По-видимому, в названии постановления и далее по тексту допущена опечатка. Вместо "части 1 статьи 11" имеется в виду "части 1 статьи 13"
Конституционный Суд Республики Ингушетия в составе Председателя А.К. Гагиева, судей И.Б. Доскиева, И.М. Евлоева,
с участием:
председателя Сунженского районного совета депутатов А.А. Умарова,
руководствуясь статьей 96 (пункт 1 части 2) Конституции Республики Ингушетия, пунктом 1 части 1 статьи 3, статьями 34, 70, 80-83 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности части 1 статьи 11 Устава сельского поселения Алкун Сунженского муниципального района Республики Ингушетия.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Сунженского районного совета депутатов. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Ингушетия оспариваемое заявителем нормативное положение.
Заслушав сообщение судьи-докладчика И.Б. Доскиева, выступление приглашенного в заседание представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия З.Б. Тутаевой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Ингушетия
установил:
1. В соответствии с частью 1 статьи 11 Устава сельского поселения Алкун Сунженского муниципального района Республики Ингушетия муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Алкунского сельского совета депутатов, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы депутатов проводятся по мажоритарной системе относительного большинства.
По мнению заявителя, оспариваемая уставная норма противоречит части 2 статьи 7, части 1 статьи 18 и части 2 статьи 102 Конституции Республики Ингушетия, так как она не определяет, по каким избирательным округам (одномандатным или многомандатным) должны проводиться выборы депутатов Алкунского сельского совета, что порождает правовую неопределенность и создает условия для ее произвольного правоприменения.
Конституционный Суд Республики Ингушетия, как следует из статьи 70 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия", принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению в обращении, оценивая при этом как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых норм. При принятии решения Конституционный Суд Республики Ингушетия не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении. Согласно статьям 80 и 81 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия" Конституционный Суд Республики Ингушетия по запросу органа местного самоуправления разрешает дела о соответствии Конституции Республики Ингушетия уставов муниципальных образований Республики Ингушетия.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Ингушетия по настоящему делу является норма части 1 статьи 11 Устава сельского поселения Алкун в той мере, в какой она, устанавливая, что выборы депутатов данного поселения проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, не определяет, по каким избирательным округам (одномандатным или многомандатным) должны проводиться такие выборы.
2. Свободные демократические выборы являются необходимым условием формирования легитимных государственных и муниципальных органов. Принципы и условия проведения таких выборов определяются как международно-правовыми нормами, так и нормами федерального и республиканского законодательства.
В соответствии с Конституцией Республики Ингушетия вся власть в Республике Ингушетия принадлежит народу, который осуществляет ее непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 4); в Республике Ингушетия граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 31), местное самоуправление осуществляется гражданами в городских, сельских поселениях и на иных территориях с учетом исторических и иных местных традиций путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и иные органы местного самоуправления (статья 102, часть 2; статья 103, часть 1).
В соответствии с этими конституционными положениями, право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, которое признается и гарантируется Конституцией Республики Ингушетия наряду с другими правами и свободами человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, представляет собой неотъемлемый элемент конституционно-правового статуса гражданина в демократическом обществе и призвано гарантировать каждому гражданину на основе принципа равенства право без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений участвовать в осуществлении местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей.
Этим положениям Конституции Республики Ингушетия корреспондируют соответствующие нормы Конституции Российской Федерации, Международного пакта о гражданских и политических правах (статья 25), а также Европейской хартии местного самоуправления, которая рассматривает местное самоуправление в качестве одной из основ любого демократического строя и устанавливает в числе демократических стандартов в этой области осуществление права на местное самоуправление советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования (статья 3).
3. Исходя из указанных конституционных и международно-правовых норм, а также статьи 104 Конституции Республики Ингушетия, предусматривающей запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией и законами Республики Ингушетия, предопределяется обязанность законодательных и представительных органов государственной и муниципальной власти обеспечить реализацию гражданами права на участие в осуществлении местного самоуправления, не допуская необоснованных ограничений и искажения самой сути этого права, с тем чтобы они не утратили свое реальное содержание.
В силу требований пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В этой связи законодатель Республики Ингушетия и представительные органы местного самоуправления муниципальных образований при регулировании вопросов организации и проведения муниципальных выборов должны руководствоваться положениями федерального законодательства, регламентирующего вопросы организации местного самоуправления и гарантий избирательных прав граждан. В соответствии с частью 3 статьей 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании; под избирательной системой понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.
При этом согласно части 3.2 статьи 23 данного закона выборы депутатов представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений (включая представительные органы городских округов) с численностью менее 15 депутатов, к числу которых относится и сельское поселение Алкун, проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.
4. Законом Республики Ингушетия от 8 июня 2009 года N 24-РЗ "О муниципальных выборах в Республике Ингушетия" определено, что выборы депутатов представительных органов муниципальных образований могут проводиться: по мажоритарной системе относительного большинства; по пропорциональной избирательной системе; по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе (часть 2 статьи 4). Избирательная система, которая применяется при проведении выборов депутатов представительного органа в конкретном муниципальном образовании, определяется уставом муниципального образования в соответствии с установленными настоящим Законом видами избирательных систем (часть 4 статьи 4).
При проведении выборов депутатов представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений (включая представительные органы городских округов) с численностью менее 15 депутатов применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства (часть 6 статья 4).
Алкунский сельский совет депутатов, действуя в рамках своих полномочий, предоставленных Конституцией Республики Ингушетия, федеральным и республиканским законодательством, закрепил в уставе данного муниципального образования, что муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Алкунского сельского совета депутатов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы депутатов проводятся по мажоритарной системе относительного большинства.
Решением Алкунского сельского совета депутатов от 27 октября 2014 г. N 2/26-2 "Об образовании избирательного округа муниципального образования "Сельское поселение Алкун" для проведения выборов депутатов Алкунского сельского совета утверждена схема многомандатного избирательного округа.
Такое правовое регулирование, которое призвано обеспечить надлежащие условия для реализации конституционных избирательных прав граждан и в то же время гарантировать самостоятельность местного самоуправления, соответствует нормам международного права, федерального и республиканского законодательства, и как таковое не противоречит Конституции Республики Ингушетия.
5. В статьях 1, 7 и 18 Конституции Республики Ингушетия закреплены принципы верховенства права и равенства всех перед законом и судом, из которых вытекает обращенное к органам государственной власти и местного самоуправления Республики Ингушетия требование формальной определенности, ясности, четкости и непротиворечивости издаваемых ими нормативных правовых актов. В целях реализации данных конституционных принципов органы законодательной, исполнительной власти и органы местного самоуправления Республики Ингушетия должны осуществлять свою правотворческую деятельность таким образом, чтобы принимаемые ими нормативные акты с необходимой степенью определенности регулировали соответствующие правоотношения, не содержали правовых норм, имеющих неоднозначное толкование либо допускающих возможность принятия правоприменительными органами произвольных решений. Иное означало бы недопустимое в правовом государстве умаление конституционных прав граждан.
Конституционный Суд Республики Ингушетия неоднократно отмечал в своих решениях (постановления от 29 июня 2010 года N 1-П, от 6 сентября 2011 года N 2-П, от 19 декабря 2016 года N 13-П и др.), что содержание нормативных правовых актов должно отвечать общеправовому критерию определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, основанному на конституционном принципе равенства всех перед законом и судом (часть 1 статьи 18 Конституции Республики Ингушетия). В противном случае создаются условия для произвольного правоприменения и нарушения конституционных прав и свобод граждан.
Частью 1 статьи 11 Устава сельского поселения Алкун установлено, что выборы депутатов в данном поселении проводятся по мажоритарной системе относительного большинства. В абзаце 2 этой части указано, что схема избирательных округов для проведения выборов депутатов сельского совета депутатов утверждается Алкунским сельским советом депутатов в соответствии с порядком и сроками, установленными статьей 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьей 14 Закона Республики Ингушетия от 8 июня 2009 года N 24-РЗ "О муниципальных выборах в Республике Ингушетия".
В соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. Избирательная комиссия, организующая выборы в представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе. Схему, представленную избирательной комиссией, утверждает представительный орган муниципального образования.
Важнейшим элементом избирательного процесса на выборах любого уровня является вид избирательного округа. Исходя из этого определяются условия признания кандидата, кандидатов избранными, а также порядок распределения депутатских мандатов, что вытекает, в частности, из положений части 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Из системного толкования указанных законоположений следует, что схема избирательных округов должна содержать указание на вид избирательных округов - одномандатные и (или) многомандатные. Определение вида избирательного округа, по которому проводятся муниципальные выборы, является прерогативой представительного органа местного самоуправления, а не избирательной комиссии муниципального образования. Следовательно, избирательная комиссия муниципального образования (или территориальная избирательная комиссия, на которую возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования) при подготовке схемы избирательных округов должна руководствоваться положениями устава сельского поселения, определяющими соответствующий вид этих округов.
Отсутствие в Уставе сельского поселения Алкун нормы, определяющей вид избирательных округов при проведении выборов депутатов сельского совета, может привести к принятию избирательной комиссией произвольных решений при подготовке схемы избирательных округов. Такое правовое регулирование реализации участниками избирательного процесса своих прав и обязанностей не согласуется с конституционным правом на осуществление местного самоуправления, не отвечает критериям определенности и недвусмысленности и тем самым противоречит части 1 статьи 18 Конституции Республики Ингушетия во взаимосвязи с частью 2 статьи 102.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 68-71, 75, 83 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия", Конституционный Суд Республики Ингушетия
постановил:
1. Признать часть 1 статьи 11 Устава сельского поселения Алкун Сунженского муниципального района Республики Ингушетия не соответствующей части 1 статьи 18 Конституции Республики Ингушетия во взаимосвязи с частью 2 статьи 102 в той мере, в какой она, устанавливая вид избирательной системы, не определяет вид избирательных округов (одномандатный или многомандатный) для проведения выборов депутатов Алкунского сельского совета.
2. Алкунскому сельскому совету депутатов надлежит в соответствии с требованиями Конституции Республики Ингушетия и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Республики Ингушетия, изложенными в настоящем Постановлении, - внести в Устав сельского поселения Алкун Сунженского муниципального района Республики Ингушетия изменения, вытекающие из данного постановления.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 74 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Ингушетия. Постановление должно быть также опубликовано в Вестнике Конституционного Суда Республики Ингушетия и на официальном сайте Конституционного Суда Республики Ингушетия в сети Интернет (www.ks-ri.ru).
Председатель |
А.К. Гагиев |
Судьи |
И.Б. Доскиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Ингушетия от 10 мая 2018 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 11 Устава сельского поселения Алкун Сунженского муниципального района Республики Ингушетия, в связи с запросом Сунженского районного совета депутатов"
Настоящее постановление вступает в силу с 10 мая 2018 г.
Текст постановления опубликован в интернет-газете "Ингушетия" (www.gazetaingush.ru) от 14 мая 2018 г., в газете "Сердало" от 19 мая 2018 г. N 74-75