Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Республики Ингушетия
от "13" апреля 2017 г. N 61
Угрозы
безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных в органах государственной власти Республики Ингушетия и подведомственных им организациях
1. Общие положения
1.1. Угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных в органах государственной власти Республики Ингушетия и подведомственных им организациях (далее - Актуальные угрозы безопасности ИСПДн РИ), разработаны в соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152).
1.2. Актуальные угрозы безопасности ИСПДн РИ содержат перечень актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (далее - ИСПДн) в органах государственной власти Республики Ингушетия и подведомственных им организациях (далее - государственные органы).
1.3. При разработке Актуальных угроз безопасности ИСПДн РИ использованы нормативные правовые акты, методические документы, модели угроз безопасности персональных данных, указанные в разделе 5 Актуальных угроз безопасности ИСПДн РИ.
1.4. Угрозы безопасности персональных данных, обрабатываемых в ИСПДн, приведенные в Актуальных угрозах безопасности ИСПДн РИ, подлежат адаптации в ходе разработки частных моделей угроз безопасности персональных данных.
При разработке частных моделей угроз безопасности персональных данных проводится анализ структурно-функциональных характеристик конкретной ИСПДн, применяемых в ней информационных технологий и особенностей её функционирования. По результатам анализа делается вывод об отнесении ИСПДн к одному из видов ИСПДн, приведенных в пункте 1.6 Актуальных угроз безопасности ИСПДн РИ.
В частной модели угроз безопасности персональных данных указываются:
- описание ИСПДн и её структурно-функциональных характеристик;
- описание угроз безопасности персональных данных с учетом совокупности предположений о возможностях, которые могут использоваться при создании способов, подготовке и проведении атак, возможных уязвимостей информационной системы, способов реализации угроз безопасности информации и последствий от нарушения свойств безопасности информации.
Типовая форма частной модели угроз безопасности информации для государственных органов разрабатывается Комитетом промышленности, транспорта, связи и энергетики Республики Ингушетия с учетом требований приказа Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" и приказа Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 378 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности" (далее - Приказ ФСБ России N 378).
1.5. Актуальные угрозы безопасности персональных данных, обрабатываемых в ИСПДн, содержащиеся в Актуальных угрозах безопасности ИСПДн РИ, уточняются и дополняются по мере выявления новых источников угроз, развития способов и средств реализации угроз безопасности персональных данных в ИСПДн. Указанные изменения согласовываются с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК России) и Федеральной службой безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России) в установленном порядке.
1.6. В государственных органах создаются и эксплуатируются информационные системы, в которых могут обрабатываться персональные данные. В зависимости от предназначения такие информационные системы подразделяются на:
- ИСПДн обеспечения типовой деятельности - информационные системы, предназначенные для автоматизации обеспечивающей деятельности государственных органов в рамках исполнения ими типовых полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами, за исключением специфических полномочий, автоматизация или информационная поддержка которых предусмотрена информационными системами специальной деятельности. К ИСПДн обеспечения типовой деятельности можно отнести локальные ИСПДн:
- ИСПДн управления персоналом, ИСПДн управления финансами, ИСПДн документооборота, ИСПДн информационного обеспечения деятельности и другие;
- ИСПДн обеспечения специальной деятельности - государственные информационные системы Республики Ингушетия, предназначенные для автоматизации либо информационной поддержки предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, предусмотренных в нормативных правовых актах Республики Ингушетия в качестве полномочий конкретного государственного органа, а также исполняемых им функций. К ИСПДн обеспечения специальной деятельности относятся: ИСПДн региональной системы межведомственного электронного взаимодействия Республики Ингушетия, ИСПДн государственной информационной системы Республики Ингушетия "Народный контроль", ИСПДн единой региональной автоматизированной информационной системы поддержки деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Ингушетия, ИСПДн по направлениям деятельности государственных органов, исполняемым функциям, предоставлению услуг (например, государственные информационные системы Республики Ингушетия в социальной сфере, сферах здравоохранения, образования, ЖКХ и других).
2. ИСПДн обеспечения типовой деятельности
2.1. ИСПДн обеспечения типовой деятельности органов государственной власти характеризуются тем, что в качестве объектов информатизации выступают автономные автоматизированные рабочие места или рабочие места локальных вычислительных сетей, имеющих или не имеющих подключения к сетям общего пользования и (или) сетям международного информационного обмена.
Ввод персональных данных осуществляется как с бумажных носителей, так и с электронных носителей информации. Персональные данные субъектов могут выводиться из ИСПДн с целью передачи персональных данных третьим лицам в предусмотренных Федеральным законом N 152 случаях как в электронном, так и в бумажном виде.
Информационный обмен по сетям связи общего пользования и (или) сетям международного информационного обмена осуществляется с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации (далее - СКЗИ).
Контролируемой зоной ИСПДн являются здания и отдельные помещения. В пределах контролируемой зоны находятся рабочие места пользователей, серверы системы, сетевое и телекоммуникационное оборудование ИСПДн. Вне контролируемой зоны находятся линии передачи данных и телекоммуникационное оборудование, используемое для информационного обмена по сетям связи общего пользования и (или) сетям международного информационного обмена.
2.2. ИСПДн управления персоналом предназначены для персонального кадрового учета, управления кадровым резервом, проведения аттестации, повышения квалификации и для других целей, связанных с управлением персоналом.
В ИСПДн управления персоналом обрабатывается обязательный перечень информации, имеющей характер персональных данных сотрудников государственного органа, граждан, подавших сведения для участия в конкурсе на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и для включения в кадровый резерв, а также граждан, претендующих на замещение иных должностей в государственном органе (фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; адрес; паспортные данные; сведения для заполнения личного дела; личные карточки работников формы N Т-2; сведения из трудовой книжки; дополнительный перечень информации, имеющей характер персональных данных сотрудников).
2.3. ИСПДн управления финансами предназначены для обработки персональных данных, необходимых для бухгалтерского и управленческого финансового учета, предоставления информации в пенсионные и налоговые органы, систему обязательного медицинского страхования.
В ИСПДн управления финансами обрабатываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, паспортные данные, адрес, номер телефона, идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН), страховой номер индивидуального лицевого счета, табельный номер, должность, номер приказа и дата приема на работу (увольнения), номер лицевого счёта для перечисления денежного содержания и иных выплат работнику; фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес, должность, номер телефона (либо иной вид связи), ИНН, платежные реквизиты граждан, являющихся стороной гражданско-правовых договоров.
2.4. ИСПДн документооборота предназначены для автоматизации делопроизводства, служебной переписки, архивной деятельности, учета корреспонденции, обращений граждан, обеспечения доступа к электронным документам.
В ИСПДн документооборота обрабатываются фамилия, имя, отчество, должность, контактные данные (адрес, электронный адрес, номер телефона), информация в документах, имеющая характер персональных данных.
2.5. ИСПДн информационного обеспечения предназначены для автоматизации деятельности органов государственной власти.
В ИСПДн информационного обеспечения деятельности обрабатываются персональные данные, содержащиеся в адресных и телефонных справочниках, иных базах данных, содержащих персональные данные.
3. ИСПДн обеспечения специальной деятельности
3.1. ИСПДн обеспечения специальной деятельности государственных органов характеризуются тем, что в качестве объектов информатизации выступают распределенные информационные системы и локальные информационные системы, подключенные к сетям общего пользования и (или) сетям международного информационного обмена.
Ввод персональных данных осуществляется как с бумажных носителей, так и с электронных носителей информации. Персональные данные субъектов персональных данных обрабатываются с целью получения государственных и муниципальных услуг и могут выводиться из ИСПДн как в электронном, так и в бумажном виде.
Информационный обмен по сетям связи общего пользования и (или) сетям международного информационного обмена осуществляется с использованием сертифицированных СКЗИ.
Контролируемой зоной ИСПДн являются здания и отдельные помещения. В пределах контролируемой зоны находятся рабочие места пользователей, серверы системы, сетевое и телекоммуникационное оборудование ИСПДн. Вне контролируемой зоны находятся линии передачи данных и телекоммуникационное оборудование, используемое для информационного обмена по сетям связи общего пользования и (или) сетям международного информационного обмена.
3.2. ИСПДн региональной системы межведомственного электронного взаимодействия Республики Ингушетия в соответствии с постановлением Правительства Республики Ингушетия от 4 июня 2014 г. N 105 "О региональной системе межведомственного электронного взаимодействия Республики Ингушетия" предназначена для технологического обеспечения на территории Республики Ингушетия исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
С использованием ИСПДн обрабатываются (передаются) персональные данные заявителей, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг и получаемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе из базовых государственных информационных ресурсов, в соответствии с действующим законодательством.
3.3. ИСПДн государственной информационной системы Республики Ингушетия "Народный контроль" в соответствии с Указом Главы Республики Ингушетия от 1 декабря 2012 г. N 242 "О государственной информационной системе Республики Ингушетия "Народный контроль" и постановлением Правительства Республики Ингушетия от 27 декабря 2012 г. N 287 "О порядке эксплуатации государственной информационной системы Республики Ингушетия "Народный контроль" предназначена для обеспечения информационного взаимодействия между гражданами, исполнительными органами государственной власти Республики Ингушетия и органами местного самоуправления Республики Ингушетия с использованием информационно-телекоммуникационной системы "Интернет" и обеспечения учета мнения граждан при совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Ингушетия.
С использованием ИСПДн обрабатываются (передаются) персональные данные заявителей, необходимые для обеспечения информационного взаимодействия между гражданами, исполнительными органами государственной власти Республики Ингушетия и органами местного самоуправления Республики Ингушетия и совершенствования деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Ингушетия с учетом мнения граждан.
3.4. ИСПДн единой региональной автоматизированной информационной системы поддержки деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Ингушетия предназначена для обеспечения деятельности многофункциональных центров на территории Республики Ингушетия.
В ИСПДн обрабатываются персональные данные, предоставляемые заявителями при запросе, получаемые из базовых государственных информационных ресурсов, от органов и учреждений, используемые для подготовки ответов на запрос заявителя в соответствии с административными регламентами предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденными нормативными правовыми актами соответствующего органа.
3.5. ИСПДн по направлениям деятельности государственных органов, исполняемым функциям предназначены для обеспечения деятельности государственных органов и исполнения функций, не отраженных в пунктах 3.2 - 3.4 Актуальных угроз безопасности ИСПДн РИ.
В ИСПДн обрабатываются персональные данные, необходимые для выполнения деятельности государственных органов, исполнения функций и предоставления услуг, определенных в нормативных правовых актах.
4. Актуальные угрозы безопасности информационных систем персональных данных
4.1. Угрозы безопасности персональных данных рассмотрены в приказах и методических документах ФСТЭК России и Приказе ФСБ России N 378.
Учитывая особенности обработки персональных данных в государственных органах, а также категорию и объем обрабатываемых в ИСПДн персональных данных, основными характеристиками безопасности являются конфиденциальность, целостность и доступность.
Конфиденциальность - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
Целостность - состояние защищенности информации, характеризуемое способностью автоматизированной системы обеспечивать сохранность и неизменность информации при попытках несанкционированных воздействий на нее в процессе обработки или хранения.
Доступность - состояние информации, при котором субъекты, имеющие права доступа, могут реализовать их беспрепятственно.
Под актуальными угрозами безопасности персональных данных понимается совокупность условий и факторов, создающих актуальную опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным при их обработке в информационной системе, результатом которого могут стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение персональных данных, а также иные неправомерные действия.
Угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в ИСПДн, подразделяются на угрозы первого, второго, третьего типа.
Для определения актуальных угроз безопасности из общего перечня угроз безопасности выбираются только те угрозы, которые являются актуальными для ИСПДн в соответствии с Методикой определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденной ФСТЭК России 14 февраля 2008 года.
Основная часть угроз безопасности персональных данных в ИСПДн государственных органов относится к 3 типу, уровень защищенности ИСПДн государственных органов не выше 3 уровня защищенности (за исключением информационных систем, обрабатывающих специальные категории персональных данных регионального масштаба).
Основной целью применения в ИСПДн государственных органов СКЗИ является защита персональных данных при информационном обмене по сетям связи общего пользования и (или) сетям международного информационного обмена.
Основными видами угроз безопасности персональным данным в ИСПДн являются:
- угрозы, связанные с преднамеренными или непреднамеренными действиями лиц, имеющих доступ к информационным ресурсам ИСПДн, включая пользователей ИСПДн;
- угрозы, связанные с преднамеренными или непреднамеренными действиями лиц, не имеющих доступа к ИСПДн, угрозы из внешних сетей связи общего пользования и (или) сетей международного информационного обмена;
- угрозы, возникновение которых напрямую зависит от свойств техники и программного обеспечения, используемого в ИСПДн;
- угрозы, возникающие в результате внедрения аппаратных закладок и вредоносных программ;
- угрозы, направленные на нарушение нормальной работы технических средств и средств связи, используемых в ИСПДн;
- угрозы, связанные с недостаточной квалификацией обслуживающего ИСПДн персонала.
При определении актуальных угроз безопасности персональных данных используются следующие положения:
- при создании государственных информационных систем Республики Ингушетия государственные органы руководствуются Положением о координации мероприятий в сфере информатизации в Республике Ингушетия, утвержденным постановлением Правительства Республики Ингушетия от 3 марта 2015 г. N 41 "О координации мероприятий в сфере информатизации в Республике Ингушетия";
- единый подход к созданию, развитию (модернизации) и эксплуатации государственных информационных систем Республики Ингушетия, основанный на согласовании технологий обработки информации с органом исполнительной власти Республики Ингушетия, уполномоченным на осуществление деятельности в сфере информационных технологий;
- реализация единого порядка согласования технических заданий и технических проектов на создание информационных систем и входящих в их состав систем защиты информации с использованием некриптографических средств защиты информации (далее - СЗИ) и (или) с использованием СКЗИ.
4.2. Актуальные угрозы безопасности ИСПДн обеспечения типовой деятельности.
4.2.1. ИСПДн обеспечения типовой деятельности отличаются следующими особенностями:
- использование стандартных (унифицированных) технических средств обработки информации;
- использование типового программного обеспечения;
- наличие незначительного количества автоматизированных рабочих мест, участвующих в обработке персональных данных;
- дублирование информации, содержащей персональные данные, на бумажных носителях и внешних накопителях информации;
- незначительные негативные последствия для субъектов персональных данных при реализации угроз безопасности ИСПДн;
- эксплуатация ИСПДн (как правило) сотрудниками государственных органов без привлечения на постоянной основе сторонних организаций;
- жесткая регламентация процедуры взаимодействия со сторонними организациями (банки, пенсионные, страховые и налоговые органы, органы статистики).
4.2.2. Актуальными угрозами безопасности ИСПДн обеспечения типовой деятельности в государственных органах, учитывая положения, изложенные в настоящем разделе, признаются:
- угрозы непреднамеренного или преднамеренного вывода из строя технических средств и СЗИ;
- угрозы несанкционированного отключения СЗИ;
- угрозы, связанные с недостаточной квалификацией обслуживающего ИСПДн персонала;
- угрозы надежности технических средств и коммуникационного оборудования;
- угрозы легитимности программного обеспечения;
- угрозы достаточности и качества применяемых СЗИ и средств антивирусной защиты;
- угрозы создания способов, подготовки и проведения атак без привлечения специалистов в области разработки и анализа СКЗИ;
- угрозы создания способов, подготовки и проведения атак на различных этапах жизненного цикла СКЗИ;
- угрозы проведения атак с нахождением за пределами контролируемой зоны;
- угрозы получения из находящихся в свободном доступе источников, включая сети общего пользования и сети международного информационного обмена, информации об информационной системе, в которой используется СКЗИ;
- угрозы применения находящихся в свободном доступе или используемых за пределами контролируемой зоны аппаратных средств (далее - АС) и программного обеспечения (далее - ИО), включая аппаратные и программные компоненты СКЗИ и среду функционирования СКЗИ (далее - СФ), специально разработанных AC и ИО;
- угрозы проведения на этапе эксплуатации атаки из информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, если информационные системы, в которых используются СКЗИ, имеют выход в эти сети;
- угрозы использования на этапе эксплуатации находящихся за пределами контролируемой зоны AC и ИО из состава средств информационной системы, применяемых на местах эксплуатации СКЗИ штатных средств;
- угрозы проведения атаки при нахождении в пределах контролируемой зоны.
4.3. Актуальные угрозы безопасности ИСПДн обеспечения специальной деятельности.
4.3.1. ИСПДн обеспечения специальной деятельности отличаются следующими особенностями:
- использование широкой номенклатуры (зачастую уникальных) технических средств получения, отображения и обработки информации;
- использование специального (адаптированного под конкретную задачу) программного обеспечения;
- наличие значительного количества автоматизированных рабочих мест, участвующих в обработке персональных данных;
- построение ИСПДн на базе распределенной по территории республики вычислительной сети со сложной архитектурой;
- наличие выходов в сети общего пользования и (или) сети международного информационного обмена, локальные вычислительные сети сторонних организаций;
- использование разнообразной телекоммуникационной среды, принадлежащей различным операторам связи;
- широкое применение СЗИ, сертифицированных СКЗИ при информационном обмене по сетям связи общего пользования и (или) сетям международного информационного обмена;
- использование аутсорсинга при создании и эксплуатации ИСПДн и ее элементов;
- сложность дублирования больших массивов информации, содержащей персональные данные, на бумажных носителях и внешних накопителях информации;
- значительные негативные последствия при реализации угроз безопасности ИСПДн;
- риск недостаточной квалификации пользователей и обслуживающего ИСПДн и СЗИ персонала;
- проблемы взаимодействия различных ИСПДн, вызванные несовершенством действующего законодательства и ведомственных инструкций.
4.3.2. Актуальными угрозами безопасности ИСПДн обеспечения специальной деятельности в государственных органах, учитывая положения, изложенные в настоящем разделе, признаются:
- угрозы непреднамеренного или преднамеренного вывода из строя технических средств и СЗИ;
- угрозы несанкционированного отключения СЗИ;
- угрозы, связанные с недостаточной квалификацией обслуживающего ИСПДн персонала;
- угрозы надежности технических средств и коммуникационного оборудования;
- угрозы легитимности программного обеспечения;
- угрозы достаточности и качества применяемых СЗИ и средств антивирусной защиты;
- угрозы совершения атак на монитор виртуальных машин из физической сети;
- угрозы совершения атаки с виртуальной машины на другую виртуальную машину;
- угрозы совершения атаки на систему управления виртуальной инфраструктурой;
- угрозы создания способов, подготовки и проведения атак без привлечения специалистов в области разработки и анализа СКЗИ;
- угрозы создания способов, подготовки и проведения атак на различных этапах жизненного цикла СКЗИ;
- угрозы проведения атак с нахождением за пределами контролируемой зоны;
- угрозы получения из находящихся в свободном доступе источников, включая сеть "Интернет", информации об информационной системе, в которой используется СКЗИ;
- угрозы применения находящихся в свободном доступе или используемых за пределами контролируемой зоны AC и ИО, включая аппаратные и программные компоненты СКЗИ и СФ, специально разработанных AC и ИО;
- угрозы проведения на этапе эксплуатации атаки из информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, если информационные системы, в которых используются СКЗИ, имеют выход в эти сети;
- угрозы использования на этапе эксплуатации находящихся за пределами контролируемой зоны AC и ИО из состава средств информационной системы, применяемых на местах эксплуатации СКЗИ штатных средств;
- угрозы проведения атаки при нахождении в пределах контролируемой зоны.
5. Нормативные правовые акты и методические документы, использованные при разработке Актуальных угроз безопасности ИСПДн РИ
1. Федеральный закон N 152-ФЗ;
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
3. Приказ ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах";
4. Приказ ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
5. Приказ ФСБ России N 378;
6. Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденная ФСТЭК России 14 февраля 2008 г.
7. Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденная ФСТЭК России 15 февраля 2008 г.;
8. Методические рекомендации по составлению Частной модели угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных учреждений здравоохранения, социальной сферы, труда и занятости, утвержденные Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 23 декабря 2009 г.;
9. Указ Главы Республики Ингушетия от 1 декабря 2012 г. N 242 "О государственной информационной системе Республики Ингушетия "Народный контроль";
10. Постановление Правительства Республики Ингушетия от 27 декабря 2012 г. N 287 "О порядке эксплуатации государственной информационной системы Республики Ингушетия "Народный контроль";
11. Постановление Правительства Республики Ингушетия от 4 июня 2014 г. N 105 "О региональной системе межведомственного электронного взаимодействия Республики Ингушетия";
12. Постановление Правительства Республики Ингушетия от 3 марта 2015 г. N 41 "О координации мероприятий в сфере информатизации в Республике Ингушетия".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Ингушетия от 13 апреля 2017 г. N 61 "Об определении угроз безопасности персональных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.