Предоставление национального режима при закупках по Закону N 223-ФЗ Смотрите в этом материале: Установление запрета, ограничения, преимущества заказчиком Подтверждение страны происхождения товара Минимальная обязательная доля закупок российских товаров Заказчики, которые не применяют запрет, ограничение, преимущество Запрет закупок иностранных товаров, работ услуг Ограничение закупок иностранных товаров, работ, услуг Преимущество в отношении российских товаров, работ, услуг Включение о один объект закупки товаров, работ, услуг как указанных, так и не указанных перечнях Общие положения ВниманиеНормы о предоставлении национального режима применяются при закупках, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС и приглашения принять участие в которых направлены либо договоры с единственными контрагентами при осуществлении которых заключены с 1 января 2025 года (ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2024 N 318-ФЗ, см. также подп. "а" п. 10 постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875). Типовые положения о закупках должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями Закона N 223-ФЗ, утверждены и размещены в ЕИС до 1 декабря 2024 года (ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2024 N 318-ФЗ). Положения о закупках должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями Закона N 223-ФЗ, утверждены и размещены в ЕИС до 1 января 2025 года. Положения о закупках, не соответствующие указанным требованиям, по состоянию на 1 января 2025 года считаются не размещенными в ЕИС (ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2024 N 318-ФЗ). Последствия для заказчика, который не разместил в ЕИС положение о закупке, рассмотрены в отдельном материале. По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ при закупках предоставляется национальный режим, обеспечивающий происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств товару, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом (далее - иностранный товар, работа, услуга, иностранное лицо), равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином или российским юридическим лицом (далее - российский товар, работа, услуга, российское лицо).
Исключение предусмотрено также в ч. 1 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ. Это случаи принятия Правительством РФ мер, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ, а именно: - запрет закупок иностранных товаров (в том числе поставляемых при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг), работ, услуг (далее - запрет) (подп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ); - ограничение закупок иностранных товаров (в том числе поставляемых при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг), работ, услуг (далее - ограничение), в том числе минимальную обязательную долю закупок российских товаров (подп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ); - преимущество в отношении российских товаров (в том числе поставляемых при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг), работ, услуг (далее - преимущество) (подп. "в" п. 1 ч. 2 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ).
С 1 января 2025 года запрет, ограничение, преимущество установлены постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 (далее - Постановление N 1875).
Если иное не предусмотрено установленными Правительством РФ запретом, ограничением, преимуществом, положения ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ, касающиеся российского товара, работы, услуги, применяются также в отношении иностранного товара, работы, услуги, которым предоставляются равные условия с российским товаром, работой, услугой (ч. 1 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ). В силу подп. "а" п. 4 Постановления N 1875 положения Постановления N 1875, касающиеся российского товара, работы, услуги, применяются также в отношении товара, работы, услуги из государства - члена ЕАЭС. Установление запрета, ограничения, преимущества Правительством РФ допускается в случаях, при которых международным договором Российской Федерации предусматривается возможность непредоставления национального режима иностранному товару, работе, услуге (ч. 3 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ).
В силу ч. 6 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ по итогам года до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается отчет об объеме закупок российских товаров, работ, услуг. Вопросы, связанные с таким отчетом, подробно рассмотрены в отдельном материале.
Установление запрета, ограничения, преимущества заказчиком при закупках по Закону N 223-ФЗ
В соответствии с п. 8.3 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ заказчик в извещении об осуществлении конкурентной закупке (далее - извещение) указывает информацию о запрете или об ограничении закупок иностранных товаров (в том числе поставляемых при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг), работ, услуг, о преимуществе в отношении российских товаров (в том числе поставляемых при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг), работ, услуг, если такие запрет, ограничение, преимущество установлены в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ в отношении товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки.
Подтверждение страны происхождения товара для целей Закона N 223-ФЗ
Правительство РФ в силу п. 2 ч. 2 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ определяет информацию и перечень документов, которые подтверждают страну происхождения товара для целей Закона N 223-ФЗ, в случае установления запрета, ограничения, преимущества. Информация и документы, подтверждающие страну происхождения товара для целей Постановления N 1875, перечислены в п. 3, подп. "в", "г", "д" п. 10 Постановления N 1875.
Минимальная обязательная доля закупок российских товаров по Закону N 223-ФЗ (с 1 января 2025 года)
Перечень товаров, в отношении которых установлена минимальная обязательная доля закупок российских товаров при закупках (далее - минимальная обязательная доля), содержится в Приложении N 3 к Постановлению N 1875 (см. п. 2 Постановления N 1875).
Согласно п. 2 Постановления N 1875 минимальная обязательная доля, с учетом положений подп. "л" п. 4 Постановления N 1875, определяется в процентном отношении к объему закупок соответствующих товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг), осуществленных заказчиком в отчетном году.
Минимальная обязательная доля в соответствии с подп. "л" п. 4 Постановления N 1875: - применяется при закупках отдельными заказчиками, являющимися хозяйственными обществами, указанными в пп. 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, за исключением хозяйственных обществ, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 20.02.2004 N 96, а также хозяйственных обществ, являющихся субъектами естественных монополий или организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами; - не применяется при закупках заказчиками, не относящимися к хозяйственным обществам, указанным в пп. 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, а также заказчиками, являющимися хозяйственными обществами, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 20.02.2004 N 96, или хозяйственными обществами, являющимися субъектами естественных монополий или организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, с учетом подп. "м" п. 4 Постановления N 1875 (рассмотрен в следующем разделе), применяют минимальную обязательную долю те заказчики, которые не применяют при закупках (за исключением некоторых закупок) запрет, ограничение, преимущество.
О закупках, при осуществлении которых определяется минимальная обязательная доля в соответствии с Постановлением N 1875, смотрите также в подп. "е" п. 4 Постановления N 1875.
Информация о минимальной обязательной доле включается в отчет об объеме закупок российских товаров, работ, услуг (подп. "д" и "е" п. 5 Положения о требованиях к форме и содержанию отчета_, утвержденного Постановлением N 1875). Вопросы, связанные с таким отчетом, подробно рассмотрены в отдельном материале.
Заказчики по Закону N 223-ФЗ, которые не применяют запрет, ограничение, преимущество
В силу подп. "м" п. 4 Постановления N 1875, запрет, ограничение, преимущество не распространяются на закупки отдельными заказчиками, указанными в абзаце втором подп. "л" п. 4 Постановления N 1875, за исключением закупок, необходимых: - для выполнения государственного оборонного заказа, для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного пп. 3-3.2 ст. 7.1 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе"; - для функционирования критической информационной инфраструктуры РФ; - в сфере использования атомной энергии; - для реализации проекта технологического суверенитета, включенного в реестр проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики РФ в соответствии с Положением об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики РФ..., утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.04.2023 N 603.
К заказчикам, на которых не распространяются запрет, ограничение, преимущество, за исключением указанных выше закупок, относятся заказчики, являющимися хозяйственными обществами, указанными в пп. 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, за исключением хозяйственных обществ, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 20.02.2004 N 96, а также хозяйственных обществ, являющихся субъектами естественных монополий или организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод (абзац второй подп. "л" п. 4 Постановления N 1875).
При этом в подп. "л" п. 4 Постановления N 1875 перечислены заказчики, которые применяют минимальную обязательную долю (рассмотрена в предыдущем разделе).
Запрет закупок иностранных товаров, работ, услуг при закупках по Закону N 223-ФЗ
Перечень иностранных товаров (в том числе поставляемых при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг), в отношении которых устанавливается запрет закупок, утвержден п. 1 постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 (Приложение N 1).
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ при закупке товара, когда Правительством РФ установлен запрет, не допускаются: - заключение договора на поставку товара, подпадающего под запрет (подп. "а" п. 1 ч. 4 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ); - при исполнении договора замена такого товара на иностранный товар, в отношении которого установлен запрет (подп. "б" п. 1 ч. 4 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ).
В силу п. 1 ч. 5 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ при закупке работы, услуги, когда Правительством РФ установлен запрет, не допускаются: - заключение договора на выполнение такой работы, оказание такой услуги с подрядчиком (исполнителем), являющимся иностранным лицом (подп. "а" п. 1 ч. 4 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ); - перемена подрядчика (исполнителя) (если эта перемена допускается гражданским законодательством), с которым заключен указанный договор, на иностранное лицо, которое зарегистрировано на территории иностранного государства, в отношении которого установлен данный запрет (подп. "б" п. 1 ч. 4 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ).
О применении запрета в соответствии с Постановлением N 1875 смотрите подп. "в", "г", "д", "з", "и", "м", "н", "о", "с", "т", "х" п. 4 Постановления N 1875.
Запрет не применяется заказчиками, являющимися аптечными организациями, при закупках лекарственных препаратов и медицинских изделий в целях розничной торговли такими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (подп. "к" п. 4 Постановления N 1875).
Случаи, когда запрет может не применяться, перечислены в п. 5, подп. "к" п. 10 Постановления N 1875.
Ограничение закупок иностранных товаров, работ, услуг при закупках по Закону N 223-ФЗ
Перечень иностранных товаров (в том числе поставляемых при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг), в отношении которых устанавливается ограничение закупок, утвержден Постановлением N 1875 (Приложение N 2).
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ при закупке товара, когда Правительством РФ установлено ограничение, не допускаются: - заключение договора на поставку иностранного товара, если поданы заявка на участие в закупке (далее - заявка), окончательное предложение, признанные по результатам их рассмотрения соответствующими требованиям положения о закупке, извещения (при конкурентной закупке), документации о конкурентной закупке (далее - документация) (при конкурентной закупке) и содержащие предложения о поставке российского товара (подп. "а" п. 2 ч. 4 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ); - при исполнении договора замена товара на иностранный товар, в отношении которого установлено ограничение, если договор предусматривает поставку российского товара (подп. "б" п. 2 ч. 4 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ).
