Особенности режима рабочего времени педагогических работников Смотрите в этом материале: - регулирование режима рабочего времени и времени отдыха; - продолжительность рабочего времени и нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы; - что включается в рабочее время педагогов; - перерывы для отдыха и питания; - разделение рабочего дня на части; - режим рабочего времени в каникулы; Регулирование режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников
В соответствии с ч. 7 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных в зависимости от сферы ведения Минпросвещения или Минобрнауки России. Согласно части второй ст. 100 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Правительство РФ постановлением от 10.12.2002 N 877 установило, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти (по согласованию с Минтрудом и Минздравом России). На основании приведенных норм Минобрнауки России приказом от 11.05.2016 N 536 утвердило Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Особенности). Кроме того, согласно части третьей ст. 333 ТК РФ в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в отношении иных педагогических работников. На сегодняшний день нормативным актом, регулирующим соответствующие вопросы, является приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (далее - Приказ N 1601).
Продолжительность рабочего времени и нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников
В первую очередь отметим, что предусмотренное частью первой статьи 333 ТК РФ положение о том, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, применяется не ко всем категориям педагогических работников. На это указывают Минпросвещения России в письме от 01.09.2022 N ТВ-1908/08, Минпросвещения и Профсоюз работников народного образования и науки РФ в письмах от 27.05.2024 NN АЗ-1119/06, 287, от 22.05.2020 NN ВБ-1107/08, 235, Минобрнауки России в письмах РФ от 15.10.2015 N 08-ПГ-МОН-37849 и от 26.11.2015 N 06-1706). Такой вывод может быть сделан на основании: - части третьей статьи 333 ТК РФ, в соответствии с которой в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда все вопросы, связанные с конкретизацией продолжительности рабочего времени либо нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, с порядком определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, основаниями ее изменения, а также случаями установления верхнего предела учебной нагрузки, урегулированы приказом N 1601; - подп. "б" п. 1.2 Особенностей, согласно которому режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и иных работников организации устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, Особенностями с учётом продолжительности рабочего времени или норм часов педагогической работы за ставку заработной платы, устанавливаемых педагогическим работникам в соответствии с Приказом N 1601; - п. 2.1 Особенностей, согласно которому выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, педагогами дополнительного образования, старшими педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями, старшими тренерами-преподавателями организаций характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой, которая выражается в фактическом объёме их учебной (тренировочной) нагрузки, определяемом в соответствии с приказом N 1601 (нормируемая часть педагогической работы). К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности; - п.п. 2.1 - 2.8.1 Приложения N 1 к Приказу N 1601, в соответствии с которыми для одних педагогических работников установлена продолжительность рабочего времени, составляющая 36 или 30 часов в неделю, а для других - нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы и нормы часов учебной (преподавательской) работы*(1). Итак, в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается:
Что включается в рабочее время педагогов?
В соответствии с частью 6 статьи 47 Закона N 273-ФЗ и примечанию 1 к Приложению N 1 к Приказу N 1601 в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включаются: - учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися; - научная, творческая и исследовательская работа; - другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника. Перечень документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ, в соответствии с ч. 6.1 ст. 47 Закона N 273-ФЗ утвержден приказом Минпросвещения России от 21.07.2022 N 582. Кроме того, согласно ч. 9 ст. 47 Закона N 273-ФЗ педагогические работники образовательных организаций могут в рабочее время участвовать в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (осуществлять работу по подготовке и проведению указанной аттестации). Возложение на педагогических работников общеобразовательных организаций работы, не предусмотренной частями 6 и 9 ст. 47 Закона N 273-ФЗ, в том числе связанной с подготовкой документов, не включенных в указанный выше перечень, не допускается (ч. 6.2 ст. 47 Закона N 273-ФЗ).
Особенности режима рабочего времени учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования в период учебного года, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей
Как говорилось выше, выполнение педагогической работы работниками, ведущими преподавательскую работу (учителями, преподавателями, педагогами дополнительного образования, старшими педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями, старшими тренерами-преподавателями), характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой, которая выражается в фактическом объёме их учебной (тренировочной) нагрузки, определяемом в соответствии с Приказом N 1601. В Особенностях для обозначения такой работы используется термин "нормируемая часть педагогической работы". В соответствии с п. 2.2 Особенностей нормируемая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные (тренировочные) занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, установленные для обучающихся, в том числе "динамическую паузу" (большую перемену) для обучающихся I класса (см. также п. 2 Примечаний к Приложению N 1 Приказа N 1601). При этом учебная (преподавательская) нагрузка исчисляется исходя из продолжительности занятий, не превышающей 45 минут. Конкретная продолжительность занятий, в том числе возможность проведения спаренных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным нормативным актом организации с учётом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Выполнение учебной (преподавательской) нагрузки регулируется расписанием занятий. К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями (см. п. 2.1 Особенностей). Другая часть педагогической работы регулируется следующим образом:
Дежурство. Работники, ведущие преподавательскую работу, привлекаются к дежурству в организации не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия. При составлении графика дежурств учитываются сменность работы организации, режим рабочего времени каждого работника, а также другие особенности работы, с тем чтобы не допускать случаев длительного дежурства работников, ведущих преподавательскую работу, и дежурства в дни, когда учебная (тренировочная) нагрузка отсутствует или незначительна (п. 2.3 Особенностей). Участие в ГИА. Педагогические работники образовательных организаций, участвующие по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена, освобождаются от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, им предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права (ч. 9 ст. 47 Закона N 273-ФЗ, п. 2.3 Особенностей). Дни, свободные от занятий по расписанию. В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную плату, обязательное присутствие в организации не требуется При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ в правилах внутреннего трудового распорядка и (или) коллективном договоре рекомендуется предусматривать для названных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям (п. 2.4 Особенностей).
Перерывы для отдыха и питания
Согласно п. 1.5 Особенностей правилами внутреннего трудового распорядка организации в течение рабочего дня (смены) для педагогических работников и иных работников предусматривается перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Конкретная продолжительность указанных перерывов устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем. В случаях, когда педагогические работники и иные работники выполняют свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приёма пищи не устанавливается. Педагогическим работникам и иным работникам в таких случаях обеспечивается возможность приёма пищи в течение рабочего времени одновременно вместе с обучающимися или отдельно в специально отведённом для этой цели помещении.
Разделение рабочего дня на части
В п. 3.1 Особенностей указано, что перерывы в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с отдыхом и приемом пищи, по общему правилу не допускаются. При составлении расписаний занятий организация обязана исключить нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием, которые для них рабочим временем не являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся. Длительные перерывы между занятиями при составлении расписания допускаются только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую работу. Согласно п. 3.2 Особенностей в исключительных случаях в организации с круглосуточным пребыванием обучающихся, в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учётом мнения представительного органа работников (при наличии) устанавливает локальным нормативным актом для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах обучающихся школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором. Время указанного перерыва в рабочее время не включается. Перерывы в работе, образующиеся в связи с выполнением воспитателями педагогической работы сверх установленных норм, к режиму рабочего дня с разделением его на части не относятся. В целях экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать вместо режима рабочего времени с разделением его на части с перерывом более двух часов режим их работы с разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние часы до начала занятий у обучающихся и в часы после их окончания с введением суммированного учёта рабочего времени.
Режим рабочего времени в каникулы
Согласно п. 4.1 Особенностей периоды каникулярного времени, установленные для обучающихся и не совпадающие для педагогических работников с установленными им отпусками, являются для них рабочим временем, режим рабочего времени в каникулярный период регулируется локальными нормативными актами организации и графиками работ с указанием их характера и особенностей (п.п. 4.2, 4.6 Особенностей). Педагогические работники в каникулярное время выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их педагогической работы (установленного объёма учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы), определённой им до начала каникулярного времени, а также времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 Особенностей (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время). Режим рабочего времени учителей, осуществляющих обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением, в каникулярное время определяется с учётом количества часов указанного обучения таких детей, установленного им до начала каникул. Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, используется также для их дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке (п. 4.2 Особенностей).
Отмена занятий
Согласно п.п. 5.1 и 5.2 Особенностей режима периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических и иных работников. В данные периоды педагогические и иные работники привлекаются к выполнению работ в порядке и на условиях, предусмотренных для режима рабочего времени работников организации в каникулярное время.
Определение учебной нагрузки и изменение ее объема
Для педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) определяется объем учебной нагрузки и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом мнения представительного органа работников (при наличии) (см. п.п. 1.3, 1.9 Приложения N 2 к Приказу N 1601). Объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре (п. 1.4 Приложения N 2 к Приказу N 1601). Порядком определения учебной нагрузки (Приложение N 2 к Приказу N 1601) предусмотрены: - правила определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре; - основания для изменения учебной нагрузки; - случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда. Особенности определения учебной нагрузки и основания ее изменения в зависимости от должностей и специальностей педагогических работников прописаны в отдельных разделах Порядка:
Учет рабочего времени педагогов
В соответствии с частью четвертой ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Как мы уже говорили, предусмотренное частью первой статьи 333 ТК РФ положение о том, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, применяется не ко всем категориям педагогических работников. Согласно пп. 2.1-2.8.1 Приложения N 1 к Приказу N 1601 для одних педагогических работников установлена продолжительность рабочего времени, составляющая 36 или 30 часов в неделю, а для других - нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы и нормы часов учебной (преподавательской) работы. В связи с этим полагаем, что в табеле учета рабочего времени педагогических работников должен отражаться факт выработки только нормируемой части педагогической работы: - продолжительность рабочего времени для педагогических работников, поименованных в пп. 2.1-2.2 Приложения N 1 к Приказу N 1601; - норма часов педагогической работы для педагогических работников, поименованных в пп. 2.3-2.7 Приложения N 1 к Приказу N 1601; - норма часов учебной (преподавательской) работы для педагогических работников, поименованных в п.п. 2.3-2.7 Приложения N 1 к Приказу N 1601. Другая часть педагогической работы (ненормируемая) работников, ведущих преподавательскую работу, на наш взгляд, не может быть отражена в табеле, так как не может быть конкретизирована по количеству часов (см. п. 2.1 Особенностей).
----------------------------- *(1) Отметим, что Минтруд и Роструд придерживаются иного мнения по данному вопросу. см. письмо Минтруда России от 05.09.2017 N 14-2/ООГ-6849, ответы Роструда на портале "Онлайнинспекция.РФ".
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах