Гарантии работникам - членам избирательных комиссий Смотрите в этом материале: - избирательные комиссии и их состав; - освобождение членов избиркома от работы и сохранение за ними места работы; - административная ответственность за отказ члену избиркома в освобождении от работы; - запрет на увольнение и перевод членов избиркома по инициативе работодателя; - право членов избирательных комиссий на отпуск без сохранения заработной платы Избирательные комиссии и их состав
В соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) организация и обеспечение подготовки и осуществления выборов и референдумов возложена на независимые коллегиальные органы - избирательные комиссии (см. подп. 21 ст. 2, п. 3, п. 12 ст. 20). Помимо Закона N 67-ФЗ деятельность комиссий при проведении выборов и референдумов федерального уровня регулируется также: - Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (далее также - Закон N 5-ФКЗ); - Федеральным законом от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее также - Закон N 19-ФЗ); - Федеральным законом от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее также - Закон N 20-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 20 Закона N 67-ФЗ в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума: - Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; - избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; - окружные избирательные комиссии; - территориальные (районные, городские и другие) комиссии; - участковые комиссии. В составе комиссий выделяют членов с правом решающего голоса и членов с правом совещательного голоса, права и полномочия которых разграничены статьей 29 Закона N 67-ФЗ.
При проведении соответствующих референдумов ЦИК России, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные, участковые избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума (п. 2 ст. 20 Закона N 67-ФЗ). Оговоримся, что Закон N 5-ФКЗ (как федеральный конституционный закон имеющий согласно ч. 3 ст. 76 Конституции РФ большую юридическую силу по сравнению с Законом N 67-ФЗ) устанавливает специфическое регулирование системы комиссий референдума при проведении референдума РФ. Например, он предусматривает возможность создания специальных территориальных комиссий (см. ст. 25), устанавливает требования к порядку формирования участковых комиссий, отличные от предусмотренных в Законе N 67-ФЗ (см. ст. 26 Закона), предусматривает возможность назначения членов комиссии с правом совещательного голоса в территориальные и участковые комиссии (ст. 27). Члены комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии как на постоянной (штатной), так и не на постоянной основе. Так, согласно п. 12 ст. 29 Закона N 67-ФЗ на постоянной основе работают председатель, заместитель председателя и секретарь ЦИК России, председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии субъекта РФ, председатель или секретарь иной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом. Иные члены ЦИК России с правом решающего голоса могут работать в комиссии на постоянной основе (п. 13 ст. 29 Закона N 67-ФЗ). А возможность работы на постоянной основе иных членов избирательной комиссии субъекта РФ с правом решающего голоса, членов территориальной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, определяется законами, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (п. 14 ст. 29 Закона N 67-ФЗ). Исходя из приведенных формулировок, возможность работы на постоянной основе членов окружных и участковых комиссий не предусмотрена.
Освобождение членов избирательных комиссий от работы и сохранение за ними места работы
В соответствии с частью первой ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Как следует из части второй ст. 165 ТК РФ, к исполнению таких обязанностей относится в том числе и деятельность членов избирательных комиссий (см. также, например, определения Третьего КСОЮ от 04.05.2022 N 8Г-4903/2022, Девятого КСОЮ от 09.09.2021 N 8Г-7454/2021, от 08.07.2021 N 8Г-4230/2021, от 28.01.2021 N 8Г-10261/2020, от 12.11.2020 N 8Г-8032/2020, Шестого КСОЮ от 03.06.2021 N 8Г-9543/2021, ответ с портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ"). В соответствии с п. 17 ст. 29 Закона N 67-ФЗ за членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Аналогичная гарантия предусмотрена: - при проведении референдума РФ - частью 3 ст. 46 Закона N 5-ФКЗ; - при проведении выборов Президента РФ - пунктом 3 ст. 64 Закона N 19-ФЗ; - при проведении выборов депутатов Государственной Думы - частью 3 ст. 76 Закона N 20-ФЗ. Подчеркнем, что сохранение за работниками среднего заработка по месту работы на период освобождения от работы для исполнения обязанностей члена избирательной комиссии не предусмотрено. Выплата же упомянутой выше компенсации за период освобождения от основной работы на время исполнения обязанностей члена избирательной комиссии, как следует из приведенных выше норм законодательства о выборах и части второй ст. 170 ТК РФ, осуществляется не работодателем, а избирательными комиссиями за счет бюджетных средств (см. также определение Верховного Суда РФ от 02.09.2004 N КАС04-350). Размеры и порядок выплаты компенсации устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум. Так, при проведении выборов депутатов Государственной Думы РФ восьмого созыва соответствующий порядок был установлен постановлением ЦИК России от 23.06.2021 N 12/94-8 (далее - Порядок N 12/94-8), а при проведении выборов Президента РФ применяется порядок, утвержденный постановлением ЦИК России от 13.12.2023 N 142/1087-8 (далее - Порядок N 142/1087-8). При этом, как отмечает Верховный Суд РФ в упомянутом выше определении от 02.09.2004 N КАС04-350, размер выплачиваемой освобожденным от работы членам комиссий компенсации может быть меньше их среднего заработка по месту работы. Возвращаясь именно к обязанностям работодателя, из приведенных выше норм законодательства о выборах с очевидностью можно сделать вывод о необходимости освободить от работы работника, являющегося членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. Такое освобождение осуществляется на основании представления комиссии. Единых требований к указанному представлению, как и к порядку оформления освобождения работника от работы, нормативно не предусмотрено. Тем не менее такие требования могут быть установлены избирательными комиссиями, организующими соответствующие выборы или референдумы. Рассмотрим в качестве примера, как осуществляется освобождение работника от работы при проведении выборов Президента РФ. Так, форма представления на освобождение от основной работы, выдаваемого члену избирательной комиссии с правом решающего голоса соответствующей избирательной комиссией, содержится в приложении N 1 к Порядку N 142/1087-8. В представлении указывается конкретный срок, на который работник подлежит освобождению от работы. В соответствии с п. 1 Порядка N 142/1087-8, освобожденный от основной работы член избирательной комиссии с правом решающего голоса представляет в избирательную комиссию заверенную копию приказа с основного места работы об освобождении от работы по форме согласно приложению N 2 к Порядку N 142/1087-8 и справку о размере его средней заработной платы, исчисленной за фактически отработанное время за 12 календарных месяцев, предшествующих освобождению от основной работы, по форме согласно приложению N 3 к Порядку N 142/1087-8. При этом упомянутая форма приказа об освобождении от работы предполагает также подачу работником и соответствующего заявления. Таким образом, процедура освобождения работника от работы в связи с исполнением обязанностей члена избирательной комиссии с правом решающего голоса при проведении выборов Президента РФ выглядит следующим образом: - работник предоставляет работодателю представление избирательной комиссии об освобождении от работы по форме N 1 и подает соответствующее заявление в свободной форме; - работодатель издает приказ об освобождении работника от работы по форме N 2 и выдает работнику его заверенную копию; - работодатель выдает работнику справку о средней заработной плате по форме N 3. Аналогичный порядок освобождения члена избирательной комиссии с правом решающего голоса от основной работы и формы соответствующих документов ЦИК России устанавливал и для проведения выборов депутатов Государственной Думы РФ восьмого созыва (см. п. 2 Порядка N 12/94-8 и приложения N 1 - N 3 к нему). Разработанные ЦИК России требования используют в своих НПА и другие комиссии при проведении выборов в органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (см., например, постановление Избирательной комиссии Сахалинской области от 07.06.2024 N 122/544 , постановление избирательной комиссии Тамбовской области от 22.06.2023 N 79/609-7, постановление Избирательной комиссии Амурской области от 22.06.2023 N 59/413-7, решение Избирательной комиссии Санкт-Петербурга от 01.07.2021 N 243-10). Безусловно, работодателю при освобождении работника от работы для выполнения обязанностей члена избирательной комиссии с правом решающего голоса следует ознакомиться с положениями тех нормативных актов, которые регулируют порядок проведения конкретных выборов, и руководствоваться их положениями. Если работодатель ведет учет рабочего времени с применением табелей по формам N Т-12 или N Т-13, утвержденным постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1, то период освобождения работника от работы для исполнения обязанностей члена избирательной комиссии с правом решающего голоса отмечается в нем как период отсутствия в связи с исполнением государственных или общественных обязанностей - буквенным кодом "Г" или цифровым "23". Буквенный код "Г" используется и организациями бюджетной сферы для отражения данного случая невыхода работника на работу в табеле по форме 0504421, утв. приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (см. методические указания). Если работник был освобожден от работы для исполнения обязанностей члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в период ежегодного оплачиваемого отпуска, то в силу части первой ст. 121 ТК РФ его отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника (подробнее о продлении и переносе отпуска читайте в материале Энциклопедии решений). Поскольку на время освобождения от основной работы для исполнения обязанностей члена избирательной комиссии с правом решающего голоса за работником сохраняется место работы, соответствующие периоды включаются в стаж, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (часть первая ст. 121 ТК РФ). Если для членов избирательных комиссий с правом решающего голоса гарантия в виде освобождения от работы с сохранением места работы в законе зафиксирована, то вопрос о том, обладают ли аналогичным правом членым избирательных комиссий с правом совещательного голоса, является дискуссионным. С одной стороны, ст. 165 ТК РФ, относя членов избирательных комиссий к числу лиц, исполняющих государственные и общественные обязанности, никаких исключений в отношении членов комиссий с правом совещательного голоса не содержит. В связи с этим, например, Курский областной суд в определении от 24.12.2013 N 33-3104-2013 заключил, что по смыслу ст. 170 ТК РФ правом на освобождение от работы в период подготовки и проведения выборов обладают члены избирательных комиссий как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса, так как и те, и другие выполняют государственные обязанности, которые должны исполняться в рабочее время. С другой стороны, федеральные законы, регулирующие проведение выборов, об освобождении от работы членов комиссии с правом совещательного голоса не упоминают. Не предусмотрена для таких лиц и компенсация за период работы в комиссии, хотя часть вторая ст. 170 ТК РФ возлагает обязанность по выплате такой компенсации на государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей. При этом в некоторых НПА можно встретить прямое указание на то, что работа членов комиссии с правом совещательного голоса оплате не подлежит (см. ч. 7 ст. 21 Закона Ярославской области от 07.11.2014 N 68-з). Кроме того, если считать членов комиссии с правом совещательного голоса лицами, исполняющими государственные или общественные обязанности, то неясно, на какой конкретно срок они подлежат освобождению от работы. В случае с членами комиссии с правом решающего голоса данный срок определяется соответствующей избирательной комиссией и указывается в представлении, однако выдача такого документа членам комиссии с правом совещательного голоса нормативно опять же не предусмотрена. В любом случае полагаем, что работодателю не следует препятствовать работнику в исполнении его обязанностей члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Если работодатель сомневается в правомерности квалификации соответствующих периодов как времени исполнения государственных или общественных обязанностей, он может предложить работнику взять отпуск без сохранения заработной платы (тем более что для президентских выборов право члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса на такой отпуск прямо зафиксировано в законе, о чем речь пойдет ниже) или просто рассматривать причины отсутствия работника на работе как уважительные.
Административная ответственность за отказ члену избирательной комиссии в освобождении от работы
Отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума образует состав правонарушения, предусмотренный ст. 5.7 КоАП РФ. Полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях по данной статье наделены прокуроры (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ), а рассматриваются они судами общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). При этом отказ работнику в освобождении от работы является еще и нарушением требований, содержащихся в ст. 170 ТК РФ, то есть нарушением трудового законодательства. А значит, он может быть квалифицирован не только по ст. 5.7 КоАП РФ, но и по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (а в том случае, если такое нарушение допускает лицо, которое ранее уже было подвергнуто ответственности за аналогичный проступок, - по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ). Полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 ст. 5.27 КоАП РФ, наделены должностные лица Роструда по Перечню, утв. приказом ведомства от 08.06.2023 N 127 (ч. 3 ст. 28.1, п. 16 ч. 2 и ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ), и прокуроры (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, уполномочены рассматривать должностные лица Роструда, перечисленные в ч. 2 ст. 23.12 КоАП РФ. При этом указанные должностные лица также могут передать дело на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ). Рассмотрение же дел о правонарушениях, предусмотренных частью 2 ст. 5.27 КоАП РФ, относится к исключительной компетенции судей судов общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ также составляет один год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Запрет на увольнение и перевод членов избирательной комиссии по инициативе работодателя
Согласно п. 19 ст. 29 Закона N 67-ФЗ член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу. Как видно, формально приведенная норма устанавливает безусловный запрет на увольнение работника по инициативе работодателя, не предусматривая каких-либо исключений из данного правила. Однако высшие суды неоднократно подчеркивали, что данный запрет не должен трактоваться как исключающий возможность увольнения работника, если оно не связано с исполнением полномочий члена избирательной комиссии. Вопрос о том, являлось ли увольнение способом оказания давления, преследования либо наказания лица в связи с исполнением им полномочий члена избирательной комиссии, в каждом конкретном случае разрешается судом в ходе рассмотрения иска этого лица о восстановлении на работе. Такую позицию судьи высказывали применительно к следующим основаниям увольнения:
Суды общей юрисдикции применяют ту же логику, например, к случаям увольнения работника: - в связи с ликвидацией организации (см. определения Первого КСОЮ от 29.03.2021 N 8Г-3509/2021, Саратовского областного суда от 25.04.2019 N 33-3483/2019 (определением Первого КСОЮ оставлено без изменения), Верховного Суда Республики Башкортостан от 31.10.2023 N 33-19943/2023, от 06.06.2016 N 33-8947/2016, Владимирского областного суда от 19.01.2022 N 33-297/2022); - при неудовлетворительном результате испытания (определения Московского городского суда от 24.06.2021 N 33-24950/2021, от 14.11.2019 N 33-50553/2019, от 18.12.2017 N 33-49742/2017, Брянского областного суда от 29.05.2018 N 33-1945/2018, от 02.09.2014 N 33-2931/2014); - в связи с непринятием мер по урегулированию конфликта интересов (определения Второго КСОЮ от 14.01.2020 N 8Г-1454/2019, Шестого КСОЮ от 24.03.2022 N 8Г-5111/2022). Вместе с тем данный подход не может быть распространен на случаи увольнения в связи с сокращением численности или штата работников (определение Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 N 840-О-О). Противоположные мнения в судах общей юрисдикции встречаются по вопросу о возможности увольнения члена избирательной комиссии по ст. 288 ТК РФ (см. определения Девятого КСОЮ от 29.07.2021 N 8Г-4896/2021, Свердловского областного суда от 19.10.2018 N 33-18391/2018). Следует отметить, что, по мнению Верховного Суда РФ, при увольнении члена избирательной комиссии по инициативе работодателя именно на последнего возлагается бремя доказывания того факта, что такое увольнение не имело отношения к исполнению работником полномочий члена избирательной комиссии и не являлось способом оказания давления, преследования или наказания в связи с исполнением им таких полномочий (определение Верховного Суда РФ от 24.05.2021 N 117-КГ21-2-К4). Как видно по формулировке п. 19 ст. 29 Закона N 67-ФЗ, установленный им запрет на увольнение и перевод работника по инициативе работодателя действует: - в отношении члена комиссии с правом решающего голоса - до окончания срока его полномочий. Срок полномочий членов комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят, за исключением случая, предусмотренного п. 3.1 ст. 27 Закона N 67-ФЗ (п. 5 ст. 29 Закона N 67-ФЗ). Этот срок, как правило, указывается в удостоверении члена избирательной комиссии с правом решающего голоса (см., например, п. 3 Порядка изготовления и выдачи удостоверения члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, утв. постановлением ЦИК России от 05.12.2012 N 152/1139-6; п. 2.5 Примерного положения об удостоверении члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и работника ее аппарата, утв. постановлением ЦИК России от 29.01.2002 N 147/1336-3; п. 2.4 Положения об удостоверении члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, утв. постановлением Избирательной комиссии Липецкой области от 30.01.2007 N 92/799). Основания досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса приведены в пп. 6 - 6.2 и 8 ст. 29 Закона N 67-ФЗ. - в отношении члена комиссии с правом совещательного голоса - в период избирательной кампании, кампании референдума. Под избирательной кампанией в силу подп. 19 ст. 2 Закона N 67-ФЗ понимается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. Кампания референдума, в свою очередь, - это деятельность по подготовке и проведению референдума, осуществляемая в период со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума до дня представления комиссией референдума, организующей референдум, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение референдума, либо до дня отказа в проведении референдума (подп. 34 ст. 2 Закона N 67-ФЗ). Как указал Пленум Верховного Суда РФ в п. 27 своего постановления от 17.03.2004 N 2, при реализации гарантий, предоставляемых ТК РФ работникам в случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в том числе и со стороны самих работников. Как следует из содержания приведенного пункта, Верховный Суд РФ считает недопустимым сокрытие работником обстоятельств, которые исключали возможность его увольнения или требовали от работодателя соблюдения дополнительных процедур. Подчеркивается, что при установлении факта злоупотребления работником правом суд может отказать в удовлетворении его иска о восстановлении на работе, поскольку в указанном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника. Работодатели в спорах с работниками, уволенными в период исполнения ими обязанностей членов избирательных комиссий, зачастую апеллируют к тому, что работник не поставил их в известность о возложении на него указанных публично-значимых функций и тем самым злоупотребил своим правом на защиту от увольнения по инициативе работодателя. И некоторые суды, действительно, считают достаточным для признания недобросовестности работника и отказа ему в восстановлении на работе самого факта отсутствия соответствующего уведомления с его стороны (определения Ставропольского краевого суда от 07.07.2020 N 33-3-3259/2020, Красноярского краевого суда от 15.04.2019 N 33-5469/2019, от 26.11.2018 N 33-17672/2018, Свердловского областного суда от 19.09.2017 N 33-16223/2017, Ростовского областного суда от 11.05.2017 N 33-7857/2017, Волгоградского областного суда от 20.04.2017 N 33-6605/2017, Краснодарского краевого суда от 11.10.2016 N 33-26920/2016, Мурманского областного суда от 04.12.2013 N 33-3988/2013). По мнению же других судов, именно на работодателя возложена обязанность проверять наличие обстоятельств, препятствующих увольнению, а тот факт, что работник не предоставил работодателю такую информацию по собственной инициативе еще не означает, что он ее скрывал (определения Пятого КСОЮ от 18.08.2022 N 8Г-6768/2022, от 18.01.2021 N 8Г-7344/2020, от 15.09.2020 N 8Г-4306/2020, Девятого КСОЮ от 09.09.2021 N 8Г-7454/2021, от 08.07.2021 N 8Г-4230/2021, Тверского областного суда от 04.02.2021 N 33-417/2021, Хабаровского краевого суда от 16.02.2017 N 33-1127/2017, Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 28.10.2014 N 33-4949/2014). Соответственно, если работодатель не может подтвердить, что он обращался к работнику с просьбой предоставить информацию о наличии у него статуса члена избирательной комиссии, такие суды отказывают в признании действий работника злоупотреблением правом. Некоторые суды обращают внимание и на тот факт, что работодатель имел возможность узнать о членстве работника в избирательной комиссии из средств массовой информации или из сети "Интернет" (определение Верховного Суда Республики Ингушетия от 13.12.2018 N 33-1084/2018 ). С учетом сказанного представляется целесообразным для работодателя во избежание возможных споров перед увольнением работника запрашивать у него информацию о наличии обстоятельств, препятствующих расторжению трудового договора, в том числе информацию о наличии у него статуса члена избирательной комиссии. Ограничений на увольнение работника, зарегистрированного в качестве кандидата на выборах, по основаниям, не предполагающим инициативу работодателя, законодательством о выборах не предусмотрено (см., например, определения Московского городского суда от 28.02.2019 N 33-9272/2019, Архангельского областного суда от 21.02.2019 N 33-1134/2019, Приморского краевого суда от 18.04.2017 N 33-3870/2017).
Право членов избирательных комиссий на отпуск без сохранения заработной платы
В соответствии с частью второй ст. 128 ТК РФ работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы в случаях, предусмотренных федеральными законами. Так, в соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" работодатель обязан предоставить члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса по его просьбе отпуск без сохранения заработной платы на срок, указанный в п. 1 ст. 42 данного закона (то есть на период со дня регистрации кандидата, назначившего соответствующего члена избирательной комиссии, до дня официального опубликования результатов выборов). Ранее члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имели право на отпуск без сохранения заработной платы и на выборах депутатов Государственной Думы РФ (п. 4 ст. 22 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ). Однако действующим Федеральным законом от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" такой гарантии не предусмотрено. Отметим, что отпуск без сохранения заработной платы членам избирательных комиссий предусмотрен и в некоторых субъектах РФ в рамках проведения региональных выборов (см., например, ч. 3 ст. 12 Закона Оренбургской области от 25.06.2012 N 883/250-V-ОЗ, ч. 3 ст. 12 Закона Республики Карелия от 25.05.2017 N 2122-ЗРК, ч. 3 ст. 12 Закона Московской области от 06.07.2012 N 98/2012-ОЗ, ч. 4 ст. 23 Закона Нижегородской области от 28.06.2012 N 70-З). Вместе с тем правомерность установления таких гарантий вызывает сомнение. Статья 128 ТК РФ прямо предусматривает, что случаи предоставления работникам отпусков без сохранения заработной платы могут устанавливаться ТК РФ, иными федеральными законами и коллективным договором. Органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления правом предусматривать такие случаи не наделены (см. определение Верховного Суда РФ от 12.10.2005 N 47-Г05-17).
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах