Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Гарант" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений 1-го этажа пищеблока (изв. N 0356100015223000004),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 21.11.2023 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 23.11.2023 с целью изучения документов и анализа материалов обращения и принятия решения.
Согласно извещению N0356100015223000004 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту помещений 1-го этажа пищеблока. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 569 696,53 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
28.04.2023 г. между Заказчиком и ООО "Гарант" (далее - Подрядчик, Общество) заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту помещений 1-го этажа пищеблока (далее - Контракт) на сумму 2 464 303,02 руб.
Условия Контракта, права и обязанности сторон, сроки выполнения работ, порядок сдачи приемки работ, указаны в разделе N 1, 4, 5, 6,7 Контракта соответственно.
В частности, в условиях Контракта указано следующее:
1.2. Исполнитель обязуется выполнить работы качественно, собственными силами и средствами, в полном объеме в соответствии с условиями государственного контракта (приложениями N 1,2 к Контракту), который является неотъемлемой частью настоящего государственного контракта, а "Государственный заказчик" обязуется принять результат работ и оплатить обусловленную цену.
6.1 Исполнитель обязуется оказать услугу Государственному заказчику в срок не позднее 01.10.2023.
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 03.11.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 14 Контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 03.11.2023 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 14.11.2023 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Информация об ООО "Гарант" направлена в адрес Пермского УФАС России 16.11.2023 г. посредством функционала единой информационной системы.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Из решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что в адрес Общества направлялась претензия N 60/43/15-2899 от 31.08.2023, в которой, опираясь на пояснения ООО "Гарант" и обстоятельства по выполнения работ, Подрядчику было предоставлено время для ускорения процесса выполнения работ. Также было предложено предоставить письменные пояснения по данным фактам и план текущих работ.
Также в адрес Подрядчика была направлена претензия N 60/43/15-3727 от 30.10.2023 г., согласно которой Обществу предлагалось для своевременной оплаты частично выполненных работ направить в адрес Заказчика дополнительное соглашения на изменение объемов и видов работ, указанных в смете с дополнительными работами и после подписания соответствующего дополнительного соглашения Заказчиком, выставить в адрес Заказчика документы о приемке на сумму 87 724 (восемьдесят семь тысяч семьсот двадцать четыре) рубля 76 копеек. Однако ответа на данную претензию не поступало.
По состоянию на 03.11.2023 обстоятельства, предусмотренные условиями Контракта, выполнены не были.
На основании вышеуказанного, Заказчиком 03.11.2023 г. было сформировано и размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В свою очередь, представитель Общества в ходе рассмотрения обращения и в письменных пояснениях указал следующее.
В ходе работ Подрядчиком было установлено, что содержимое Технического задания, локальных сметных расчетов не соответствуют фактическим параметрам объекта и работ. Так же была выявлена необходимость в производстве работ, изначально контрактом не предусмотренных, но необходимых для выполнения основных работ и достижения надлежащих результатов.
Подрядчиком в адрес Заказчика было направлено письмо (исх. N 0409/23 от 04.09.2023 года), в котором была обозначена необходимость в выполнении дополнительных работ, а также необходимость в увеличении сроков выполнения работ.
Представитель Общества отметил, что таким образом, ими был зафиксирован факт наличия помех для непосредственного производства работ, и работы классифицировались как приостановленные, с даты обнаружения обозначенных выше обстоятельств.
Таким образом, нарушение сроков было спровоцировано невозможностью выполнять работы, отсутствием действий Заказчика, направленных на корректировку и согласование технической документации.
При непосредственном взаимодействии представителей Подрядчика и Заказчика, ответственных за исполнение контракта, была достигнута договоренность, в том числе, о необходимости в выполнении дополнительных работ, после чего Подрядчик приступил к их выполнению.
В ходе рассмотрения обращения представитель Общества также пояснил, что ими был подготовлен локальный сметный расчет по выполнению дополнительных работ по контракту на сумму 245 000 руб (в материалы обращения приложен соответствующий документ) и направлен на согласование в адрес Заказчика.
