих в организации и осуществлении производственного контроля, а также работников, участвующих в производственных процессах на ОПО, и заверенные выписки из журналов инструктажей по охране труда;
9) расчет вреда (экономического ущерба и вреда окружающей среде) от аварии, подписанный руководителем и главным бухгалтером организации, на объекте которой произошла авария, а также справки о размере причиненного вреда и оценке экономического ущерба и вреда окружающей среде от аварии;
10) копию договора (полиса) обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
11) сведения о нарушениях требований норм и правил ПБ (безопасности ГТС), с указанием конкретных структурных единиц соответствующих документов;
12) копию оперативного сообщения об аварии, направленного организацией, в которой произошла авария, в территориальный орган уполномоченного органа;
13) сведения о причинах несвоевременного сообщения об аварии в территориальный орган уполномоченного органа (при сроке задержки более 24 часов с момента возникновения аварии);
14) копия правового акта соответствующего территориального органа уполномоченного органа о продлении срока расследования причин аварии (если расследование продлевалось);
15) другие материалы, характеризующие аварию, обстоятельства и причины ее возникновения (при наличии).
Там же установлено, что к материалам технического расследования прилагается опись всех прилагаемых материалов.
8. В пункте 8 комментируемой статьи полномочие по установлению порядка проведения технического расследования причин аварии и оформления акта технического расследования причин аварии делегировано федеральному органу исполнительной власти в области ПБ (до внесения Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменения говорилось о таком специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти), то есть Ростехнадзору (см. комментарий к ст. 5 Закона).
На основании данной нормы и аналогичной нормы ч. 9 указанной выше статьи 11.1 Закона о безопасности ГТС Приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 г. N 503 утвержден действующий с 1 января 2021 г Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения*(154), который согласно его п. 1 устанавливает требования к проведению технического расследования причин аварий на ОПО, аварий ГТС (за исключением судоходных и портовых ГТС), инцидентов, произошедших на ОПО, и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.
Названный Порядок включает следующие разделы:
I "Общие положения";
II "Организация работ по проведению технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, аварии гидротехнического сооружения";
III "Оформление материалов технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, причин аварии гидротехнического сооружения";
IV "Рассмотрение материалов технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, причин аварии гидротехнического сооружения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору";
V "Проведение технического расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учета и анализа";
VI "Техническое расследование случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения".
Приложениями к названному Порядку являются:
приложение N 1 "Оперативное сообщение об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (рекомендуемый образец)";
приложение N 2 "Оперативное сообщение об инциденте на опасном производственном объекте (рекомендуемый образец)";
приложение N 3 "Акт технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, гидротехническом сооружении (рекомендуемый образец)";
приложение N 4 "Журнал учета аварий, произошедших на опасных производственных объектах, аварий гидротехнических сооружений (рекомендуемый образец)";
приложение N 5 "Журнал регистрации случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (рекомендуемый образец)";
приложение N 6 "Акт технического расследования случая утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (рекомендуемый образец)".
9. Пункт 9 комментируемой статьи определяет лицо, за счет которого осуществляется финансирование расходов на техническое расследование причин аварии, - это организация, эксплуатирующая ОПО, на котором произошла авария. Данное положение воспроизведено в п. 19 названного выше Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утв. Приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 г. N 503, без какой-либо детализации.