Статья 7. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте
1-3. Комментируемая статья посвящена техническим устройствам, применяемым на ОПО. Закон о безопасности ГТС подобных положений не содержит. Понятие технических устройств, применяемых на ОПО, определено в ст. 1 комментируемого Закона как машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации ОПО.
Комментируемая статья изложена с 1 января 2014 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, принятым в рамках совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг. В свою очередь, в данную статью ранее были внесены значительные изменения Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании".
Согласно п. 1 комментируемой статьи обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на ОПО, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании. В точности такие же положения содержались в данном пункте в прежней редакции, то есть до того, как статья была изложена Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ полностью в новой редакции.
Положения п. 2 комментируемой статьи определяют следующий перечень случаев, в которых техническое устройство, применяемое на ОПО, подлежит экспертизе ПБ, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на ОПО, обязательным требованиям к такому техническому устройству:
до начала применения на ОПО;
по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает 20 лет;
после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
В соответствии с п. 3 комментируемой статьи ФНП в области ПБ могут быть предусмотрены возможность, порядок и сроки опытного применения технических устройств на ОПО без проведения экспертизы ПБ при условии соблюдения параметров технологического процесса, отклонения от которых могут привести к аварии на ОПО.
Вместо положений, которые вошли в п. 2 и 3 комментируемой статьи после ее изложения Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ полностью в новой редакции, пунктами 5 и 6 данной статьи в прежней редакции (т.е. в ред. Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ) устанавливалось, что:
технические устройства, применяемые на ОПО, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе ПБ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области ПБ, если иная форма оценки соответствия таких технических устройств обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами (п. 5);
применение технических устройств на ОПО осуществляется при условии получения разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области ПБ, если иная форма оценки соответствия технических устройств, применяемых на ОПО, обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами. За выдачу разрешения на применение технических устройств на ОПО уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах (п. 6, введен Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ*(106)).
Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании" были признаны утратившими силу пункты 2 и 4 комментируемой статьи в прежней редакции, которыми устанавливалось, что: сертификацию технических устройств, применяемых на ОПО, проводят организации, аккредитованные федеральным органом исполнительной власти в области ПБ (п. 2); общий порядок и условия применения технических устройств на ОПО устанавливаются Правительством РФ (п. 4). Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ*(107) в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия был признан утратившим силу пункт 3 комментируемой статьи в прежней редакции, предусматривавший установление федеральным органом исполнительной власти в области стандартизации, метрологии и сертификации совместно с федеральным органом исполнительной власти в области ПБ правил проведения сертификации.
Разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, отмечалось следующее:
исключается функция федерального органа исполнительной власти в области ПБ по выдаче разрешений на применение технических устройств на ОПО. На период до принятия технических регламентов, устанавливающих иные формы оценки соответствия конкретных типов технических устройств обязательным требованиям, данные технические устройства будут подлежать экспертизе ПБ. В целях устранения коррупционных рисков при осуществлении надзорной деятельности вводится исчерпывающий перечень случаев, при которых необходимо проведение экспертизы ПБ, а также устанавливается полномочие Правительства РФ по утверждению перечня технических устройств, применяемых на ОПО;
для осуществления проектирования и эксплуатации ОПО в режиме опытно-промышленного производства, при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, законопроектом предусматривается возможность установления ФНП ПБ случаев, при которых возможно опытное применение технических устройств на ОПО без проведения экспертизы ПБ при условии соблюдения параметров технологического процесса, отклонения от которых могут привести к аварии на ОПО.
Соответственно, информацией Ростехнадзора от 5 декабря 2013 г. "С 1 января 2014 года отменена государственная услуга по выдаче разрешений на применение технических устройств на ОПО"*(108) сообщалось, что с 1 января 2014 г. государственная услуга по выдаче разрешений на применение технических устройств на ОПО отменена.
В письмах Ростехнадзора, направленных в ответ на соответствующие обращения, изложены следующие правовые подходы, связанные с применением положений комментируемой статьи:
техническое устройство, в связи с изменением ОПО, на котором оно применяется, подлежит экспертизе ПБ (письмо от 7 апреля 2016 г. N 02-00-14/5826 "О рассмотрении обращения"*(109));
применение технических устройств на ОПО, безопасный срок эксплуатации которых истек или для которых превышено количество циклов нагрузки, без проведения экспертизы ПБ не допустимо (письмо от 4 июля 2017 г. N 11-00-19/5267 "О рассмотрении обращения"*(110));
применение на ОПО технических устройств, на которые распространяется действие технических регламентов и в отношении которых не проведена процедура оценки соответствия обязательным требованиям технического регламента, является нарушением требований действующего законодательства (письмо от 27 августа 2019 г. N 11-00-15/8288 "О рассмотрении обращения"*(111)).