Упрощенный порядок рассмотрения жалоб налоговыми органами с 2025 года Смотрите в этом материале: - особенности рассмотрения жалоб в упрощенном порядке; - какие жалобы налогоплательщиков могут быть рассмотрены в упрощенном порядке С 1 января 2025 года налогоплательщики могут подавать жалобы в налоговые органы в упрощенном порядке. Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ глава 20 НК РФ дополнена статьей 140.1 НК РФ, устанавливающей особенности рассмотрения жалобы в упрощенном порядке (вступает в силу 01.01.2025). Целью введения нового института урегулирования налоговых споров является максимально быстрое решение спора.
Особенности рассмотрения жалоб в упрощенном порядке
Упрощенный порядок заключается в том, что жалоба рассматривается непосредственно территориальным налоговым органом, акт (действие, бездействие) которого, по мнению налогоплательщика, нарушает его права. Срок рассмотрения - в течение 7 рабочих дней со дня ее получения (пп. 1, 3 ст. 140.1, ст. 6.1 НК РФ). Приостановление рассмотрения жалобы по решению налогового органа или по ходатайству подателя жалобы статьей 140.1 НК РФ не предусмотрено. По итогам рассмотрения жалобы в упрощенном порядке налоговый орган на основании п. 4 ст. 140.1 НК РФ: 1) принимает решение, предусмотренное подп. 2 - 5 п. 3 ст. 140 НК РФ; 2) принимает меры, предусмотренные пунктом 1 или пунктами 1 и 1.1 ст. 139 НК РФ.
С учетом норм подп. 2 - 5 п. 3 ст. 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы в упрощенном порядке налоговый орган может: - отменить свой акт ненормативного характера; - отменить своё решение полностью или в части; - отменить своё решение полностью и принять по делу новое решение; - признать действия или бездействие должностных лиц незаконными и вынести решение по существу). А согласно пп. 1 и 1.1 ст. 139 НК РФ налоговые органы, чьи акты, действия или бездействие должностных лиц обжалуются, обязаны: - направить жалобу со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган; - принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу, а также сообщить в вышестоящий налоговый орган в случае устранения такого нарушения. Соответственно, результатом рассмотрения жалобы в упрощенном порядке может быть только полное или частичное ее удовлетворение. Оставить жалобу без удовлетворения налоговый орган не может. В случае невозможности быстрого разрешения спора территориальным налоговым органом жалоба передается в вышестоящий налоговый орган и рассматривается по общим правилам (если жалоба не может быть им удовлетворена), она подлежит направлению в вышестоящий налоговый орган для рассмотрения в общеустановленном порядке (см. информацию УФНС России по Амурской области от 14.10.2024).
Основные отличия упрощенного порядка рассмотрения жалоб для наглядности приведем в таблице:
Какие жалобы налогоплательщиков могут быть рассмотрены в упрощенном порядке?
В силу п. 1 ст. 140.1 НК РФ в упрощенном порядке могут быть рассмотрены все категории жалоб на акты (действие, бездействие) налогового органа, за исключением жалоб на решения, принятые в порядке, предусмотренном ст. 101 и 101.4 НК РФ. Условием для рассмотрения жалоб в упрощенном порядке является: - направленные жалобы только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в формате и в соответствии с порядком представления жалоб в электронной форме, утв. приказом ФНС России от 02.09.2024 N ЕД-7-9/693; - наличие волеизъявления подателя жалобы (при подаче жалобы необходимо указать на необходимость рассмотрения в порядке ст. 140.1 НК РФ). ВниманиеВ приказе N ЕД-7-9/693 определены 18 наиболее распространенных тематик споров при обжаловании актов налогового органа ненормативного характера, действий (бездействия) его должностных лиц. Из них в упрощенном порядке могут быть обжалованы только 14, которые связаны со взысканием задолженности, приостановлением операций по счетам, либо осуществлением налогового контроля и т. п. Соответствующая тематика выбирается при указании в форме жалобы (форма по КНД 1110121), применяемой с 2025 года, кода обжалуемого акта налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц в поле 2. В упрощенном порядке могут быть обжалованы: - связанные с проводимыми налоговыми органами мероприятиями налогового контроля: 01 - требование налогового органа о представлении документов (информации); 02 - требование налогового органа о представлении пояснений; 03 - вызов лица на допрос в качестве свидетеля; 04 - отказ налогового органа в принятии налоговой декларации (расчета); 05 - приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей; - связанные с исполнением обязанности по уплате и применением мер взыскания: 06 - сообщение об отказе в исполнении заявления о распоряжении путем зачета (возврата) суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента; 07 - бездействие налогового органа по зачету (возврату) денежных средств; 08 - требование налогового органа об уплате задолженности; 09 - решение налогового органа о взыскании задолженности; 10 - отказ налогового органа в предоставлении отсрочки или рассрочки; - связанные с сальдо ЕНС: 11 - сальдо ЕНС в связи с неучетом (неверным учетом) при формировании совокупной обязанности налогоплательщика (налогового агента) налоговой декларации (расчета) (уточненной налоговой декларации (расчета); 12 - сальдо ЕНС в связи с неучетом (неверным учетом) судебного акта при формировании совокупной обязанности налогоплательщика (налогового агента); 13 - сальдо ЕНС в связи с неучетом (неверным учетом) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа; - прочие: 14 - иные акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (указывается при отсутствии в предложенных кодах необходимого вида основания подачи жалобы (апелляционной жалобы)). ВниманиеНе могут быть рассмотрены в упрощенном порядке жалобы на акты, действия, бездействие налоговых органов, которые пунктом 1 ст. 140.1 НК РФ и приказом N ЕД-7-9/693@ отнесены к компетенции вышестоящих налоговых органов (то есть, рассматриваемые только в порядке ст. 140 НК РФ). В их числе: 15 - нарушение срока вынесения решения по жалобе (апелляционной жалобе); 16 - решение налогового органа о принятии обеспечительных мер (п. 10 ст. 101 НК РФ); 17 - решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 101 НК РФ); 18 - решение налогового органа о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (ст. 101.4 НК РФ). Кроме того, исходя из нормы п. 1 ст. 140.1 НК РФ, не могут рассматриваться в упрощенном порядке жалобы: - поданные на бумажном носителе, либо поданные в электронной форме не по установленной форме и формату;
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах