Представление в налоговые органы документов и информации, связанных с проведением валютных операций Смотрите в данном материале: - кто обязан представлять документы (информацию); - запрашиваемые у участников валютных операций документы (информация); - порядок запроса документов (информации); Налоговые органы вправе запрашивать и получать документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона N 173-ФЗ). Такое право есть у налоговых органов в рамках осуществления валютного контроля и в пределах их компетенции (п. 2 Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 N 98, далее - Правила). В полномочия налоговых органов не входит: - контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ. Указанный контроль возложен на таможенные органы; - контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями. Такой контроль осуществляется ЦБ РФ (п. 5 Административного регламента_, утв. приказом ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418@ (далее - Административный регламент), письмо ФТС России и ФНС России от 25.01.2019 N 01-11/03828/ММВ-20-17/11@). Запросы могут осуществляться как в рамках проверки соблюдения валютного законодательства, так и в рамках предпроверочного анализа (письмо ФНС России от 30.03.2020 N ВД-4-17/5372@, постановления Третьего ААС от 03.05.2024 N 03АП-1343/24, АС Дальневосточного округа от 28.10.2022 N Ф03-4562/22, АС Восточно-Сибирского округа от 29.06.2022 N Ф02-2788/22).
Кто обязан представлять документы (информацию)
Обязанность по представлению запрашиваемых документов и информации возложена на участников валютных операций: - резидентов; - нерезидентов (п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона N 173-ФЗ). Но на практике налоговые органы направляют запросы не только участникам валютных операций, но и контрагентам и иным лицам, располагающим документами (информацией), касающимися деятельности субъектов проверки (см., например, постановление Третьего ААС от 03.05.2024 N 03АП-1343/24). Кроме того, налоговые органы вправе запрашивать документы (информацию) у: - ЦБ РФ, уполномоченных банков и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" (ч. 13 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, п.п. 3, 4 Правил представления органами и агентами валютного контроля..., утв. постановлением Правительства РФ от 26.09.2017 N 1160); - государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия (пп. "в" п. 7 Административного регламента).
Запрашиваемые у участников валютных операций документы (информация)
Налоговые органы вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции (ч. 5 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, п. 12 Административного регламента). Запрещается требовать от субъекта проверки представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в межведомственный перечень (п.п. 8, 13 Административного регламента). Так, например, сведения о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства вида на жительство должно представлять налоговым органам МВД России (п. 140 Перечня..., утв. распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р). При этом участники валютных операций вправе по собственной инициативе представить документы (информацию), включенные в межведомственный перечень (пп. "г" п. 9 Административного регламента). Вместе с тем, Лефортовский райсуд г. Москвы в решении от 01.03.2024 по делу N 12-0259/2024 пришел к выводу, что резидент обязан представлять запрашиваемые документы независимо от наличия или отсутствия у органа валютного контроля и его должностных лиц возможности получения соответствующих сведений и документов в порядке межведомственного взаимодействия. Исчерпывающий перечень документов, запрашиваемых налоговым органом, нормативно не закреплен. Положения ч. 4 ст. 23 Закона N 173-ФЗ не распространяются на органов валютного контроля, хотя ФТС России и использовала указанные нормы при закреплении перечня истребуемых таможенными органами документов (п. 13 Административного регламента таможенной службы..., утв. приказом ФТС России от 17.07.2019 N 1171). Для подтверждения фактов у резидентов и нерезидентов могут быть истребованы только те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, в том числе для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота. В этом случае составления отдельных документов специально для целей валютного контроля не требуется, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Одни и те же документы представляются налоговому органу, непосредственно истребовавшему соответствующие документы, однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в представленных документах. Аналогичные правила действуют при представлении документов (информации) с использованием информационной системы "Одно окно". Исключение составляют случаи утраты представленных документов вследствие непреодолимой силы (ч. 5 ст. 23 Закона N 173-ФЗ).
