5 нарушений в учете ГСМ организациями бюджетной сферы, за которые суды наказывали в 2024 году
февраль 2025 года
Недочеты и явные нарушения, связанные с документальным оформлением и учетом поступления и списания горюче-смазочных материалов часто попадают в поле зрения органов финконтроля. Свидетельствует об этом и судебная практика - только за прошлый год суды рассмотрели десятки таких споров.
Посмотрите, какие нарушения при учете ГСМ стали поводом для привлечения к ответственности учреждений и должностных лиц по ст. 15.14 КоАП за нецелевые расходы и по ст. 15.15.6 КоАП за недостоверную отчетность.
1. Отсутствие (неоформление) путевых листов (постановление Мирового судьи с/у N 1 Кармаскалинского района Республики Башкортостан от 15.11.2024 N5-609/24, постановление Мирового судьи с/у Турочакского района Республики Алтай от 13.09.2024 N 5-570/24, решение Мирового судьи с/у N 2 города Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 22.03.2024 N 5-135/24, решение Мирового судьи с/у г. Ак-Довурак Республики Тыва от 26.02.2024 N 5-39/24).
2. Нарушения в оформлении путевых листов
Ревизоры отмечают, что в путевых листах не указаны / отсутствуют:
- марка автомобиля;
- данные о движении горючего;
- показания спидометра при выезде и возвращении автомобиля;
- нормы расхода, количество выданного топлива и его фактический расход;
- адрес подачи, дата и время выезда транспортного средства с парковки и его возвращения;
- конкретное место назначения - лишь общие фразы "по селу", "по городу";
- подпись лица, пользовавшегося автомобилем.
Также проверяющие выяснили, что указанный в путевых листах пробег не соответствует расстоянию между населенными пунктами, куда был направлен автомобиль (постановление Мирового судьи с/у Турочакского района Республики Алтай от 13.09.2024 N 5-570/24, решение Мирового судьи с/у г. Ак-Довурак Республики Тыва от 26.02.2024).
3. Списание ГСМ при отсутствии транспортных средств в учете
Расходы учреждений, направленные на эксплуатацию и содержание имущества, не числящегося у него на балансе или на забалансовых счетах, ревизоры квалифицируют как нецелевые. Оштрафовать за нецелевку могут как учреждение (постановление Мирового судьи с/у N 8 Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) от 27.11.2024 N 5-901/24), так и должностное лицо (постановление Мирового судьи с/у N 1 г. Шумерля Чувашской Республики от 26.10.2023 N 5-312/23). При наличии иных нарушений дело может дойти и до освобождения руководителя учреждения от должности (решение Ленинского райсуда г. Севастополя от 26.09.2024 по делу N 2-3129/2024).
4. Завышение норм расхода топлива (постановление Мирового судьи судебного участка N 332 Московской области от 03.09.2024 N 5-552/24, постановление Мирового судьи с/у N 106 Центрального района г. Сочи Краснодарского края от 04.09.2024 N 5-525/24).
5. Несвоевременное оформление документов для списания ГСМ
В одном из рассмотренных судом дел проверяющие обнаружили у учреждения остаток ГСМ в учете на отчетную дату в объеме более 80 тыс.(!) литров. При этом топливного хранилища у учреждения не было, а хранение такого количества топлива в баках автомобилей невозможно. Как выяснилось, учреждение в нарушение графика документооборота на протяжении долгого времени не передавало в централизованную бухгалтерию отчеты о расходе ГСМ для списания топлива с бухгалтерского учета. К ответственности по ст. 15.15.6 КоАП за искажение показателей отчетности привлекли специалиста по эксплуатации транспортных средств, назначенного ответственным за формирование отчетов о расходовании ГСМ и передаче их в бухгалтерию (постановление Мирового судьи с/у N 3 г. Ессентуки Ставропольского края от 16.05.2024 N 5-258/24).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
5 нарушений в учете ГСМ организациями бюджетной сферы, за которые суды наказывали в 2024 году
Подготовлено экспертами компании "Гарант", 2025 г.