Поскольку время на выполнение дополнительных работ не было учтено контрактом, и окончание объема основных работ к сроку, установленному контрактом, является невозможным, Подрядчик обратился к Заказчику с инициативой о продлении сроков окончания работ, надлежащим образом это обосновав.
Но впоследствии, Заказчик заблокировал доступ Подрядчика на объект, не предоставил возможности продолжать работы, тем самым у Подрядчика физически отсутствовала возможность выполнять работы по контракту. Причем заблокированным стало имущество Подрядчика, находящееся на объекте материалы, необходимые для выполнения работ, оборудование и инструменты.
По мнению представителя Общества, Заказчик не дает Подрядчику завершить работы, удерживает у себя имущество Подрядчика, приводит недостоверную и необоснованную информацию.
Также представитель Подрядчика указал, что Обществом в адрес Заказчика был направлен ряд официальных писем, уведомлений и разъяснений, о чем в материалы обращения приложены соответствующие письма.
Представитель ООО "Гарант" также указал, что необходимые материалы для выполнения работ были закуплены, доставлены на объект, но Заказчиком доступ к ним был заблокирован.
На доводы, изложенные Подрядчиком, представителем Заказчика в письменных пояснениях было указано следующее.
Непосредственно к исполнению контракта ООО "Гарант" приступило в июле 2023 года. До этого времени представители Подрядчика заверяли представителей Заказчика путем телефонных переговоров, что все сроки проведения работ будут соблюдены.
Также, учитывая немалый объем работ по Контракту Подрядчику необходимо было грамотно распределить свои ресурсы и соблюдать график выполнения работ. При всем этом на объекте постоянно работал лишь один представитель Подрядчика, многие другие представители Общества не задерживались на объекте более десяти дней. Также были рабочие дни, когда никто из работников Подрядчика на объекте не присутствовал. Помимо этого, также присутствовала проблема с поставками материалов на объект, случались простои в работе. В связи с этим темпы выполнения работ оставались на низком уровне. И к моменту наступления срока выполнения работ, а именно 01.10.2023 уровень готовности объекта составил порядка 12 % от общего объема работ. Создавался высокий риск не освоения денежных средств на конец финансового года. Поэтому Заказчиком было принято решение об одностороннем расторжении контракта. Также, те услуги, которые были оказаны (частично) не соответствуют Строительным нормам и правилам 3.04.01-87 по контролю качества укладки плитки, швы между изделиями не выглядят одинаково, зазоры между стенами и плиткой не полностью заполнены раствором. Плитка на стенах выложена с явными признаками "волн", нет выравнивания поверхности стен. Напольная плитка выложена с перепадами по высоте между отдельными плитками до 2-3 мм.
Исполнителем в ответ на запрос Заказчика не был предоставлен график выполнения работ в ответ на претензию N 60/43/15-2899 от 31.08.2023, в которой опираясь на пояснения и обстоятельства по невыполнению работ Подрядчику было предоставлено время для ускорения процесса выполнения работ.
Таким образом Подрядчик неоднократно нарушил сроки контракта и не соблюдал качество выполнения работ, нарушения подтверждаются направленной в адрес Подрядчика и промежуточными осмотрами выполнения работ приемочной Государственного Заказчика.
Комиссией Заказчика осуществлены замеры помещений (в которых на текущую дату производился ремонт) и подлежат приемке выполненные работы на сумму 87 724 (восемьдесят семь тысяч семьсот двадцать четыре) рубля 76 копеек. Для своевременной и полной оплаты оказанных услуг ООО "Гарант" необходимо было выставить в адрес Заказчика документы на вышеуказанную сумму в электронной форме в соответствующем разделе Единой информационной системы (ЕИС). Однако до вступления в силу решения об одностороннем расторжении контракта Подрядчик не выставил данные документы в ЕИС.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно условий контракта и требований проектно-сметной документации, а также причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
В силу пп. "б", "в" п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Гарант" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Гарант" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 ноября 2023 г. N РНП-59-402
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2023