Военнослужащие, заключившие контакт по мобилизации, пользуются льготами по списанию пени за капитальный ремонт. Пользуются ли такими же льготами граждане, принимавшие участие в СВО на территории Украины в составе добровольческого отряда "БАРС"?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Гражданин вправе получить меру поддержки при наличии контракта, заключенного с Министерством обороны РФ.
Обоснование позиции:
С 17 октября 2022 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 октября 2022 г. N 378-ФЗ "О внесении изменений в статьи 166 и 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который внес изменения в Федеральный закон от 14 марта 2022 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 58-ФЗ) и ввел новую меру поддержки участников СВО, а именно освобождение от начисления пеней в случае несвоевременного и (или) неполного внесения ими платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (ст. 9.1, в редакции от 1 января 2023 года). На тот момент данная мера поддержки распространялась только на граждан Российской Федерации, заключивших контракт о прохождении военной службы в связи с призывом на военную службу по мобилизации.
13 июня 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июня 2023 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который распространил данную меру поддержки на иные категории участников СВО (ст. 9.1 в редакции от 13 июня 2023 года), а именно теперь от начисления пеней освобождаются:
1) граждане, призванные на военную службу по мобилизации, - на период прохождения ими военной службы;
2) граждане, проходящие военную службу по контракту, граждане, проходящие военную службу (службу) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, указанных в п. 6 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", при условии их участия в специальной военной операции - на период их участия в специальной военной операции;
3) граждане, заключившие контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - на период действия указанного контракта;
4) граждане, проходящие военную службу в пограничных органах федеральной службы безопасности и выполняющие определенные данным пунктом задачи - на период выполнения ими указанных задач;
5) совместно проживающие с вышеперечисленными гражданами супруги, дети, родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные граждане, признанные членами семьи, - на период, установленный для участников СВО.
Кроме того, ч. 2 ст. 7 данного закона конкретизировала, что действие данных положений распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 года.
Таким образом, в силу прямого указания закона от начисления неустойки за неоплату капитального ремонта освобождены лица, заключившие контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ (далее - добровольцы).
Согласно п. 8 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ (далее - Закон N 61-ФЗ) "Об обороне" для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ (далее добровольческие формирования). Статус данных формирований установлен ст. 22.1 Закона N 61-ФЗ, а именно данные формирования могут создаваться Министерством обороны Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации (ч. 1); вопросы их деятельности определяются Министерством обороны Российской Федерации (ч. 2); на граждан, заключивших контракт с добровольческим формированием (ч. 4), в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяется статус военнослужащих (ч. 10).
Таким образом, добровольцем может считаться лицо, заключившее контракт с Министерством обороны РФ (типовая форма контракта приведена в Приложении N 3 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. N 67а, также определяющим порядок заключения данного контракта).
Согласно ч. 1 ст. 9.1 Закона N 58-ФЗ порядок освобождения от начисления пеней в случае несвоевременного и (или) неполного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В Пермском крае данный порядок утвержден Указом Губернатора Пермского края от 3 февраля 2023 г. N 10.
Пунктом 1 данного порядка установлено, что порядок определяет правила освобождения от начисления пеней в случае несвоевременного и (или) неполного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме граждан Российской Федерации, заключивших контракт о прохождении военной службы в связи с призывом на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации и членов их семей. С момента вступления данного указа в силу, в том числе после распространения меры поддержки, предусмотренной ст. 9.1 Закона N 58-ФЗ, на дополнительные категории участников СВО, изменения в данный порядок не вносились. Обнаружить иных указов Губернатора Пермского края об установлении данного порядка для новых категорий получателей меры поддержки нам не удалось.
Таким образом, порядок предоставления меры поддержки добровольцам в Пермском крае фактически не принят, несмотря на то, что данная мера предусмотрена федеральным законодательством. Однако считаем недопустимым отказ в предоставлении меры поддержки только на этом основании, учитывая верховенство федерального законодательства над региональным, а также то, что суды при решении вопросов в аналогичных ситуациях приходят к выводу о недопустимости лишения гражданина прав, предусмотренных федеральным законодательством, по причине отсутствия необходимых регламентов (смотрите, например, Апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 16 августа 2021 г. по делу N 33-10508/2021, Апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 июня 2021 г. по делу N 33-8390/2021, Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 июня 2019 г. по делу N 33-2710/2019).
На основании вышеизложенного считаем необходимым сообщить следующее.
К сожалению, нам не удалось обнаружить официальную информацию о статусе добровольческого формирования "БАРС". Вместе с тем, учитывая информацию Министерства обороны о подписании контрактов с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, согласно которым на лиц, заключивших контракт с такими организациями, распространяются льготы для военнослужащих, и судебную практику, содержащую указание на наличие у данных граждан таких контрактов и их отнесение к добровольцам (смотрите, например, Определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 30 августа 2023 г. по делу N 33-6427/2023, Решение Центрального районного суда г. Калининграда Калининградской области от 31 июля 2023 г. по делу N 2а-3213/2023, Решение Фрунзенского районного суда г. Саратова Саратовской области от 24 августа 2023 г. по делу N 2-919/2023), считаем возможным, что статус данной организации определен документами Министерства обороны РФ для служебного пользования.
В силу ч. 4 ст. 9.1 Закона N 58-ФЗ граждане, имеющие право на меры поддержки, вправе приложить документы, подтверждающие в соответствии с законодательством Российской Федерации их участие в специальной военной операции (выполнение ими задач).
Несмотря на отсутствие прямого порядка предоставления добровольцам меры поддержки, полагаем возможным по аналогии с существующим порядком (п. 5-8) запросить у гражданина документы, подтверждающие его статус как участника добровольческого формирования, то есть контракт с Министерством обороны РФ. В случае предоставления контракта полагаем необходимым предоставить гражданину освобождение от начисления пеней; в противном случае полагаем, что гражданин не может являться получателем данной меры поддержки.
Мы постарались оказать максимальное содействие в решении вопроса. К сожалению, нам не удалось обнаружить официальных документов либо судебной практики, точно соответствующей запросу, в связи с чем представленная позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением иных специалистов. Просим учесть, что изложенная в вопросе практическая ситуация регулируется законодательством о воинской обязанности и воинской службе, а также документами Министерства обороны РФ для служебного пользования, и не входит в перечень тематик, по которым предоставляются разъяснения в рамках Правового консалтинга.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Казакова Елена
Ответ прошел контроль качества
27 октября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"