Бронирование граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время* Смотрите в этом материале: - нормативные акты, регламентирующие вопросы бронирования; - кто занимается бронированием; - организация работы по бронированию на предприятиях (в организациях); - кто не подлежит бронированию; - утрата права на отсрочку от призыва для забронированных граждан; В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 31-ФЗ) бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций. Организация и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время определяются Законом N 31-ФЗ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ (ст. 24 Закона N 31-ФЗ). Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки (п. 2 ст. 23 Закона N 31-ФЗ).
Нормативные акты, регламентирующие вопросы бронирования
В соответствии с нормативно-правовыми актами с 5 июня 2024 года утверждены новые правила бронирования на период мобилизации и на военное время граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях. Организация и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время определяются следующими нормативными правовыми актами и методическими документами: - Федеральным законом от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"; Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ); - Указом Президента РФ от 13.03.2007 N 328 "Вопросы организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас"; - Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете"; - Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ, от 11.07.2017) (далее - Методические рекомендации); - Указом Президента РФ от 14.08.1992 N 890 "Об организации работы по бронировании граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях" (далее - Указ N 890); - Постановлением Правительства РФ от 21.03.2024 N 360 "Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях" (ДСП); - Постановление Правительства РФ от 05.06.2024 N 766 "Об утверждении Правил бронирования на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях" (ДСП) (далее - Правила бронирования N 766); - методические рекомендации по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе ВС РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утв. решением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе ВС РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (протокол от 07.08.2024 N 2пр-МВК)) (ДСП). ПримечаниеРабота по бронированию граждан, пребывающих в запасе, осуществляется с использованием сведений, имеющих ограничения по распространению и имеет пометку "Для служебного пользования" (ДСП). Поэтому большая часть этих документов отсутствует в открытом доступе и предоставляется организациям по письменному запросу с обоснованием необходимости в пользовании данным документом. Кто занимается бронированием?
Руководство, контроль, нормативное и методическое обеспечение работами по бронированию граждан, пребывающих в запасе, осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях. Информация о Межведомственных комиссиях, созданных при органах местного самоуправления, публикуется на их официальных сайтах (раздел сайта может иметь название "Организация воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе"*). Работа по бронированию граждан, пребывающих в запасе, осуществляется органами управления и организациями в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательства Российской Федерации о государственной тайне, о коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне. Руководители объединений, предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности) обязаны обеспечить проведение работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в соответствии с нормативными актами и предоставлять Межведомственной комиссии необходимую информацию. Для проведения этой работы необходимо иметь в своих структурах военно-учётные подразделения или, в зависимости от объёма работ, специально назначенных работников. Такие требования установлены Указом N 890 (содержание этого документа отражено в Методических рекомендациях Правительства Ярославской области от 19.01.2017 "О порядке ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организациях"). В п. 9 Методических рекомендаций также указано, что организации обязаны, в частности, создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях. За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают их руководители. Расходы, связанные с ведением воинского учета в организации, производятся за счет ее средств (п. 20 Методических рекомендаций). Основными задачами органов (подразделений, работников) в области бронирования являются: - обеспечение организации работы по бронированию граждан; - проведение анализа обеспеченности трудовыми ресурсами и подготовка отчетов о численности работающих и забронированных граждан; - подготовка предложений, направленных на совершенствование работы по бронированию граждан.
