Отмена штрафа или снижение его размера при нарушениях срока представления в СФР сведений, необходимых для назначения и выплаты больничного:
5 показательных судебных решений
сентябрь 2024 г.
После закрытия электронного листка нетрудоспособности медицинской организацией работодатель вместе с информацией о закрытии больничного может получить запрос СФР о размещении в ЕИИС "Соцстрах" сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности. При этом размещению подлежат не все сведения, а в объеме, указанном в запросе. При наличии у СФР необходимых сведений запрос работодателю не передается. На размещение запрошенных данных работодателю отводится 3 рабочих дня со дня получения данных о закрытии больничного.
Согласно ч. 3 ст. 15.2 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ нарушение страхователем установленного срока представления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, влечет взыскание с него штрафа в размере 5 000 рублей.
Мы подобрали несколько свежих судебных решений, в которых суд отменил штраф за поданные не вовремя данные для оплаты больничного или снизил его размер.
1. Постановление АС Северо-Западного округа от 3 сентября 2024 г. N Ф07-11261/24
Привлекая страхователя к ответственности, СФР исходил из того, что 25.07.2023 в адрес страхователя был направлен запрос о подтверждении данных, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, однако ответ на этот запрос в установленный законом срок (до 28.07.2023) не был представлен.
Суды отменили штраф, так как с 01.07.2023 при взаимодействии между сервисами оператора и системой социального документооборота (СЭДО) Фонда наблюдалась нестабильная работа. Оператор страхователя сообщил, что 25.07.2023 в адрес организации входящий запрос не поступал. При таких обстоятельствах суды сделали вывод об отсутствии в действиях страхователя вины в совершении нарушения.
2. Постановление Девятого ААС от 15 августа 2024 г. N 09АП-34425/24
В данном случае страхователь также указал на проблемы при обмене с СЭДО, которые начали массово проявляться с 01.07.2023. Страхователям была дана рекомендация отправлять отчеты после 20:00, так как в это время нагрузка на сервер была ниже. Указанный период времени приходится на нерабочее время сотрудников страхователя, поэтому обмен информацией осуществлялся в рабочее время. Суд пришел к выводу об отсутствии вины страхователя и оснований для привлечения к ответственности.
3. Постановление Двадцать первого ААС от 12 августа 2024 г. N 21АП-7097/24
Фонд направил запрос 11.11.2022, однако данные были загружены в систему страхователя только 18.11.2022, в связи с чем запрос был доступен страхователю к прочтению только 18.11.2022. Фонд это не оспаривал. Доводы Фонда о том, что технический сбой в программном обеспечении произошел на стороне спецоператора, услугами которого пользуется страхователь, поэтому риски, связанные с работоспособностью применяемого им программного обеспечения, несет страхователь, суд отклонил. Возникновение у страхователя обязанности по размещению сведений связано не с датой направления запроса Фондом, а с датой его получения страхователем, поскольку только после получения соответствующего запроса у страхователя появляется объективная возможность для исполнения требований закона. Вины страхователя нет, штраф отменили.
4. Постановление АС Московского округа от 20 августа 2024 г. N Ф05-16659/24
Суд также пришел к выводу о неправомерности принятого Фондом решения о привлечении страхователя к ответственности ввиду отсутствия его вины. Направленные 04.10.2023 страхователем в ответ на запрос сведения не были получены ОСФР по причине технического сбоя, что подтверждается ответом страхователя на запрос недостающих сведений (документ подписан электронной подписью и отправлен через оператора 04.10.2023 в 02:11), а также скриншотом ошибки в системе оператора. 06.10.2023 страхователю поступил повторный запрос ОСФР, в ответ на который 09.10.2023 (07.10.2023 и 08.10.2023 выходные дни) страхователем повторно направлены сведения в ОСФР и были им приняты. В материалы дела было представлено письмо оператора, из которого следует, что с 18.09.2023 по дату составления письма наблюдались проблемы в работе сервиса СЭДО, из-за чего происходили задержки в обработке и отображении документов.
5. Постановление Пятого ААС от 3 сентября 2024 г. N 05АП-4712/24
Привлекая страхователя к ответственности, СФР исходил из того, что сведения для назначения и выплаты больничного трем работникам при сроке представления не позднее 16.06.2023, 27.06.2023 и 27.04.2023 фактически были представлены только 29.06.2023, 29.06.2023 и 13.06.2023 соответственно. Работодателю назначили штраф в размере 15 000 руб. (по 5 000 рублей по каждому решению о привлечении к ответственности).
Страхователь попросил снизить размер штрафных санкций, ссылаясь на то, что СЭДО работает в учреждении с перебоями, часто зависает, сотрудник бухгалтерии, в чьи должностные обязанности входит ответ на запросы ОСФР, находился на больничном, в организации было большое количество листков нетрудоспособности. Суд удовлетворил просьбу работодателя и снизил штраф до 5 000 рублей за все три выявленных нарушения.
Раченкова Юлия
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отмена штрафа или снижение его размера при нарушениях срока представления в СФР сведений, необходимых для назначения и выплаты больничного: 5 показательных судебных решений
Подготовлено экспертами компании "Гарант", 2024 г.