Предоставление национального режима при закупках по Закону N 44-ФЗ Смотрите в этом материале: Установление запрета, ограничения, преимущества заказчиком Подтверждение страны происхождения товара Запрет закупок иностранных товаров, работ услуг Ограничение закупок иностранных товаров, работ, услуг Преимущество в отношении российских товаров, работ, услуг Включение о один объект закупки товаров, работ, услуг как указанных, так и не указанных перечнях Общие положения ВниманиеНормы о предоставлении национального режима при осуществлении закупок вступили в силу с 1 января 2025 года и применяются к закупкам, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС и приглашения принять участие в которых направлены либо контракты с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) при осуществлении которых заключены с 1 января 2025 года (ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2024 N 318-ФЗ, см. также подп. "а" п. 10 постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875). ВниманиеВ силу ч. 9 ст. 14 Закона N 44-ФЗ положения ст. 14 Закона N 44-ФЗ не применяются при закупках: - органами внешней разведки РФ и органами федеральной службы безопасности для обеспечения безопасности государства; - органами государственной охраны для реализации мер по осуществлению государственной охраны; - войсками национальной гвардии РФ для выполнения задач по участию войск национальной гвардии РФ в борьбе с терроризмом и экстремизмом, а также для выполнения по решению Президента РФ задач по обеспечению безопасности высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов субъектов РФ и иных лиц. По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, при закупках предоставляется национальный режим, обеспечивающий происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств товару, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом (далее - иностранный товар, работа, услуга, иностранное лицо), равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином или российским юридическим лицом (далее - российский товар, работа, услуга, российское лицо).
Исключение предусмотрено также в ч. 1 ст. 14 Закона N 44-ФЗ. Это случаи принятия Правительством РФ мер, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, а именно: - запрет закупок иностранных товаров (в том числе поставляемых при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг), работ, услуг (далее - запрет) (подп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона N 44-ФЗ); - ограничение закупок иностранных товаров (в том числе поставляемых при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг), работ, услуг (далее - ограничение) (подп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона N 44-ФЗ); - преимущество в отношении российских товаров (в том числе поставляемых при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг), работ, услуг (далее - преимущество) (подп. "в" п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона N 44-ФЗ).
С 1 января 2025 года запрет, ограничение, преимущество установлены постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 (далее - Постановление N 1875).
Если иное не предусмотрено установленными Правительством РФ запретом, ограничением, преимуществом, положения ст. 14 Закона N 44-ФЗ, касающиеся российского товара, работы, услуги, применяются также в отношении иностранного товара, работы, услуги, которым предоставляются равные условия с российским товаром, работой, услугой (ч. 1 ст. 14 Закона N 44-ФЗ). В силу подп. "а" п. 4 Постановления N 1875 положения Постановления N 1875, касающиеся российского товара, работы, услуги, применяются также в отношении товара, работы, услуги из государства - члена ЕАЭС. Установление запрета, ограничения, преимущества Правительством РФ допускается в случаях, при которых международным договором Российской Федерации предусматривается возможность непредоставления национального режима иностранному товару, работе, услуге (ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ).
В силу ч. 6 ст. 14 Закона N 44-ФЗ по итогам года до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, в единой информационной системе размещается отчет об объеме закупок российских, товаров, работ, услуг. Вопросы, связанные с таким отчетом, подробно рассмотрены в отдельном материале.
Установление запрета, ограничения, преимущества заказчиком при закупках по Закону N 44-ФЗ
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ заказчик при закупке путем проведения открытых конкурентных способов (электронный конкурс, электронный аукцион, электронный запрос котировок) в извещении об осуществлении закупки (далее - извещение) устанавливает информацию о запрете или об ограничении закупок иностранных товаров (в том числе поставляемых при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг), работ, услуг, о преимуществе в отношении российских товаров (в том числе поставляемых при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг), работ, услуг, если такие запрет, ограничение, преимущество установлены в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона N 44-ФЗ в отношении товара (в том числе поставляемого при выполнении, оказании закупаемой работы, услуги), работы, услуги, являющихся объектом закупки.
При применении закрытых конкурентных способов заказчик включает такую информацию в документацию о закупке (далее - документация) (подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ) и в приглашение принять участие в определении поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент) (п. 1 ч. 2 ст. 73, абзац первый ч. 1 ст. 74, п. 1 ч. 1 ст. 75, ч. 1 ст. 76 Закона N 44-ФЗ).
При закупке у единственного контрагента в электронной форме в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ такая информация включает такую информацию в извещение (подп. "б" п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Подтверждение страны происхождения товара для целей Закона N 44-ФЗ
Правительство РФ определяет информацию и перечень документов, которые подтверждают страну происхождения товара для целей Закона N 44-ФЗ, в случае установления запрета, ограничения, преимущества (п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона N 44-ФЗ). Информация и документы, подтверждающие страну происхождения товара для целей Постановления N 1875, перечислены в п. 3, подп. "в", "г", "д" п. 10 Постановления N 1875.
Запрет закупок иностранных товаров, работ, услуг при закупках по Закону N 44-ФЗ
Перечень иностранных товаров (в том числе поставляемых при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг), в отношении которых устанавливается запрет закупок, утвержден п. 1 постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 (Приложение N 1).
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ при закупке товара, когда Правительством РФ установлен запрет: - заявка на участие в закупке (далее - заявка), содержащая предложение о поставке иностранного товара, подпадающего под запрет, подлежит отклонению (подп. "а" п. 1 ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ); - заключение контракта на поставку иностранного товара, подпадающего под запрет, с единственным поставщиком не допускается (подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 14 Закона N 44-ФЗ); - при исполнении контракта замена товара на иностранный товар, подпадающий под запрет, не допускается (подп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 14 Закона N 44-ФЗ).
В силу п. 1 ч. 5 ст. 14 Закона N 44-ФЗ при закупке работы, услуги, когда Правительством РФ установлен запрет: - заявка, поданная иностранным лицом, подлежит отклонению (подп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 14 Закона N 44-ФЗ); - заключение контракта на выполнение такой работы, оказание такой услуги с единственным контрагентом, являющимся иностранным лицом, не допускается (подп. "б" п. 1 ч. 5 ст. 14 Закона N 44-ФЗ).
О применении запрета в соответствии с Постановлением N 1875 смотрите подп. "в", "г", "д", "ж", "з", "н", "о", "с", "т", "х" п. 4 Постановления N 1875.
Запрет не применяется при закупке, при которой заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами, предусматривающий поставку товара, произведенного исключительно на создаваемом, модернизируемом, осваиваемом в соответствии с таким контрактом производстве (подп. "и" п. 4 Постановления N 1875).
Случаи, когда запрет может не применяться, перечислены в п. 5 Постановления N 1875.
Ограничение закупок иностранных товаров, работ, услуг при закупках по Закону N 44-ФЗ
Перечень иностранных товаров (в том числе поставляемых при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг), в отношении которых устанавливается ограничение закупок, утвержден Постановлением N 1875 (Приложение N 2).
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ при закупке товара, когда Правительством РФ установлено ограничение: - все заявки, содержащие предложения о поставке иностранного товара, подлежат отклонению, если на участие в закупке подана и по результатам рассмотрения признана соответствующей требованиям извещения, документации (при закрытых закупках) заявка, содержащая предложение о поставке такого российского товара (подп. "а" п. 2 ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ); - при исполнении контракта не допускается замена иностранного товара, в отношении которого установлено ограничение, если контракт предусматривает поставку российского товара (подп. "б" п. 2 ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ).
В силу п. 2 ч. 5 ст. 14 Закона N 44-ФЗ при закупке работы, услуги, когда Правительством РФ установлено ограничение, все заявки, поданные иностранными лицами, подлежат отклонению, если поданная российским лицом заявка признана по результатам ее рассмотрения соответствующей требованиям извещения, документации (при закрытых закупках).
О применении ограничения в соответствии с Постановлением N 1875 смотрите подп. "в", "г", "д", "з", "п", "р", "т", "у" п. 4, подп. "б" п. 7 Постановления N 1875.
Ограничение не применяется при закупке, при которой заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами, предусматривающий поставку товара, произведенного исключительно на создаваемом, модернизируемом, осваиваемом в соответствии с таким контрактом производстве (подп. "и" п. 4 Постановления N 1875).
Ограничение может не применяться заказчиками в случаях, установленных в п. 6 Постановления N 1875.
Преимущество в отношении российских товаров, работ, услуг при закупках по Закону N 44-ФЗ
В силу п. 3 ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ при закупке товара, когда Правительством РФ установлено преимущество: - при присвоении в соответствии с подп. "б" п. 1 ч. 15 ст. 48, подп. "б" п. 1 ч. 5 ст. 49, подп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 50, подп. "в" п. 1 ч. 10 ст. 73, п. 1 ч. 5 ст. 74, подп. "в" п. 1 ч. 9 ст. 75, подп. "б" п. 1 ч. 5 ст. 76 Закона N 44-ФЗ порядкового номера заявке участника, содержащей предложение о поставке только российского товара, осуществляется снижение на 15% ценового предложения этого участника либо увеличение на 15% ценового предложения этого участника в случае подачи им предложения о размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта. При присвоении в соответствии с подп. "б" п. 6 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ порядкового номера заявке, содержащей предложение о поставке только российского товара, осуществляется снижение на 15% цены за единицу товара, предложенной участником, подавшим такую заявку (подп. "а" п. 3 ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ); - в случае заключения контракта с участником, при присвоении порядкового номера заявке которого была предоставлена указанная выше 15%-ная преференция, контракт заключается без учета осуществленных снижения ценового предложения, цены за единицу товара либо увеличения ценового предложения (подп. "б" п. 3 ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ); - при исполнении контракта допускается замена товара (с учетом особенностей, предусмотренных ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ) исключительно на российский товар, если контракт предусматривает поставку российского товара (подп. "в" п. 3 ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ).
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 14 Закона N 44-ФЗ при закупке работы, услуги, когда Правительством РФ установлено преимущество: - при присвоении в соответствии с подп. "б" п. 1 ч. 15 ст. 48, подп. "б" п. 1 ч. 5 ст. 49, подп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 50, подп. "в" п. 1 ч. 10 ст. 73, п. 1 ч. 5 ст. 74, подп. "в" п. 1 ч. 9 ст. 75, подп. "б" п. 1 ч. 5 ст. 76 Закона N 44-ФЗ порядкового номера заявке, поданной российским лицом, осуществляется снижение на 15% ценового предложения этого участника либо увеличение на 15% ценового предложения этого участника в случае подачи им предложения о размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта. При присвоении в соответствии с подп. "б" п. 6 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ порядкового номера заявке, поданной российским лицом, осуществляется снижение на 15% цены за предоставление права на использование программы для ЭВМ и (или) базы данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети, в том числе через сеть "Интернет", предложенной участником, подавшим такую заявку (подп. "а" п. 3 ч. 5 ст. 14 Закона N 44-ФЗ); - в случае заключения контракта с участником, при присвоении порядкового номера заявке которого была предоставлена указанная выше 15%-ная преференция, этот контракт заключается без учета осуществленных снижения либо увеличения ценового предложения (подп. "б" п. 3 ч. 5 ст. 14 Закона N 44-ФЗ).
О применении преимущества смотрите подп. "б", "в", "з", "р", "т", "у" п. 4 Постановления N 1875.
Преимущество не применяется при закупке, при которой заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами, предусматривающий поставку товара, произведенного исключительно на создаваемом, модернизируемом, осваиваемом в соответствии с таким контрактом производстве (подп. "и" п. 4 Постановления N 1875).
Включение о один объект закупки по Закону N 44-ФЗ товаров, работ, услуг как указанных, так и не указанных перечнях
Как указано в подп. "в" п. 4 Постановления N 1875, если иное не установлено в соответствии с Законом N 44-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, в том числе Постановлением N 1875, допускается включать в один объект закупки (предмет закупки) товары, работы, услуги как указанные в Приложении N 1 к Постановлению N 1875 и Приложении N 2 к Постановлению N 1875, так и не указанные в таких приложениях. При таких закупках применяются особенности, установленные подп. "в" п. 4 Постановления N 1875.
В подп. "г" п. 4 Постановления N 1875 перечислены товары, которые не могут быть включены в предмет одного контракта (одного лота), за исключением закупок у единственного поставщика.
Применение измененных перечней при закупках по Закону N 44-ФЗ
В подп. "и" п. 10 Постановления N 1875 указано, что изменения в Приложение N 1 к Постановлению N 1875 и Приложение N 2 к Постановлению N 1875, не связанные с исключением позиций из соответствующего приложения, подлежат применению с 1 января очередного календарного года, за исключением случаев их принятия с 1 октября текущего календарного года по 1 апреля очередного календарного года включительно, при которых такие изменения подлежат применению с 1 июля очередного календарного года.
Особенности применения запрета, ограничения, преимущества при закупках по Закону N 44-ФЗ до 31 декабря 2025 года лекарственных средств, медицинских изделий
В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2024 N 318-ФЗ Правительство РФ вправе установить особенности применения до 31 декабря 2025 года мер, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона N 44-ФЗ (т. е. запрета, ограничения, преимущества), при закупках лекарственных средств, медицинских изделий.
Такие особенности установлены подп. "б", "в", "г", "д", "е" п. 10 Постановления N 1875.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах