Сервис оценки индивидуальных предпринимателей по критериям от ФНС России Смотрите в этом материале: - как получить выписку с оценкой ИП по критериям риска; - критерии первого этапа оценки ИП, установленные Методикой оценки ИП; - критерии второго этапа оценки организации, установленные Методикой оценки ИП; - корректировка сведений в выписке в случае несогласия ИП с оценкой; О Методике оценки ИП
В 2023 году ФНС России разработала Методику проведения оценки юридических лиц на базе интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" (далее - Методика оценки ЮЛ), которая утверждена приказом от 24.03.2023 N ЕД-7-31/181@. Данная методика предусматривает возможность получения организацией выписки с анализом по 36 критериям налоговых рисков. Ранее Минстрой России и ФНС России в совместном письме от 26.01.2024 NN 3874-ИФ/00, ЕД-17-31/216 рекомендовали заказчикам при заключении контрактов, предметом которых является подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий или строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, использовать Сервис оценки с целью получения достоверных и актуальных сведений о финансово-хозяйственной и иной деятельности потенциальных подрядчиков. Также отмечено, что любое юрлицо вправе представлять такую выписку заказчикам для подтверждения своей деловой репутации, в том числе при подготовке предложений по определению единственного поставщика (подрядчика). Напомним, что согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), участниками закупки могут быть и индивидуальные предприниматели. С 2025 года возможность получения выписки с оценкой по критериям налоговых рисков предусмотрена также для индивидуальных предпринимателей. Методика проведения оценки индивидуального предпринимателя из сервиса оценки индивидуальных предпринимателей (далее - Методика) утверждена тем же приказом от 24.03.2023 N ЕД-7-31/181@ (в редакции приказа ФНС России от 27.01.2025 N ЕД-7-31/49@, действующей с 10.02.2025). Методика разработана в целях проведения оценки финансово-хозяйственного состояния индивидуального предпринимателя и иной информации, характеризующей его деятельность, и формирования результатов оценки для дальнейшего предоставления такому индивидуальному предпринимателю. Методика предусматривает возможность проведения двухэтапной оценки финансово-хозяйственного состояния ИП по 15 установленным критериям. Результат оценки отражается в выписке, которая формируется в соответствии с выбранным шаблоном.
Как получить выписку с оценкой ИП по критериям риска
Проведение оценки индивидуального предпринимателя (далее - ИП) осуществляется по запросу о предоставлении выписки, направляемому им через Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя (далее - ЛКН ИП). Выписка формируется в срок, не превышающий 1 рабочего дня со дня, следующего за датой запроса. ВниманиеЗапросить выписку из "Сервиса оценки юридических лиц" индивидуальный предприниматель может только в отношении самого себя и в своем ЛКН ИП. При оформлении запроса индивидуальный предприниматель может выбрать формирование выписки по одному двух возможных установленных шаблонов: 1) стандартного шаблона выписки, включающего в себя результаты двухэтапной оценки по критериям и показателям, предусмотренным пунктами 5, 6 Методики; ПримечаниеФормирование выписки с использованием стандартного шаблона предусматривает проведение двухэтапной оценки ИП по всем критериям и показателям, предусмотренным пунктами 5, 6 Методики; 2) дополнительного шаблона выписки, включающим в себя результаты оценки по критериям и показателям, предусмотренным пунктами 5 - 7 Методики или комбинации конкретных показателей и критериев из числа установленных пунктами 5 - 7 Методики ПримечаниеПри формировании выписки по дополнительному шаблону может быть осуществлена как двухэтапная оценка, так и оценка в рамках одного этапа, включающего в себя проверку по набору выбранных ИП критериев и параметров из числа установленных пунктами 5 - 7 Методики. Результат оценки отражается в выписке, сформированной из сервиса оценки ИП, в печатной форме в формате pdf с электронной подписью должностного лица Межрегиональной инспекции ФНС России по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования (далее - Инспекция), по установленным формам (приложение N 1 и приложение N 2 к Методике). Выписка содержит следующую обязательную информацию: а) наименование и идентификационный номер налогоплательщика; б) дата формирования выписки; в) код верификации данных, отраженных в выписке; г) результаты двухэтапной оценки, с указанием критериев первого этапа оценки, которым не соответствует ИП (если такие имеются), количества баллов по каждому отдельному критерию из второго этапа оценки и общего количества баллов, присвоенных ИП; д) результаты оценки по дополнительным критериям оценки - в случае направления ИП запроса на получение выписки по дополнительному шаблону.
Критерии первого этапа двухэтапной оценки ИП
На первом этапе проверяется соответствие ИП критериям, установленным в п. 5 Методики оценки ИП. В случае, если ИП соответствует всем критериям первого этапа оценки, указанным в п. 5 Методики, в поле "Проверка соответствия индивидуального предпринимателя критериям, установленным пунктом 5 Методики..." выписки отражается текст "Соответствует". В случае если ИП не соответствует одному или нескольким критериям, указанным в п. 5 Методики, в поле "Проверка соответствия индивидуального предпринимателя критериям, установленным пунктом 5 Методики..." отражается текст "Не соответствует" с указанием критериев, которым не соответствует ИП (п. 5 Методики оценки ИП). Оценка проводится по следующим 10 критериям: 1) Отсутствие в налоговых декларациях по НДС за 4 налоговых периода, предшествующих последнему оконченному налоговому периоду по НДС, противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС, либо при наличии не устраненных несоответствий сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной ИП, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 НК РФ возложена обязанность по представлению налоговой декларации по НДС), если такие противоречия (несоответствия) свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению, в размере, превышающем 0,65% от суммы вычетов по НДС, заявленных в налоговых декларациях за 4 налоговых периода, предшествующих последнему оконченному налоговому периоду по НДС. ПримечаниеВ случае если ИП не является плательщиком НДС, показатель в отношении такого ИП не рассчитывается, ИП признается соответствующим показателю. 2) Отсутствие сведений в отношении ИП о его включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по данным Единой информационной системы в сфере закупок; 3) Отсутствие у ИП по состоянию на дату, предшествующую дате запроса выписки, задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, превышающей 1% от величины активов предприятия и 3 000 рублей одновременно При оценке критерия не учитываются суммы задолженности: - на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, - которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, - по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах; 4) Отсутствие в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) сведений о принятии решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего госрегистрацию физлиц в качестве ИП, о предстоящем исключении ИП из ЕГРИП; 5) Отсутствие в ЕГРИП сведений о прекращении деятельности физлица в качестве ИП, в том числе, в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом); 6) ИП не является лицом, обладающим признаками, указанными в подпункте "ф" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; 7) ИП не является дисквалифицированным лицом; 8) Отсутствие причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Оценивается наличие/отсутствие информации об ИП в перечне организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения; 9) Отсутствие вынесенного в отношении ИП решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; 10) ИП не признан иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Критерии второго этапа оценки ИП
На втором этапе осуществляется оценка параметров финансово-хозяйственного состояния ИП по следующим 5 критериям, предусмотренным п. 6 Методики: ПримечаниеПо каждому критерию второго этапа проведенной оценки, в получаемой ИП выписке присваивается: 0 баллов - при несоответствии условиям критерия; 1 балл - при соответствии условиям критерия. 1) Среднемесячная заработная плата на 1 работника за календарный год, предшествующий году проведения оценки ИП, превышает уровень средней заработной платы для соответствующего субъекта РФ и вида экономической деятельности по данным ФНС России за соответствующий календарный год. ПримечаниеДля расчета размера среднемесячной заработной платы одного сотрудника используются данные о суммах выплат и иных вознаграждений в пользу сотрудников организации за минусом выплат по гражданско-правовым договорам, отраженным в расчетах по страховым взносам. В случае отсутствия расчетов по страховым взносам критерий рассчитывается на основании данных о доходах сотрудников, полученных в рамках трудовых договоров, согласно отчету по форме 6-НДФЛ при условии, что не менее чем в одном месяце отчетного периода присутствуют выплаты по трудовому договору. В расчет принимаются сведения по кварталам, в которых сотрудник имеет ненулевые выплаты за все 3 месяца квартала (если работник получал доход не полный квартал, сумма его дохода за данный квартал в сумму фонда оплаты труда для расчета среднемесячной заработной платы не включается). Для расчета показателя численности учитываются только те сотрудники, которые получали доход в организации не менее 1 полного квартала. Среднемесячная заработная плата таких сотрудников рассчитывается исходя из фактически отработанных календарных месяцев. В случае непредставления ИП расчетов по страховым взносам и отчета по форме 6-НДФЛ, расчет показателя осуществляется по данным о доходах самого ИП, отраженных в налоговой отчетности. 2) Численность сотрудников (работников) за последний и предыдущий годы, составляет не менее 5 человек в каждом из периодов. ПримечаниеПоказатель определяется по данным отчетности, представленной ИП в качестве налогового агента или плательщика страховых взносов. В случае непредставления ИП расчетов по страховым взносам и отчета по форме 6-НДФЛ, расчет показателя не осуществляется, в выписке отражается значение равное 0 баллов (не соответствует критерию). 3) Отсутствие факта снижения численности сотрудников (работников). ПримечаниеПоказатель определяется по данным отчетности за последний налоговый период (календарный год), представленной ИП как налоговым агентом или плательщиком по страховым взносам, по сравнению с данными отчетности за предыдущий календарный год. В случае непредставления ИП расчетов по страховым взносам и отчета по форме 6-НДФЛ, расчет показателя не осуществляется, в выписке отражается значение равное 0 баллов (не соответствует критерию). 4) Государственная регистрация ИП произведена не менее чем за 12 месяцев до даты подачи запроса на предоставление выписки. 5) Налоговая нагрузка с финансового результата по данным последней представленной налоговой отчетности составляет не менее 75% от среднего значения, рассчитанного для соответствующего субъекта РФ с учетом масштаба деятельности организации, вида экономической деятельности и системы налогообложения по данным ФНС России. ПримечаниеНалоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы начисленных с финансового результата налогов (НДС, НДФЛ, упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог) и дохода, за календарный год, предшествующий году проведения оценки ИП, по данным последней представленной налоговой отчетности. Дополнительные критерии оценки ИП
При формировании выписки по дополнительному шаблону может осуществляться оценка ИП по одному или нескольким из выбранных ИП критериев первого и второго этапа оценки и по одному или нескольким из 3-х следующих дополнительных критериев, предусмотренных п. 7 Методики: 1) Отсутствие у ИП по состоянию на первое число месяца проведения оценки, задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, превышающей 30 000 рублей. ПримечаниеВ критерии N 3 первого этапа оценки также оценивается состояние задолженности, но на дату, предшествующую дате запроса, при этом учитывается сумма задолженности, превышающая 1% от величины активов предприятия и 3 000 рублей одновременно. При оценке по данному критерию не учитываются суммы задолженности: - на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, - которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, - по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. По результатам оценки критерия в выписке отражается вывод о соответствии или несоответствии ИП критерию либо присваивается: 0 баллов - при несоответствии условиям критерия; 1 балл - при соответствии условиям критерия. 2) отсутствие у ИП по состоянию на 1 января года проведения оценки, задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, превышающей 1 % от величины доходов, и не менее 3 000 рублей. ПримечаниеПри оценке по данному критерию так же не учитываются суммы задолженности: - на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, - которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, - по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. По результатам оценки критерия в выписке отражается вывод о соответствии или несоответствии ИП критерию либо присваивается: 0 баллов - при несоответствии условиям критерия; 1 балл - при соответствии условиям критерия. 3) государственная регистрация ИП произведена не менее чем за 12 месяцев до даты подачи запроса на предоставление выписки. ПримечаниеПо результатам оценки критерия в выписке отражается вывод о соответствии или несоответствии Лица критерию либо присваивается: 0 баллов - при несоответствии условиям критерия; 1 балл - при соответствии условиям критерия; Корректировка сведений в выписке в случае несогласия ИП с оценкой
В случае несогласия с результатами оценки ИП имеет возможность направить запрос о корректировке сведений, отраженных в ЛКН ИП и содержащихся в выписке (п. 8 Методики). Запрос направляется через ЛКН ИП в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования. Запрос составляется в произвольной форме (поскольку форма его не установлена). К запросу ИП может приложить документы, подтверждающие обоснованность внесения соответствующих корректировок. По результатам рассмотрения запроса и подтверждающих документов инспекция в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня, следующего за датой запроса, направляет через ЛКН ИП один из следующих ответов: - о корректности рассчитанных баллов с указанием критериев, которым ИП не соответствует; - о внесении изменений в значение показателей и возможности формирования новой выписки на основании запроса ИП о предоставлении выписки. Старая выписка аннулируется автоматически.
Проверка достоверности выписки из сервиса оценки ИП
Возможность проверки Выписки предусмотрена п. 9-9.2 Методики. Выписка, сформированная в соответствии с Методикой, может быть верифицирована (проверена) двумя способами: - по QR-коду. В этом случае для перехода на страницу верифицируемой выписки необходимо сканировать QR-код, расположенный в правом верхнем углу первой страницы выписки.; - через сайт ФНС России по ссылке https://service.nalog.ru/scoring/ по ИНН ИП и по коду верификации данных. В этом случае для перехода на страницу верифицируемой выписки заинтересованному лицу необходимо ввести ИНН ИП и код верификации данных, расположенный в правом верхнем углу первой страницы выписки. На открывающейся странице отображается информационное сообщение о том, что выписка по указанным реквизитам найдена, а также краткая информация из выписки, либо информационное сообщение о том, что информация по указанному коду не найдена, с указанием возможной причины (произошла ошибка на этапе ввода реквизитов или такого документа не существует). В целях расшифровки присвоенных баллов, отображаемых в информационном сообщении, имеется возможность скачать выписку в формате pdf.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах