Достоверность бюджетной отчетности за 2023 год подтверждаем по новым правилам: обзор самых важных изменений
2024 г.
Практика применения Стандартов ВФА обнаружила необходимость их корректировки, в связи с чем специалисты финансового ведомства не только внесли поправки непосредственно в Стандарты, но и разработали Методические рекомендации по применению отдельных из них. Практически все поправки применяются при осуществлении ВФА начиная с 2024 года. Однако план проведения аудиторских мероприятий на 2024 год должен быть утвержден до его начала с учетом новых правил. А для этого просто необходимо актуализировать реестр бюджетных рисков, подход к формированию которого Минфин России также пересмотрел.
Сроки проведения аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности за 2023 год
В самом начале года у должностных лиц субъекта ВФА самая "горячая пора" - период проведения аудиторского мероприятия в целях подтверждения годовой бюджетной отчетности. До недавнего времени далеко не для всех должностных лиц было очевидно, что понятия "осуществление ВФА" и "проведение аудиторского мероприятия" вовсе не тождественны. Но теперь такие понятия четко разграничены. Сделано это, в том числе, в целях уточнения прав и обязанностей субъектов ВФА и субъектов бюджетных процедур. Осуществление ВФА - это бюджетное полномочие ГАБС (АБС). Для проведения ВФА создается (назначается) субъект ВФА. Аудиторское мероприятие - это совокупность действий субъекта ВФА в целях исполнения возложенных на него полномочий. Осуществление таких действий возможно при наличии утвержденной программы, содержащей указание на цель проведения аудиторского мероприятия.
Аудиторское мероприятие всегда ограничено временными рамками. Проведение аудиторского мероприятия в целях подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, а также соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в году, за который составляется годовая бюджетная отчетность, является обязательным. Причем продолжительность мероприятия ограничивается сроком представления годовой бюджетной отчетности. Поэтому общий срок его проведения должен быть достаточным для выполнения всех требований, предусмотренных Разделом III Стандарта.
Аудиторское мероприятие в целях подтверждения достоверности годовой бюджетной отчетности за 2023 год включается в план проведения аудиторских мероприятий на 2024 год и период до срока представления консолидированной / индивидуальной годовой бюджетной отчетности за 2024 год. Проводится оно в период с 1 января 2024 года до наиболее позднего из установленных сроков представления консолидированной / индивидуальной годовой бюджетной отчетности, полномочия по составлению которой осуществляет ГРБС, РБС, ПБС, ГлАД, АД, главный администратор / администратор источников финансирования дефицита бюджета.
Способ ведения ведения учета и формирования отчетности |
Объем бюджетных полномочий |
Предельный срок завершения аудиторского мероприятия (наиболее ранняя из дат) |
Полномочия по ведению учета и формированию бюджетной отчетности осуществляются самостоятельно |
АБС |
дата (месяца), указанная в плане проведения аудиторских мероприятий |
дата подписания руководителем комплекта индивидуальной отчетности | ||
ГАБС |
дата (месяца), указанная в плане проведения аудиторских мероприятий |
|
дата подписания руководителем комплекта консолидированной отчетности | ||
Полномочия по ведению учета и формированию бюджетной отчетности переданы |
АБС, передавший полномочия |
дата (месяца), указанная в плане проведения аудиторских мероприятий |
за 2 (два) рабочих дня до даты представления / направления уполномоченным органом / организацией на подписание руководителем комплекта годовой индивидуальной бюджетной отчетности | ||
ГАБС, передавший полномочия |
дата (месяца), указанная в плане проведения аудиторских мероприятий |
|
за 2 рабочих дня до даты представления / направления уполномоченным органом / организацией на подписание руководителем комплекта годовой консолидированной бюджетной отчетности | ||
Уполномоченная организация, осуществляющая переданные полномочия |
дата (месяца), указанная в плане проведения аудиторских мероприятий |
|
до даты представления / направления комплекта годовой бюджетной отчетности на подписание руководителю субъекта бюджетной отчетности, передавшему полномочия |
Достоверность какого комплекта отчетности нужно подтверждать?
Обновленная редакция Стандарта четко определяет обязанность подтверждения достоверности бюджетной отчетности с учетом объема бюджетных полномочий у конкретного ГАБС (АБС). Суждение субъекта ВФА о достоверности бюджетной отчетности должно быть вынесено в отношении каждого из комплектов годовой бюджетной отчетности:
Объем бюджетных полномочий субъекта бюджетной отчетности |
Комплект индивидуальной отчетности АБС |
Комплект консолидированной отчетности ГАБС |
Комплект индивидуальной отчетности АБС |
Комплект консолидированной отчетности ГАБС |
Администратор бюджетных средств (ПБС, АД, АИФДБ) |
+ |
Х |
Х |
Х |
ГАБС (ГРБС, ГАД, ГАИФД), одновременно являющийся ПБС, АД, АИФДБ |
+ |
+ |
Х |
Х |
ГАБС субъекта РФ (местного бюджета), одновременно являющийся АБС иного бюджета |
+ |
+ при наличии полномочий по формированию |
+ |
+ при наличии полномочий по формированию |
Подтверждение достоверности бюджетной отчетности при передаче полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности
Вариант взаимодействия должностных лиц ГАБС (АБС) с должностными лицами централизованной бухгалтерии в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности напрямую зависит в том числе от варианта организации ВФА как непосредственно у субъекта учета - ГАБС (АБС), передавшего централизуемые полномочия, так и от варианта организации ВФА в уполномоченном органе / организации, которым переданы полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности, то есть - в централизованной бухгалтерии.
Вариант организации ВФА у ГАБС (АБС), передавшего централизуемые полномочия |
Вариант осуществления ВФА у ГАБС (АБС), осуществляющего централизуемые полномочия |
Обязанность по формированию заключения / суждения |
|||||
у ГАБС (АБС), передавшего централизуемые полномочия |
у ГАБС (АБС), осуществляющего централизуемые полномочия |
||||||
заключение |
суждение |
заключение |
суждение |
||||
Субъект ВФА |
Субъект ВФА пп. "а" п. 31 Стандарта |
да |
нет |
да |
да |
||
пп. "б" п. 32 Стандарта |
пп. "в" п. 32 Стандарта |
||||||
Передача полномочий пп. "б" п. 31 Стандарта |
да |
нет |
да |
да |
|||
пп. "б" п. 32 Стандарта |
пп. "в" п. 32 Стандарта |
||||||
Упрощенный ВФА пп. "д" п. 31 Стандарта |
да |
нет |
информация в свободной письменной форме пп. "б" п. 33 Стандарта |
||||
пп."а". п. 33 Стандарта | |||||||
Передача полномочий |
Субъект ВФА пп. "г" п. 31 Стандарта |
да |
нет |
да |
да |
||
пп. "б" п. 32 Стандарта |
пп. "в" п. 32 Стандарта |
||||||
Передача полномочий пп. "в" п. 31 Стандарта |
да |
нет |
да |
да |
|||
пп. "б" п. 32 Стандарта |
пп. "в" п. 32 Стандарта |
||||||
Упрощенный ВФА пп. "е" п. 31 Стандарта |
да |
нет |
информация в свободной письменной форме пп. "б" п. 33 Стандарта |
||||
пп."а". п. 33 Стандарта | |||||||
Упрощенный ВФА |
Субъект ВФА пп. "з" п. 31 Стандарта |
информация в свободной письменной форме пп. "а" п. 34 Стандарта |
да |
да |
|||
пп. "б" п. 34 Стандарта | |||||||
Передача полномочий пп. "ж" п. 31 Стандарта |
информация в свободной письменной форме пп. "а" п. 34 Стандарта |
да |
да |
||||
пп. "б" п. 34 Стандарта | |||||||
Упрощенный ВФА пп. "и" п. 31 Стандарта |
нет |
нет |
нет |
нет |
|||
пп. "а" п. 35 Стандарта |
пп. "б" п. 35 Стандарта |
Порядок взаимодействия ГАБС (АБС) и централизованной бухгалтерии в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности:
Заключение/информация |
Кто формирует |
Кому представляется заключение/информация |
Срок предоставления |
При наличии субъекта ВФА/передаче полномочий по осуществлению ВФА | |||
заключение в целях формирования суждения о достоверности бюджетной отчетности (пп. "б" п. 32 Стандарта) |
субъект ВФА ГАБС (АБС), передавшего централизуемые полномочия формирует |
руководителю ГАБС (АБС) и централизованной бухгалтерии |
не позднее одного рабочего дня со дня подписания заключения |
заключение о достоверности бюджетной отчетности (пп. "в" п. 32 Стандарта) |
субъект ВФА централизованной бухгалтерии
|
руководителю ГАБС (АБС) и руководителю централизованной бухгалтерии |
не позднее одного рабочего дня со дня подписания заключения |
При осуществлении ВФА в упрощенном порядке | |||
информация о соответствии выполнения отдельных операций уполномоченного органа (уполномоченной организации) единой методологии учета и отчетности (пп. "б" п. 33 Стандарта) |
руководитель централизованной бухгалтерии |
руководителю ГАБС (АБС) |
не позднее 4 (четырех) рабочих дней до срока представления (направления) комплекта годовой отчетности на подписание руководителю ГАБС (АБС) |
информацию о соответствии выполнения отдельных операций ГАБС (АБС) единой методологии учета и отчетности (пп "а" п. 34 Стандарта) |
руководитель ГАБС (АБС) |
руководителю централизованной бухгалтерии |
не позднее 4 (четырех) рабочих дней до срока срока, установленного абзацем третьим пп. "а" п. 7 Стандарта |
Шершнева Анна
заместитель руководителя направления
"Бюджетная сфера" компании "Гарант",
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Достоверность бюджетной отчетности за 2023 год подтверждаем по новым правилам: обзор самых важных изменений
Подготовлено экспертами компании "Гарант", 2024 г.