Организация работы по бронированию на предприятиях (в организациях)
Согласно п. 35 Методических рекомендаций в соответствии и в порядке, определенном Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях военно-учетные подразделения организаций: - своевременно оформляют бронирование военнообязанных за организацией на период мобилизации и на военное время; - представляют в военные комиссариаты муниципальных образований установленную отчетность, в том числе о численности работников организаций. С 5 июня 2024 года бронирование граждан, пребывающих в запасе, осуществляется на основании Правила бронирования N 766 в соответствии с численностью трудовых ресурсов, обеспечивающих выполнение мобилизационных заданий и задач по мобилизационной работе в военное время. Бронированию подлежат граждане, работающие в: а) органах управления, в том числе замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации; б) организациях, имеющих мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе (далее - мобилизационные задания); в) организациях, являющихся головными исполнителями или исполнителями заданий государственного оборонного заказа по созданию, модернизации, поставкам, ремонту, сервисному обслуживанию вооружения, военной и специальной техники, в которых контроль качества и приемка (работ, услуг) проводятся военными представительствами, закрепленными за этими организациями; г) организациях, являющихся головными исполнителями или исполнителями заданий государственного оборонного заказа по строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов, предназначенных для нужд обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации; д) организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Для того, чтобы узнать, вправе ли ваша организация заниматься бронированием граждан, пребывающих в запасе, нужно обратиться в Межведомственную комиссию по месту регистрации вашей организации. Если у организации есть такое право, то комиссия выдаст инструкцию по бронированию; списки должностей, на которые можно оформить бронь, и бланки необходимых документов. Организациям, которым ранее было разрешено бронирование граждан, пребывающих в запасе и имеющим основания для бронирования по новым Правилам бронирования N 766, необходимо подать заявку для включения в Список организаций, в которых осуществляется бронирование граждан (см., например, Заявку организации о включении в список бронирующих, размещенную на официальном сайте администрации https://apatity.gov-murman.ru/administration/struktura/smr/bronirovanie-gpz/bronirovanie-gpz.php?sphrase_id=6067020 г. Апатиты Мурманской области, на сайте Катав-Ивановского района Челябинской области https://katavivan.ru/taxonomyterm41otdel-po-mobilizacionnoy-rabote/otchety). Заявка должна содержать следующую информацию: а) полное и сокращенное (при наличии) наименование; б) идентификационный номер налогоплательщика; в) код причины и дата постановки на учет в налоговом органе; г) код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления; д) код по Общероссийскому классификатору органов государственной власти и управления (при наличии); е) основание для осуществления бронирования граждан; ж) норма бронирования з) показатели штатной численности органов управления на военное время, численности трудовых ресурсов организаций, обеспечивающих выполнение мобилизационных заданий (заказов) или заданий государственного оборонного заказа, являющиеся основой для расчета численности граждан, подлежащих бронированию; и) наименование военного комиссариата по месту нахождения органа управления или организации; к) численность граждан, пребывающих в запасе, являющихся работниками (должностными лицами) органов управления и организаций; л) численность фактически забронированных граждан, являющихся работниками (должностными лицами) органов управления и организаций. Заявки о включении в Список представляются: 1. В федеральные органы исполнительной власти, Банк России, Госкорпорацию "Росатом", Госкорпорацию "Роскосмос": а) организациями, имеющими мобилизационные задания, находящимися в ведении указанных органов управления или с которыми данные органы связаны при осуществлении своей деятельности; б) организациями, находящимися в ведении указанных органов управления или с которыми данные органы связаны при осуществлении своей деятельности, являющимися головными исполнителями или исполнителями заданий государственного оборонного заказа по созданию, модернизации, поставкам, ремонту, сервисному обслуживанию вооружения, военной и специальной техники, в которых контроль качества и приемка (работ, услуг) проводятся военными представительствами, закрепленными за этими организациями; в) организациями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. 2. В федеральные органы исполнительной власти, являющиеся государственными заказчиками государственного оборонного заказа в части строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов, предназначенных для нужд обеспечения обороны и безопасности РФ - организациями, являющимися головными исполнителями или исполнителями заданий государственного оборонного заказа по строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов, предназначенных для нужд обеспечения обороны и безопасности РФ. 3. В органы государственной власти субъектов Российской Федерации - организациями, имеющими мобилизационные задания, находящимися в ведении указанных органов или с которыми данные органы связаны при осуществлении своей деятельности. 4. В Администрацию муниципального образования - органами местного самоуправления и подведомственными организациями, имеющими мобилизационные задания.
Решение о включении организации в Список принимается органом управления в течение 30 дней с момента получения заявки от организации. Уведомление о включении в Список направляется организации в течение 15 рабочих дней с момента принятия решения. Военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии РФ состоят на специальном воинском учете.
Порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, представляет собой комплекс мероприятий. После получения решения о включении организации в Список организаций, в которых осуществляется бронирование граждан, необходимо приказом назначить работника, ответственного за бронирование граждан. Им может быть как ответственный за воинский учет, так и другой работник. Проект указанного приказа следует согласовать с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов (п. 22 Методических рекомендаций). Отметим, что составлять отдельный план по бронированию не нужно. Достаточно в план по ведению воинского учета и бронированию граждан ввести раздел Бронирование граждан, пребывающих в запасе и согласовать его с территориальным военным комиссариатом (п. 37 Методических рекомендаций). Также в организации издаются соответствующие приказы о бронировании (о прекращении бронирования). В приказе о бронировании граждан указываются следующие сведения: - фамилия, имя, отчество (при наличии); - пол; - дата рождения; - серия, номер, дата выдачи паспорта гражданина Российской Федерации; - страховой номер индивидуального лицевого счета; - номер (код) ВУС; - наименования военных комиссариатов, в которых граждане состоят на воинском учете (примеры приказов см. на сайте Военного комиссариат Василеостровского района Санкт-Петербурга https://www.xn--b1aaxr.xn--p1ai/, в разделе "Бронирование ГПЗ" https://apatity.gov-murman.ru/administration/struktura/smr/bronirovanie-gpz/bronirovanie-gpz.php?sphrase_id=6067020 г. Апатиты Мурманской области). В приказ о бронировании, издаваемый впервые, включаются все подлежащие бронированию работники организации, в том числе работники, забронированные в соответствии с ранее принятыми решениями, у которых сохраняются основания для бронирования на дату издания приказа о бронировании. В последующие приказы о бронировании включаются только вновь бронируемые работники. Затем выписки из проектов приказов о бронировании направляются в военные комиссариаты, в которых граждане, подлежащие бронированию, состоят на воинском учете, для согласования на предмет соответствия военно-учетных данных граждан, указанных в проекте приказа о бронировании, аналогичным данным воинского учета в военных комиссариатах. Военные комиссариаты, в которых граждане, подлежащие бронированию, состоят на воинском учете, в течение 10 рабочих дней (в период мобилизации в течение 3 рабочих дней) с момента получения выписки из проекта приказа о бронировании направляют организациям заключение о согласовании поступивших материалов либо отказ от согласования материалов с обоснованием отказа от согласования. Руководитель организации, получивший от военного комиссариата решение об отказе от согласования проекта приказа о бронировании, в случае несогласия с данным решением может направить обращение о рассмотрении Межведомственной комиссией разногласий данной организации и военного комиссариата. Решения, принятые Межведомственной комиссией по вопросу возможности бронирования, являются обязательными для выполнения военными комиссариатами. Копии приказов о бронировании, подписанные руководителем организации направляются в военные комиссариаты по месту нахождения организаций в 2-недельный срок со дня их издания, а также в 2-недельный срок со дня издания направляются выписки из указанных приказов о бронировании в военные комиссариаты, в которых состоят на воинском учете граждане, пребывающие в запасе.
Кто не подлежит бронированию?
Не подлежат бронированию граждане: - имеющие иные основания для получения отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации; - имеющие ВУС, включенный в Перечень военно-учетных специальностей, по которым не бронируются граждане, за исключением случаев, предусмотренных Инструкцией; - работающие в организациях на условиях внешнего совместительства
В приказе Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 13.05.2019 N 95 "Об утверждении Инструкции по организации и ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации" также указаны: - лица, уволенные с военной службы в военное время по состоянию здоровья и впоследствии признанные годными к военной службе, годными к военной службе в том числе с незначительными ограничениями; - не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии и зачисленные в запас по достижении ими возраста 27 лет; - работающие водителями транспортных средств, предназначенных для поставки по мобилизации в Вооруженные Силы; - предназначенные в специальные формирования; - заключившие контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве до прекращения действия контракта.
Утрата права на отсрочку от призыва для забронированных граждан
Забронированные граждане утрачивают право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время в случаях: а) увольнения из организаций; б) внесения номера (кода) ВУС гражданина, пребывающего в запасе, в Перечень по которым не осуществляется бронирование; в) снятия организации с мобилизационного задания; д) принятия решения федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, о необходимости прекращения бронирования граждан, пребывающих в запасе данных федеральных органов исполнительной власти.
Решения о прекращении бронирования граждан оформляются соответствующими приказами организации. Данные приказы включают следующие сведения: - фамилию, имя, отчество (при наличии); - пол; - дату рождения; - серию, номер, дату выдачи паспорта гражданина Российской Федерации; - страховой номер индивидуального лицевого счета; - номер (код) ВУС; - наименования военных комиссариатов, в которых граждане, пребывающие в запасе, состоят на воинском учете.
Проекты приказов о прекращении бронирования согласованию с военными комиссариатами не подлежат. Согласно п. 20 Приложения к Приложению 1 Методических рекомендаций организации в 5-дневный срок после издания приказов о прекращении бронирования, пребывающих в запасе, направляют: - копии приказов о прекращении бронирования - в военные комиссариаты по месту нахождения организаций; - выписки из приказов о прекращении бронирования - в военные комиссариаты, в которых граждане состоят на воинском учете. ПримечаниеПри подготовке данного материала использована, в т.ч. информация, размещенная на официальных сайтах органов местного самоуправления: - раздел "Бронирование граждан, пребывающих в запасе, в муниципальном образовании "Город Ижевск"" https://www.izh.ru/i/info/32954.html; - раздел "Мобилизационная подготовка" на сайте администрации Чудовского муниципального района Новгородской области - раздел "Бронирование ГПЗ" - раздел "Бронирование" г. Красноярск https://www.admkrsk.ru/administration/structure/mayordep/mobilizationotd/Pages/bronirovanie.aspx; - раздел "Информация о Районной комиссии Кировградского городского округа по бронированию граждан, пребывающих в запасе"; и др.)
|
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах