Дополнительные требования к участникам закупок по Закону N 44-ФЗ в сфере градостроительной деятельности и в сфере дорожной деятельности Смотрите в этом материале: Установление заказчиком дополнительных требований к участникам закупки Выбор заказчиком определенной позиции Приложения в некоторых случаях закупок Общие положения
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, подп. "а" п. 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (далее - Постановление N 2571) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно Приложению к Постановлению N 2571 (далее - Приложение). Нормы Постановления N 2571 применяются при проведении конкурентных способов определения контрагентов (абзац первый подп. "а" п. 3 Постановления N 2571). При этом позиция Приложения применяется с учетом положений п. 3 Постановления N 2571, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в Приложении, вне зависимости от сферы осуществления деятельности заказчика (абзац второй подп. "а" п. 3 Постановления N 2571).
Установление заказчиком дополнительных требований к участникам закупки
Заказчики обязаны устанавливать дополнительные требования при определении поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее - контрагенты) в извещении об осуществлении закупки (далее - извещение) или (при закрытых закупках) в документации о закупке (далее - документация) (чч. 4, 5 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42, подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ, см. также п. 8 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017)).
Работы, услуги в сфере градостроительной деятельности, при закупках которых заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупки
Приложение включает следующие позиции, относящиеся закупкам в сфере градостроительной деятельности (раздел II Приложения): - работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (позиция 6 Приложения); - работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта (позиция 7 Приложения); - работы по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 Приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги (позиция 8 Приложения); - работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории (позиция 9 Приложения); - работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) (позиция 10 Приложения); - работы по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением работ, предусмотренных позицией 18 Приложения, работ по капитальному ремонту автомобильной дороги (позиция 11 Приложения); - работы по сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) (позиция 12 Приложения); - работы по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства (позиция 13 Приложения); - работы, услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений (позиция 14 Приложения); - работы по текущему ремонту зданий, сооружений (позиция 15 Приложения); - услуги по проведению обязательного публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием (далее - инвестиционные проекты) в отношении объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или технического перевооружения которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета с использованием механизма федеральной адресной инвестиционной программы (позиция 16 Приложения). Позиции 6 - 13 Приложения применяются, если при закупке начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК)*(1) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн руб., для обеспечения нужд субъектов РФ, муниципальных нужд - 5 млн руб. (абзац четвертый подп. "а" п. 3 Постановления N 2571). Позиции 14, 15 Приложения применяются, если при закупке НМЦК*(1) превышает 1 млн руб. (абзац пятый подп. "а" п. 3 Постановления N 2571). Позиция 16 Приложения применяется, если при закупке НМЦК*(1) превышает 500 тыс. руб. (абзац третий подп. "а" п. 3 Постановления N 2571).
Работы в сфере дорожной деятельности, при закупках которых заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупки
Приложение включает следующие позиции, относящиеся закупкам в сфере дорожной деятельности (раздел III Приложения): - работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги (позиция 17 Приложения); - работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги (позиция 18 Приложения). Позиции 17 и 18 Приложения применяются, если при закупке НМЦК*(1) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн руб., для обеспечения нужд субъектов РФ, муниципальных нужд - 5 млн руб. (абзац четвертый подп. "а" п. 3 Постановления N 2571).
Выбор заказчиком определенной позиции Приложения в некоторых случаях закупок
В подп. "г" п. 3 Постановления N 2571 приведены случаи закупок, когда заказчик, устанавливая дополнительные требования к участникам, обязан выбрать определенную позицию из раздела II или раздела III Приложения. К таким случаям относятся: - если объект закупки помимо работ по строительству и (или) реконструкции объекта капитального строительства включает работы по капитальному ремонту и (или) сносу объекта капитального строительства, применяется позиция 7 Приложения. При этом если такие работы по строительству и реконструкции подлежат выполнению на линейном объекте, автомобильной дороге, применяются соответственно позиция 8, позиция 17 Приложения (абзац третий подп. "г" п. 3 Приложения); - если по результатам определения контрагента заключается контракт, предусмотренный ч. 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию объекта капитального строительства), ч. 16.1 ст. 34 (если контракт предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и ч. 56 ст. 112 (если контракт предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) Закона N 44-ФЗ, применяется позиция 7 Приложения. При этом если такие работы подлежат выполнению на линейном объекте, автомобильной дороге, применяются соответственно позиция 8, позиция 17 Приложения (абзац четвертый подп. "г" п. 3 Приложения); - если по результатам определения контрагента заключается контракт, предусмотренный ч. 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, капитальный ремонт объекта капитального строительства), ч. 16.1 ст. 34 (если контракт предусматривает проектирование, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и ч. 56 ст. 112 (если контракт предусматривает проектирование, капитальный ремонт объекта капитального строительства) Закона N 44-ФЗ, применяется позиция 10 Приложения. При этом если такие работы подлежат выполнению на линейном объекте, автомобильной дороге, применяются соответственно позиции 11 и 17 Приложения (абзац пятый подп. "г" п. 3 Приложения).
Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности и в сфере дорожной деятельности
Дополнительным требованием к участникам закупки перечисленных в разделах II и III Приложения работ, услуг является наличие опыта выполнения определенных работ (услуг), которые указаны в каждой из позиций Приложения (абзац второй подп. "б" п. 3 Постановления N 2571). Позиция 16 Приложения устанавливает также требования к наличию в штате участника определенных работников. Соответственно, чтобы определить, какой именно опыт выполнения работ (услуг) необходим при закупке конкретных работ (услуг), необходимо обратиться к конкретной позиции Приложения. Отметим, что ряде позиций раздела II Приложения (дополнительные требования к участникам при закупках в сфере градостроительной деятельности) в качестве подтверждения наличия необходимого опыта перечислены договоры на выполнение каких-либо работ, связанных с объектом капитального строительства, за исключением линейного объекта. При этом следует учитывать, что согласно абзацу десятому подп. "г" п. 3 Постановления N 2571 к объекту капитального строительства, предусмотренному указанными ниже пунктами определенных позиций раздела II Приложения, также относится объект капитального строительства, входящий в состав линейного объекта. Сказанное относится к: - пп. 1 и 2 позиции 7 Приложения; - пп. 2 и 3 позиции 9 Приложения; - пп. 1 - 3 позиции 10 Приложения; - пп. 1 - 3 позиции 12 Приложения; - пп. 1 и 2 позиции 13 Приложения; - п. 2 позиции 15 Приложения. В силу той же нормы аналогичное правило применяется к линейному объекту, предусмотренному: - пп. 1 и 2 позиции 8 Приложения; - пп. 1-3 позиции 11 Приложения.
Информация и документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям участника закупки в сфере градостроительной деятельности и в сфере дорожной деятельности
Как следует из ч. 3 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, подп. "а" п. 1 Постановления N 2571, соответствие участников дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными Приложением. Информация и документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, перечислены в каждой позиции Приложения. Если предусмотрено несколько видов опыта выполнения работ, то соответствующим требованию о наличии опыта выполнения работ является участник, обладающий хотя бы одним из таких видов опыта (абзац третий подп. "б" п. 3 Постановления N 2571). В ряде случаев наличие опыта подтверждается: - опытом исполнения договора строительного подряда. При этом понятие "договор строительного подряда" используется в значении, предусмотренном ч. 2 ст. 52 ГрК РФ (абзац семнадцатый подп. "б" п. 3 Постановления N 2571); - разделом "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства" проектной документации. В силу абзаца девятого подп. "г" п. 3 Постановления N 2571 под таким разделом понимается соответствующий раздел, предусмотренный Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию". В абзаце втором подп. "г" п. 3 Постановления N 2571 содержится отдельное правило о договоре, подтверждающем соответствие участника дополнительному требованию при закупке работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий (позиция 6 Приложения). Как указано в данной норме, если исполненный договор, указанный в п. 1 в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", предусматривает выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в отношении нескольких объектов капитального строительства, то указанное в п. 3 этой же графы положительное заключение направляется в отношении всех таких объектов капитального строительства. В каждой рассматриваемой в настоящем материале позиции Приложения указаны и требования к цене договора, подтверждающего опыт выполнения определенных работ (услуг). Ценой выполненных работ, оказанных услуг по договору считается общая цена (сумма цен) работ, услуг, указанная в акте (актах) приемки выполненных работ, оказанных услуг. Если при исполнении договора составлено несколько актов приемки, участники направляют все такие акты (абзац пятый подп. "б" п. 3 Постановления N 2571). Отдельно в абзаце шестом подп. "г" п. 3 Постановления N 2571 указано, что в случае, если по результатам определения контрагента заключается контракт, предусмотренный ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), предусмотренные позициями 7, 8 и 17 Приложения требования к размерам цен определяются исходя из стоимости, указанной в проекте такого контракта в соответствии с п. 1 ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Опытом исполнения договора считается такой опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа). Акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении такого договора, акт приемки объекта капитального строительства и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок (абзац четвертый подп. "б" п. 3 Постановления N 2571). ВниманиеОпытом исполнения договора также считается опыт исполнения контрактов, исполненных участником по результатам проведения совместного конкурса или аукциона. При этом ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг считается сумма цен товаров, работ, услуг, поставленных, выполненных, оказанных по таким контрактам (абзац четырнадцатый подп. "б" п. 3 Постановления N 2571). Кроме того, в абзаце шестом подп. "б" п. 3 Постановления N 2571 перечислены случаи, когда договором, подтверждающим опыт исполнения необходимых работ, считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом N 44-ФЗ, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Законом N 223-ФЗ. К таким случаям относятся: - п. 1 позиции 7 Приложения (если направляется договор на выполнение работ, не требующих выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (далее - договор без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию); - п. 1 позиции 8 Приложения (если направляется договор без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию); - пп. 1 и 2 (если направляется договор без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) позиции 9 Приложения; - пп. 1 и 2 (если направляется договор без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) позиции 10 Приложения; - пп. 1 и 2 (если направляется договор без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) позиции 11 Приложения; - пп. 1 и 2 (если направляется договор без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) позиции 12 Приложения; - п. 1 позиции 13 Приложения (если направляется договор без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию), - позиция 14 Приложения; - пп. 1 и 2 позиции 15 Приложения; - п. 1 (если направляется договор без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию), п. 2 позиции 17 Приложения; - пп. 1, 2 и п. 3 (если направляется договор без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) позиции 18 Приложения.
Подтверждение участником соответствия дополнительным требованиям при закупках в сфере градостроительной деятельности и в сфере дорожной деятельности
Соответствие участника дополнительным требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, подтверждается путем предоставления в составе заявки соответствующих документов (подп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). Однако при проведении электронных процедур, в том числе закрытых, такие документы не включаются участником в заявку, а направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, в том числе специализированной, из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в том числе специализированной (пп. 3 и 4 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). Подробнее об этом смотрите в отдельном материале. В соответствии с абзацем восьмым подп. "б" п. 3 Постановления N 2571 при проведении электронных процедур, в том числе закрытых, информация и документы, подтверждающие соответствие участников дополнительным требованиям, направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона направляются документы или заверенные участником закупки их копии. В силу этой же нормы указанные информация и документы направляются участниками полном объеме и со всеми приложениями, за исключением следующих случаев: - к акту приемки объекта капитального строительства относятся в том числе акт приемки законченного строительством объекта по типовым межотраслевым формам N КС-11, N КС-14 и акт приемки объекта капитального строительства по формам, предусмотренным сводом правил, содержащим порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством и реконструированных объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения. Допускается направление таких актов без приложений. При этом ценой выполненных работ по договорам является указанная в таких актах стоимость принимаемых основных фондов, в том числе стоимость строительно-монтажных работ, стоимость оборудования, инструмента, инвентаря либо (если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ) указанная в акте (актах) выполненных работ цена выполненных работ (абзац седьмой подп. "г" п. 3 Постановления N 2571); - допускается направление договоров, актов приемки объекта капитального строительства без приложения к ним проектной документации (если проектная документация является приложением к таким договорам, актам) (абзац восьмой подп. "г" п. 3 Постановления N 2571). Если документы, подтверждающие соответствие участников дополнительным требованиям, и информация о таких документах содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в сети "Интернет", в том числе ведение которых осуществляется в единой информационной системе (далее - ЕИС) с размещением на официальном сайте ЕИС таких документов, вместо направления таких документов участник вправе направить номер реестровой записи из соответствующего реестра (абзац девятый подп. "б" п. 3 Постановления N 2571). При этом в случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в ЕИС, и информацией, содержащейся в документах, направляемых участниками, приоритет имеет информация, содержащаяся в ЕИС (абзац десятый подп. "б" п. 3 Постановления N 2571).
______________________________ *(1) В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, положения, касающиеся НМЦК, применяются к максимальному значению цены контракта (абзац двенадцатый подп. "б" п. 3 Постановления N 2571). При проведении совместного конкурса или аукциона положения, касающиеся НМЦК, применяются к сумме начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения такого совместного конкурса или аукциона, а в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, - к сумме максимальных значений цены контракта (абзац тринадцатый подп. "б" п. 3 Постановления N 2571).
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах