Что ждет упрощенцев в 2025 году:
основные параметры налоговой реформы
(обзор проекта федерального закона N 639663-8)
03.06.2024 на рассмотрение в Государственную Думу внесен проект федерального закона N 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Проект), который направлен на реализацию Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 29.02.2024 (за ходом рассмотрения Проекта можно наблюдать на сайте https://sozd.duma.gov.ru/bill/639663-8 либо в нашем Досье).
Из Пояснительной записки к Проекту следует, что им, в частности, предлагается донастройка режима УСН, направленная на создание условий для плавного и поэтапного перехода на общий режим налогообложения налогоплательщиков, применяющих УСН, а также на борьбу со схемами дробления бизнеса, когда возможность не платить косвенные налоги становится конкурентным преимуществом для бизнеса, что нарушает принцип равенства налогообложения.
Предполагается, что соответствующие изменения вступят в силу с 2025 года.
В процессе рассмотрения законопроекта некоторые параметры могут измениться!
НДС
Основной интерес, конечно, вызывает блок поправок, связанных с возникновением у плательщиков УСН обязанности по исчислению и уплате НДС. Рассмотрим их подробнее.
1. Налогоплательщики, применяющие УСН, признаются плательщиками НДС. Положения ст. 346.11 НК РФ, которые в настоящее время определяют, что организации и ИП, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, упраздняются.
Одновременно законопроектом предусмотрено право налогоплательщиков, применяющих УСН, на освобождение от НДС, если:
- за предшествующий налоговый период сумма доходов не превысила 60 млн рублей, либо
- они переходят на УСН в том же году, когда будут применять освобождение.
Важно учитывать, что право на освобождение не будет применяться в безусловном порядке, предполагается, что о его использовании необходимо уведомлять налоговый орган. Уведомление должно составляться по утвержденной Минфином форме и направляться не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение (п. 3 ст. 145 НК РФ). К уведомлению также нужно будет приложить подтверждающие документы (п. 6 ст. 145 НК РФ):
- выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
- выписка из книги продаж;
- выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели).
Если в течение календарного года лимит в 60 млн рублей окажется превышенным, право на освобождение от НДС утрачивается с первого числа месяца, в котором имело место такое превышение.
Соответствующие поправки планируется внести в ст. 145 НК РФ.
2. Налогоплательщикам УСН дается право выбора на применение либо общего порядка исчисления и уплаты НДС, либо пониженных ставок по НДС в размере: 5%, если сумма их доходов не превысила 250 млн рублей, и 7%, если сумма доходов не превысила 450 млн рублей. При превышении указанных лимитов, право на применение пониженной ставки утрачивается с 1-го числа месяца, в котором оно имело место. При этом налогоплательщики, применяющие УСН, и осуществляющие исчисление и уплату НДС по данным пониженным ставкам, не будут иметь право на налоговые вычеты по НДС.
Указанные величины размера доходов (250 млн рублей и 450 млн рублей) будут подлежать индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.
Итак, Проект предполагает, что плательщики УСН могут сами решить, в каком порядке они будут уплачивать НДС:
Вариант 1. Как организации и ИП, находящиеся общем режиме налогообложения. В этом случае используются общие ставки 20% (10%) и, соответственно, имеется право на применение налоговый вычетов по НДС (ст. 171,172 НК РФ);
Вариант 2. Исчислять налог по пониженным ставкам 5% и 7%, но права на налоговые вычеты заявить будет нельзя, в этом случае входящий НДС будет включаться в состав расходов (при условии выбора УСН с объектом "доходы минус расходы").
При выборе второго варианта в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, начиная с которого применяется пониженная ставка 5% или 7%, нужно будет представить соответствующее заявление с указанием размера налоговой ставки.
Важно также учитывать, что пониженные ставки, должны подлежать применению непрерывно в течение двенадцати налоговых периодов по НДС (12 кварталов), за исключением случаев, когда организацией (ИП) утратит право на их применение, либо право на применение УСН.
Данные поправки планируется внести в ст. 164 и ст. 171 НК РФ.
3. Законопроектом установлен порядок учета сумм НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным налогоплательщиками, применяющими УСН, которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН. Так, налогоплательщики, применяющие УСН, которые не воспользовались правом на освобождение от НДС или на применение пониженных ставок в размере 5% и 7% процентов, будут принимать к вычету данные суммы НДС. При переходе на УСН как с освобождением от НДС, так и с применением пониженных ставок НДС ранее заявленные вычеты, относящиеся к последующей реализации, а также основным средствам и нематериальным активам, надо будет восстанавливать в том квартале, после которого ожидается переход.
Данные поправки планируется внести в ст. 170 НК РФ.
А что еще?
Также с 1 января 2025 года для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, законопроектом предусматривается увеличение предельного размера доходов налогоплательщиков, применяющих УСН, до 450 млн рублей (в настоящее время - 200 млн рублей, п. 4 и п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ), а также остаточной стоимости основных средств до 200 млн рублей (в настоящее время - 150 млн рублей, п. 3 ст. 346.12 НК РФ), в том числе повышается до 337,5 млн рублей величина предельного размера доходов организаций в целях перехода на УСН (сейчас 112,5 млн рублей, п. 2 ст. 346.12 НК РФ).
Указанные величины предельного размера доходов и остаточной стоимости основных средств также, как и сейчас будут ежегодно индексироваться на коэффициент-дефлятор (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Однако коэффициент-дефлятор будет применяться к доходам того года, на который он установлен. Иными словами, при переходе на УСН с 2026 года доход за 9 месяцев 2025 года нужно будет умножать на коэффициент-дефлятор 2025 года. В настоящее время используется коэффициент-дефлятор установленный на год, с которого планируется перейти на УСН.
Лимит численности сотрудников, позволяющий находится на УСН планируется повысить со 100 человек до 130 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Кроме того, планируется отмена повышенных налоговых ставок по УСН 8 % и 20 % (п. 1.1 и п. 2.1 ст. 346.20 НК РФ), то есть будет осуществлен возврат к базовым ставкам 6% и 15%, которые действовали до 2021 года и никак не зависели от величины полученного налогоплательщиком дохода.
Лазукова Екатерина
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Профессиональный бухгалтер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Что ждет упрощенцев в 2025 году: обзор проекта федерального закона N 639663-8 в первом чтении
Подготовлено экспертами компании "Гарант", июнь 2024 г.