В силу п. 2 ч. 5 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ при закупке работ, услуг, когда Правительством РФ установлено ограничение, не допускаются: - заключение договора с участником, являющимся иностранным лицом, если российским лицом поданы заявка, окончательное предложение, признанные по результатам их рассмотрения соответствующими требованиям положения о закупке, извещения (при конкурентной закупке), документации (при конкурентной закупке) (подп. "а" п. 2 ч. 5 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ); - перемена подрядчика (исполнителя) (если эта перемена допускается гражданским законодательством), с которым заключен договор, на иностранное лицо, которое зарегистрировано на территории иностранного государства, в отношении которого установлено ограничение, если договор заключен с российским лицом (подп. "б" п. 2 ч. 5 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ).
О применении ограничения в соответствии с Постановлением N 1875 смотрите подп. "в", "г", "д", "з", "и", "п", "р", "т", "у" п. 4, подп. "к" и "л" п. 10 Постановления N 1875.
Ограничение не применяется заказчиками, являющимися аптечными организациями, при закупках лекарственных препаратов и медицинских изделий в целях розничной торговли такими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (подп. "к" п. 4 Постановления N 1875).
Ограничение может не применяться заказчиками в случаях, установленных в п. 6 Постановления N 1875.
Преимущество в отношении российских товаров, работ, услуг при закупках по Закону N 223-ФЗ
В силу п. 3 ч. 4 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ при закупке товара, когда Правительством РФ установлено преимущество: - при рассмотрении, оценке, сопоставлении заявок, окончательных предложений осуществляется снижение на 15% ценового предложения, поданного участником, предлагающим к поставке только российский товар, либо увеличение на 15% ценового предложения этого участника в случае подачи им предложения о размере платы, подлежащей внесению за заключение договора (подп. "а" п. 3 ч. 4 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ); - в случае заключения договора с участником, при рассмотрении, оценке, сопоставлении заявки, окончательного предложения которого была предоставлена указанная выше 15%-ная преференция, договор заключается без учета осуществленных снижения либо увеличения ценового предложения (подп. "б" п. 3 ч. 4 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ); - при исполнении договора, предусматривающего поставку российского товара, допускается замена товара исключительно на российский товар (подп. "в" п. 3 ч. 4 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ).
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ при закупке работы, услуги, когда Правительством РФ установлено преимущество: - при рассмотрении, оценке, сопоставлении заявок на участие в конкурентной закупке, заявок на участие в неконкурентной закупке, окончательных предложений осуществляется снижение на 15% ценового предложения, поданного участником, являющимся российским лицом, либо увеличение на 15% ценового предложения этого участника в случае подачи им предложения о размере платы, подлежащей внесению за заключение с ним договора (подп. "а" п. 3 ч. 5 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ); - в случае заключения договора с участником, которому была предоставлена указанная выше 15%-ная преференция, договор заключается без учета осуществленных снижения либо увеличения ценового предложения (подп. "б" п. 3 ч. 5 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ); - перемена подрядчика (исполнителя) (в случае, если эта перемена допускается гражданским законодательством), с которым заключен договор, допускается исключительно на российское лицо, если договор заключен с российским лицом (подп. "в" п. 3 ч. 5 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ).
О применении преимущества смотрите подп. "б", "в", "з", "и", "р", "т", "у" п. 4 Постановления N 1875.
Преимущество не применяется заказчиками, являющимися аптечными организациями, при закупках лекарственных препаратов и медицинских изделий в целях розничной торговли такими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (подп. "к" п. 4 Постановления N 1875).
Включение о один объект закупки по Закону N 223-ФЗ товаров, работ, услуг как указанных, так и не указанных перечнях
Как указано в подп. "в" п. 4 Постановления N 1875, если иное не установлено в соответствии с Законом N 223-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, в том числе Постановлением N 1875, допускается включать в один объект закупки (предмет закупки) товары, работы, услуги как указанные в Приложении N 1 к Постановлению N 1875 и Приложении N 2 к Постановлению N 1875, так и не указанные в таких приложениях. При таких закупках применяются особенности, установленные подп. "в" п. 4 Постановления N 1875.
В подп. "г" п. 4 Постановления N 1875 перечислены товары, которые не могут быть включены в предмет одного контракта (одного лота), за исключением закупок у единственного поставщика.
Применение измененных перечней при закупках по Закону N 223-ФЗ
В подп. "и" п. 10 Постановления N 1875 указано, что изменения в Приложение N 1 к Постановлению N 1875 и Приложение N 2 к Постановлению N 1875, не связанные с исключением позиций из соответствующего приложения, подлежат применению с 1 января очередного календарного года, за исключением случаев их принятия с 1 октября текущего календарного года по 1 апреля очередного календарного года включительно, при которых такие изменения подлежат применению с 1 июля очередного календарного года. Изменения в Приложение N 3 к Постановлению N 1875, не связанные с исключением позиций из него, подлежат применению с 1 января очередного календарного года.
Особенности применения запрета, ограничения, преимущества при закупках по Закону N 223-ФЗ до 31 декабря 2025 года лекарственных средств, медицинских изделий
В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2024 N 318-ФЗ Правительство РФ вправе установить особенности применения до 31 декабря 2025 года мер, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ (т. е. запрета, ограничения, преимущества), при закупках лекарственных средств, медицинских изделий.
Такие особенности установлены подп. "б", "в", "г", "д", "е" п. 10 Постановления N 1875.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах