Как провести закупку на основании п. 6.1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ ("медицинские" закупки органов исполнительной власти субъекта РФ, региональных и муниципальных учреждений) Общие положения
В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ органы исполнительной власти субъекта РФ, государственные учреждения субъекта РФ (муниципальные учреждения муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ) вправе осуществить у государственного унитарного предприятия соответствующего субъекта РФ либо у акционерного общества, 100% акций которого принадлежит соответствующему субъекту РФ, закупки: - лекарственных средств; - специализированных продуктов лечебного питания; - медицинских изделий; - расходных материалов; - средств для дезинфекции; - услуг по хранению и доставке соответствующих товаров; - работ по ремонту и техническому обслуживанию медицинских изделий.
Закон не ограничивает сумму закупки по п. 6.1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, годового лимита закупок по этому основанию также не установлено.
Требования к закупке у единственного контрагента на основании п. 6.1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрены ст. 16, чч. 1, 1.1 ст. 31, чч. 2 - 4 ст. 93, ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ.
Порядок осуществления закупки
1. Планирование закупки
Закупка, которую планируется осуществить на основании п. 6.1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, должна быть предусмотрена в плане-графике (см. ч. 1 ст. 16 Закона N 44-ФЗ). Если же информация о закупке в плане-графике отсутствует, в него необходимо внести изменения не позднее чем за 1 день до дня заключения контракта (ч. 9 ст. 16 Закона N 44-ФЗ). Подробнее о внесении изменений в план-график смотрите в соответствующем разделе отдельного материала.
2. Извещение об осуществлении закупки
Согласно ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки у единственного контрагента не требуется.
3. Требования к участнику закупки
В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ поставщиком (исполнителем) в данном случае может быть только: - государственное унитарное предприятие соответствующего субъекта РФ; - акционерное общество, 100% акций которого принадлежит соответствующему субъекту РФ.
В силу ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при закупках по п. 6.1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ единые требования к участнику не устанавливаются.
Как указано в ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе установить требование к участнику об отсутствии информации о нем в реестре недобросовестных поставщиков (далее - РНП). Если заказчик не реализовал это право, то обязательно применяется подп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, в соответствии с которым заказчик обязан установить требование об отсутствии в РНП информации об участнике, включенной в РНП в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера. Подробно о требовании об отсутствии сведений об участнике в РНП смотрите в отдельном материале.
4. Применение нормативных правовых актов о запретах и ограничениях допуска к закупкам отдельных иностранных товаров, работ, услуг
Из содержания нормативных правовых актов, устанавливающих запреты и ограничения на допуск к закупкам, следует, что: - нормативные акты, устанавливающие запреты на допуск, распространяются и на случаи осуществления закупок у единственного контрагента. В частности, о закупке на основании п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ см. письмо Минфина России от 01.12.2022 N 24-06-06/117806; - нормативные акты, устанавливающие ограничения и условия допуска, к закупкам у единственного контрагента не применяются.
Подробно о запретах и ограничениях допуска к закупкам отдельных иностранных товаров, работ, услуг смотрите в отдельном материале.
5. Особенности содержания контракта
При закупке по п. 6.1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ контракт должен соответствовать требованиям, установленным ст. 34 Закона N 44-ФЗ (см. ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Условия, обязательно включаемые в контракт (существенные условия), рассмотрены в отдельном материале.
Кроме того, согласно ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан определить и обосновать цену контракта в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, который рассмотрен в отдельном материале, и включить обоснование цены в текст контракта (см. также письма Минфина России от 02.11.2021 N 24-06-08/88987, от 11.05.2023 N 24-06-09/42427).
В силу ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ контракт может содержать условие об обеспечении его исполнения (о таком обеспечении рассказано в отдельном материале). В таком случае контракт заключается только после предоставления указанного обеспечения контрагентом (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ)*(1).
6. Заключение контракта с единственным контрагентом
Непосредственно порядок заключения контракта с единственным контрагентом Законом N 44-ФЗ не урегулирован. Соответственно, следует применять общие нормы о заключении договоров Гражданского кодекса РФ.
Подробно порядок заключения контракта по Закону N 44-ФЗ с единственным контрагентом, требования к форме и содержанию такого контракта рассмотрены в отдельных материалах. ВниманиеС 1 января 2025 года (см. ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ) вступает в силу ч. 14 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В силу этой нормы в случаях, предусмотренных п. 6.1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, заключение контракта осуществляется с использованием ЕИС в порядке, установленном п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. При заключении контракта в указанном порядке заказчик вправе осуществлять предусмотренное п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ формирование содержащихся в проекте контракта информации и документов без использования ЕИС, за исключением формирования цены контракта и ИКЗ. При включении информации и документов о контракте в реестр контрактов и при исполнении такого контракта применяются положения Закона N 44-ФЗ, касающиеся контракта, заключенного по результатам проведения электронной процедуры. 7. Уведомление контрольного органа о заключении контракта
Не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта заказчик в силу ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ обязан уведомить ФАС России как контрольный орган в сфере закупок (см. п. 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728) о заключении контракта. Уведомление направляется при закупке для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.
8. Изменение контракта
Существенные условия контрактов, заключенных на основании п. 6.1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, могут меняться только в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Подробно об изменении контрактов смотрите в отдельном материале.
9. Передача сведений в реестр контрактов
В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет для включения в реестр контрактов указанную в этой норме информацию, в том числе копию заключенного контракта, подписанную усиленной электронной подписью заказчика, в Федеральное казначейство как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (см. п. 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703). Федеральное казначейство размещает предоставленные заказчиком информацию и документы в реестре контрактов в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты их получения (ч. 4 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
В реестр контрактов в силу ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ также вносится информация:
- об изменении контракта (в течение 5 рабочих дней с даты внесения изменений); - об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта) (не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта); - сведения и документ о приемке (не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приемке).
Подробно о реестре контрактов смотрите в отдельном материале.
______________________________ *(1) Если контракт не был заключен из-за незаконных действий заказчика, контрагент может взыскать с заказчика сумму вознаграждения за выдачу независимой гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств по контракту, в судебном порядке (см. п. 6 Обзора судебной практики применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом АС Северо-Кавказского округа 15.05.2024).
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах