Раздел 3.
Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом бюджетной отчетности
Что раскрываем: существенная информация, характеризующая результаты исполнения бюджета субъектом бюджетной отчетности за отчетный период.
Пример 1 (для годовой отчетности):
Сведения об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете представлены в Таблице N 3 Пояснительной записки (ф. 0503160).
Комментарий: данная информация не включается в текстовую часть в составе квартальной отчетности.
Пример 2:
Сведения об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете, касающиеся приоритетных национальных проектов и имеющие отношение к деятельности субъекта бюджетной отчетности, представлены в Таблице N 13 Пояснительной записки (ф. 0503160).
Комментарий: данную информацию можно исключить из текстовой части в составе квартальной отчетности.
Пример 3:
Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом бюджетной отчетности представлен в Сведениях об исполнении бюджета (ф. 0503164), а также в Таблице N 13 Пояснительной записки (ф. 0503160).
Пример заполнения Таблицы N 13 см. здесь.
Что раскрываем: информация о ходе реализации государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов) за счет средств субсидии на иные цели и субсидии на цели осуществления капитальных вложений (п. 152 Инструкции N 191н).
Пример:
В отчетном периоде подведомственные муниципальные бюджетные и автономные учреждения приняли участие в реализации 5 региональных проектов по 5 национальным проектам:
1. "Образование":
- "Современная школа", в рамках мероприятия "Создание и обеспечение функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в городских округах" на общую сумму 5 345,90 тыс. руб., кассовое исполнение составило 5 345,90 тыс. руб. или 100%.
2. "Культура":
- "Культурная среда", в рамках мероприятия "Создание (реконструкция) и капитальный ремонт культурно-досуговых учреждений в городских округах" на общую сумму 3 567,45 тыс. руб., кассовое исполнение составило 3 567,45 тыс.руб. или 100%.
3. "Безопасные и качественные автомобильные дороги":
- "Безопасность дорожного движения" в рамках мероприятий "Повышение безопасности дорожного движения объектов" на общую сумму 321,60 тыс. руб., кассовое исполнение составило 321,60 тыс.руб. или 100%.
4. "Жилье и городская среда":
- "Формирование комфортной городской среды", в рамках мероприятия "Реализация мероприятия по благоустройству в местах массового отдыха населения (городских парков), общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др." в общей сумме 10 502,00 тыс.руб., кассовое исполнение составило 10 502,00 тыс.руб. или 100%.
5. "Демография":
- "Спорт - норма жизни", в рамках мероприятия "Оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим инвентарем" в общей сумме 3 176,40 тыс.руб., кассовое исполнение составило 2 631,5- тыс.руб. или 82,9%.
По итогам отчетного периода общее кассовое исполнение мероприятий в рамках национальных проектов составило 97,8%. Неиспользованные объемы средств целевых субсидий, предоставленные подведомственным учреждениям, подлежат возврату в доход местного бюджета до ДД.ММ.ГГГГ.
Комментарий: данную информацию включает ГРБС (учредитель бюджетных и автономных учреждений) при формировании сводной Пояснительной записки в составе консолидированной бюджетной отчетности.
Что раскрываем: анализ результатов исполнения бюджета, если информация не нашла отражения в таблицах и приложениях, включаемых в данный раздел.
Пример:
В отчетном периоде доходы городского бюджета исполнены в сумме 890 306,15 тыс. руб. или 99,8% и увеличились по сравнению с прошлым годом на 97 199,34 тыс. руб., или на 12,3%. Налоговые и неналоговые доходы городского бюджета исполнены в сумме 56 677,77 тыс. руб. или 101,0% от уточненного плана и по сравнению с прошлым годом увеличились на 3 706,32 тыс. руб.
Основным источником налоговых доходов является налог на доходы физических лиц 34 301,07 тыс. руб. или 74,7% от общей суммы налоговых доходов. Бюджетные назначения по НДФЛ - 32 932,39 тыс. руб., фактическое поступление - 34 301,07 тыс. руб., Таким образом, бюджетные назначения исполнены на 104,2%. По сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 17 75,63 тыс. руб. или на 6,3%. Увеличение объемов поступления связано с ростом заработной платы работников бюджетной сферы в отчетном периоде. Одним из значимых доходов в структуре неналоговых доходов городского бюджета являются доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, доля которых составляет 45,8%. Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности в отчетном периоде исполнены в сумме 4 937,27 тыс. руб., что на 91,88 тыс. руб. или на 1,8% ниже первоначальных бюджетных назначений. Безвозмездные поступления исполнены в сумме 833 628,38 тыс. руб., или на 99,3% от уточненного плана. Анализ доходов от безвозмездных поступлений показал, что в отчетном периоде по сравнению с утвержденным планом дополнительно поступило в местный бюджет 178 877,23 тыс. руб.
В течение отчетного периода произведено уточнение сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение о бюджете на основании ст. 217 БК РФ и внесены 7 изменений в решение о бюджете, в связи с чем сумма расходов городского бюджета увеличена на 20 3317,38 тыс. руб. и составила 913 338,53 тыс. руб. Расходы городского бюджета за отчетный период исполнены в сумме 894 248,28 тыс.руб. или 97,9% от уточненных плановых показателей. Сумма неисполненных расходов составила 19 090,25 тыс. руб. Недоосвоение средств в наибольшем объеме сложилось:
- в сумме 14 783,02 тыс.руб. или 77,4% от общего объема неисполненных расходов по причине длительности проведения конкурсных процедур в конце финансового года;
- в сумме 200,00 тыс.руб., вследствие отсутствия чрезвычайных ситуации;
- в сумме 816,96 тыс.руб., расчет суммы по оплате коммунальных услуг был произведен из расчета 9 мес. отопительного периода, необходимо 8 мес., кроме того сокращена отопительная площадь;
- в сумме 102,36 тыс.руб. по причине образования экономии за счет листа нетрудоспособности;
- в сумме 1 215,63 тыс.руб. из-за экономии, сложившейся по результатам конкурсных процедур.
В отчетном периоде в структуре расходов городского бюджета самое низкое исполнение сложилось по разделу "Охрана окружающей среды" - 17,6%. Средства были запланированы на ликвидацию последствий ЧС в результате пожаров.
При исполнении городского бюджета расходы в отчетном периоде по сравнению с прошлым годом увеличились на 97 279,05 тыс. руб. или на 12,2%. Анализ исполнения расходов городского бюджета показывает, что в отчетном периоде расходы практически по всем разделам увеличились, в большей степени расходы увеличены по разделу "Образование" - на 42 438,48 тыс. руб, по разделу "Физическая культура и спорт" - на 7 069,68 тыс. руб., по разделу "Культура, кинематография" - на 16 603,97 тыс. руб. Сокращение расходов отражено только по разделу "Социальная политика" - на 295,99 тыс. руб.
Что раскрываем: детальное описание причин отклонений от плановых показателей в части доходов, расходов, источников финансирования дефицита (пояснения к ф. 0503164) (п. 163 Инструкции N 191н, см. также п. 7.1 Приложения N 1 к письму Минфина России и Федерального казначейства от 12.12.2022 NN 02-06-07/121653, 07-04-05/02-31103).
Пример:
В отчетном периоде объем утвержденных (доведенных) бюджетных назначений по расходам равен 63 973 000,00 руб. Кассовое исполнение - 45 269 458,75 руб., что составляет 70,76% от общей суммы доведенных лимитов бюджетных обязательств. По отношению к аналогичному периоду прошлого года данный показатель вырос на 8,21%. Неполное освоение фактически исполненных показателей от плановых назначений по расходам произошло по следующим причинам:
- код 04 - экономия, сложившаяся по результатам проведения конкурсных процедур (3,24%);
- код 05 - невозможность заключения муниципальных контрактов по итогам конкурсов в связи с отсутствием претендентов (поставщиков, подрядчиков, исполнителей) (1,2%);
- код 10 - оплата работ "по факту" на основании актов выполненных работ (4,33%);
- код 24 - длительность проведения конкурсных процедур (0,9%);
- код 28 - поэтапная оплата работ в соответствии с условиями заключенного муниципального контракта (2,1%);
- код 39 - наличие остатков в связи с применением регрессивной шкалы по страховым взносам (3,64%);
- код 40 - изменение численности получателей денежных средств (сотрудников) (2,5%);
- код 99 - иные причины (11,33%).
Наибольший удельный вес занимает показатель с кодом причины 99 "Иные причины" - 11,33%. Расшифровка кода "99" представлена в стр. 020 Таблицы N 13 Пояснительной записки (ф. 0503160).
Примечание: целесообразно отразить информацию об установленных ГРБС/финорганом согласно п. 163 Инструкции N 191н критериях определения показателей, подлежащих отражению в детализированных строках Сведений (ф. 0503164) на отчетную дату по доходам, расходам и источникам, или об отсутствии таких критериев.
Комментарий: учреждения федерального уровня раскрывают данную информацию в стр. 070 "Иной показатель" Таблицы N 13 в качестве дополнительного существенного показателя (подп. 9.1 п. 9 совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 11.01.2024 NN 02-06-06/950, 07-04-05/02-253).
Что раскрываем: информация о причинах отклонения кассового исполнения по доходам отчетного периода по сравнению с аналогичными данными прошлого года в разрезе кодов бюджетной классификации (с учетом существенности) (см., к примеру, подп. 9.16 п. 9 письма Минфина России и Федерального казначейства от 31.12.2019 NN 02-06-07/103995, 07-04-05/02-29148).
Пример:
В отчетном году утвержденный объем прогнозных показателей по налоговым доходам составил 15 150 000,00 руб., кассовое исполнение - 14 200 000,00 руб., что составляет 93,7%. Данные поступления отражены в следующем порядке (план/факт):
- КБК ХХХ 1 05 02000 02 0000 110 "Единый налог на вмененный доход для отдельных видов" - 9 560 000,00 руб./9 100 000,00 руб.;
- КБК ХХХ 1 06 06032 04 0000 110 "Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов" - 3 040 780,00руб./2 957 120,00 руб.;
- КБК ХХХ 06 06042 04 0000 110 "Земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов" - 1 749 500,00 руб./1 378 900,00 руб.;
- КБК ХХХ 1 05 03000 01 0000 110 "Единый сельскохозяйственный налог" - 799 720,00 руб./763 980,00 руб.
По сравнению с аналогичными данными предыдущего года показатель кассового исполнения по налоговым доходам в отчетном периоде увеличился с 89,6% до 93,7% или на 4,1%. Объясняется это более стабильным поступлением налоговых доходов в доход местного бюджета в связи с увеличением количества компаний-налогоплательщиков, в том числе в сельскохозяйственной отрасли, а также с ростом среднедушевых доходов населения города N и республики в целом, что, в свою очередь, оказало существенное влияние на рост потребительского спроса населения.
Комментарий: данную информацию можно исключить из текстовой части в составе квартальной отчетности, если иное не установлено ГРБС/финансовым органом.
Что раскрываем: причины расхождения показателей Сведений (ф. 0503164) с прогнозными данными по доходам в части недействующих на отчетную дату КБК
Пример:
Сумма прогнозируемых показателей по доходам от платы за право на заключение договора на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта или рекламных конструкций в кассовом плане была запланирована по КБК 1 11 09040 00 0000 120 (за землю в государственной/муниципальной собственности) и КБК 1 17 05000 00 0000 180 (за землю, собственность на которую не разграничена). В связи с изменениями, внесенными в соответствующие правовые акты, в Сведениях (ф. 0503164) данные поступления отражены по единому КБК 1 11 09080 00 0000 120.
Комментарий: учреждения федерального уровня раскрывают данную информацию в стр. 070 "Иной показатель" Таблицы N 13 в качестве дополнительного существенного показателя (приложение N 1 к совместному письму Минфина России и Федерального казначейства от 11.01.2024 NN 02-06-06/950, 07-04-05/02-253).
Что раскрываем: информация о причинах превышения принятых обязательств над исполнением денежных обязательств (пояснения отрицательных показателей в графах 11 и 12 Отчета по ф. 0503128).
Пример:
По состоянию на отчетную дату в Отчете (ф. 0503128) указано превышение принятых бюджетного и денежного обязательства над исполнением денежного обязательства в размере 170 380,00 руб. Причиной наличия отрицательных показателей в графах 11 и 12 раздела 1 Отчета (ф. 0503128) является наличие расторгнутого в отчетном периоде контракта, по которому по состоянию на отчетную дату не возвращен ранее перечисленный аванс в размере 70 380,00 руб. (30%). Муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ N 39 был заключен с ООО "Ремонт и К" на выполнение работ по текущему ремонту помещений Администрации в общей сумме 1 234 600,00 руб. В срок, установленный условиями контракта, подрядчик к выполнению работ по ремонту не приступил, в связи контракт расторгнут. Однако контрагентом по состоянию на отчетную дату аванс возвращен не был. Поэтому сумма исполненного денежного обязательства, отражаемая в графе 10 раздела I Отчета (ф. 0503128), превышает показатели принятых бюджетного и денежного обязательств, отраженных в графах 11 и 12 раздела 1 Отчета (ф. 0503128).
Что раскрываем: подробные сведения о целевых иностранных кредитах, отраженные в ф. 0503167, в частности о целях и финансовых результатах использования целевых иностранных кредитов в соответствии с Программой государственных внешних заимствований.
Комментарий: данную информацию можно исключить из текстовой части в составе квартальной отчетности.
Что раскрываем: иная информация, оказавшая существенное влияние и характеризующая результаты исполнения бюджета субъекта бюджетной отчетности за отчетный период, в том числе информация, которая не вошла, в частности, в Таблицы NN 3 и 13 (в т.ч. в стр. 070 Таблицы N 13 в качестве дополнительного существенного показателя согласно требованиям ГРБС/финоргана), раскрывается в разделе 3 текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160).