Порядок запроса документов (информации)
Рекомендуемая форма запроса о представлении документов и информации приведена в письме ФНС России от 09.09.2020 N ВД-4-17/14591@. Запрос о представлении документов может быть вручен (направлен) участнику валютной операции (п.п. 32, 33 Административного регламента, п. 5-6 Правил):
Порядок представления
Указанные в запросе документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него. В случае представления оригиналов, они возвращаются представившему их лицу лично или путем направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении в течение 5 рабочих дней со дня представления документов налоговому органу. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные налоговым органом копии. Заверенные копии подтверждающих документов помещаются в материалы валютного контроля (досье) и хранятся не менее 3 лет со дня их представления. Все представляемые документы должны быть действительными на день представления налоговому органу. На документах должны свободно читаться и быть видны реквизиты, даты, визы, резолюции, иные надписи, печати, штампы и отметки на них. Надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке, представляются по запросу налогового органа. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором РФ. Представляемая информация должна быть: - представлена на русском языке; - относиться к проводимой валютной операции; - представлена в объеме, установленном в запросе; - быть действительной на день представления (п. 36 Административного регламента, ч. 5 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, п.п. 3, 7, 11 Правил). Если документы представляются в форме электронных документов, в том числе в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов), то они подписываются: - резидентами - юридическими лицами и ИП, нерезидентами - усиленной квалифицированной электронной подписью; - резидентами - физическими лицами - усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью. Днем представления подтверждающих документов и информации считается:
Обязанность участника валютной операции считается исполненной, если запрошенные документы (информация) представлены в полном объеме и в срок, установленный налоговым органом (п. 10 Порядка).
Сроки представления
Срок представления документов (информации) устанавливается налоговым органом исходя из объема запрашиваемых сведений и не может составлять менее 7 рабочих дней со дня подачи запроса (п. 3 п. 1 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, п. 6 Правил, п.п. 34, 35 Административного регламента). До истечения срока представления документов (информации) участник валютной операции вправе заявить о продлении соответствующего срока с обоснованием причин его продления (п. 8 Административного регламента). Решение по заявлению принимается и доводится до резидента (нерезидента) налоговым органом в срок не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем подачи заявления о продлении срока. Срок представления документов (информации) может быть продлен один раз не более чем на 30 календарных дней. В случае невозможности представления запрошенных документов (информации) участник валютной операции обязан направить налоговому органу уведомление об этом с указанием причин, послуживших основанием непредставления, с приложением (при необходимости) подтверждающих указанные причины документов. День подачи указанного уведомления исчисляется аналогично дате представления документов.
Направление дополнительного запроса
В случае представления документов (информации) не в полном объеме налоговый орган направляет дополнительный запрос о представлении недостающих подтверждающих документов информации. Порядок направления и представления документов по дополнительному запросу аналогичен первоначальному запросу налогового органа (п. 10 Правил).
Административная ответственность
В правоприменительной практике не сложилось единого подхода к квалификации действий (бездействия) участников валютных операций по: - непредставлению (отказу в представлении) запрашиваемых документов (информации); - представлению документов (информации) с нарушением сроков; - представлению документов (информации) не в полном объеме или искаженном виде. В ряде случаев указанные действия (бездействия) квалифицируются по ст. 19.7 КоАП РФ (см., например, решение Тюменского райсуда Тюменской области от 11.11.2022 по делу N 12-224/2022, постановление Лефортовского райсуда г. Москвы от 19.10.2022 по делу N 05-1694/2022). В иных случаях - по ст. 19.4.1 КоАП РФ (см. постановление Второго КСОЮ от 02.04.2024 по делу N 16-975/2024, решения Черноморского райсуда Республики Крым от 29.0.2022 по делу N 12-46/2022, Кузьминского райсуда г. Москвы от 07.11.2023 по делу N 12-1956/2023). Это обусловлено тем, что составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.4.1 КоАП РФ и ст. 19.7 КоАП РФ, имеют единый родовой объект (решение Зюзинского райсуда г. Москвы от 01.02.2024 по делу N 12-0136/2024).
Факт ненаправления налоговым органом повторного запроса не является препятствием для привлечения участника валютной операции к административной ответственности (решение Анжеро-Судженского горсуда Кемеровской области от 09.07.2019 по делу N 12-52/2019). Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 19.7, 19.4.1 КоАП РФ, составляет 90 календарных дней со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ, решение Лефортовского райсуда г. Москвы от 03.11.2023 по делу N 12-1278/2023).
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах