Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение (вх. N 17560/23) МКУ "УЭАЗ" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Бикбова А.А. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по мытью окон (изв. N 0856300001123000052),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 23.11.2023 г. в 16:00 ч.
В ходе заседания был объявлен перерыв до 27.11.2023 г. с целью принятия решения.
Согласно извещению N 0856300001123000052 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по мытью окон. Начальная (максимальная) цена контракта - 949 947,83 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
28.07.2023 г. между Заказчиком и ИП Бикбовым А.А. (далее - Исполнитель, Предприниматель) заключен контракт на оказание услуг по мытью окон на сумму 899 999,00 руб. (далее - Контракт).
Условия Контракта, порядок и сроки приемки, права и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 3, 4 Контракта соответственно.
В частности, в условиях Контракта указано следующее:
1.3. Объем услуг, требования к качеству, порядку оказания услуг, результату услуг определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.4. Срок начала оказания услуг: С даты заключения Контракта (срок начала оказания услуг не может быть ранее даты заключения Контракта).
1.5. Срок окончания оказания услуг: 30.09.2025 г.
В связи с тем, что Исполнителем были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из пояснений представителей Заказчика, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что Заказчиком в адрес Исполнителя 12.09.2023 была направлена заявка на оказание услуг по мытью окон в рамках муниципального контракта N 0856300001123000052 от 28.07.2023. Исполнителем были вымыты окна общей площадью 500 кв. м в период 31.09.2023 г. - 01.10.2023 г. с нарушением сроков, предусмотренных контрактом. Вследствие неисполнения Исполнителем условий контракта учреждением 24.10.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. При этом со стороны Исполнителя не были предприняты все необходимые действия и меры для надлежащего исполнения условий контракта и устранения причин, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта. Кроме того, 28 и 29 октября 2023 года Исполнителем проводилось мытье окон при отрицательных температурах воздуха. Окна не были помыты в полном объеме. Помытые окна имели разводы и загрязнения.
В присутствии представителя Исполнителя сотрудниками учреждения были осмотрены помытые окна и зафиксированы нарушения, которые представитель Исполнителя не оспаривал. Также Исполнителем было направлено в адрес Заказчика письмо о допуске сотрудников Исполнителя для мытья окон, были представлены согласования с ГИБДД по использованию автовышек в период 16-19 ноября 2023 года. 17 ноября 2023 года совместно с представителем Исполнителя Заказчиком оценивалось качество мытья окон. Мытье окон было осуществлено некачественно, с чем согласился представитель Исполнителя. 17-19 ноября 2023 года Исполнитель не осуществлял мытье окон. Таким образом со стороны Исполнителя не предпринимались меры для устранения причин, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта.
На основании вышеуказанного, Заказчиком 07.11.2023 г. было сформировано и размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 07.11.2023 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 20.11.2023 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
20.11.2023 г., информация об Обществе направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии ИП Бикбов А.А. пояснил, что работы по контракту N 0856300001123000052 от 28.07.2023 были выполнены в полном объеме, а задержка исполнения услуг возникла по причине отсутствия согласования услуг со стороны ГИБДД по Пермскому краю, ввиду проведения форумов и приема высокопоставленных лиц в городе. Исполнитель начал получение разрешения начиная с момента получения заявки по контракту (12 сентября 2023 г.). Получение согласованных схем на работы проводится лично с главным инспектором ГИБДД отдела согласования в каб. N2 по адресу: Пермская 2а с 14:00 по 15:00. О проблемах получения разрешения постановки автовышки на проезжую часть Предприниматель сообщил Заказчику в письме N39 от 23.10.2023 г. (ответ на заявку о выполнении работ N059-31/1-1-12-404 от 12.10.2023). В период ожидания согласования работ со стороны ГИБДД Исполнитель оказал услуги по мытью окон в дворовой части, так как согласование ГИБДД там не требуется. Заказчик принял работы в объеме 500м2,что подтверждается актом контрольной проверки от 10.10.2023 г. 28 октября был получен первый согласованный день со стороны ГИБДД, 28 октября исполнитель беспрепятственно оказывал услуги, однако начиная с 29 октября 2023 г. представитель Заказчика начал препятствовать к оказанию услуг. Заказчику были направлены письма-претензии N78 от 14.11.2023 г.; ответ на претензии-обращение N1, Исх. N79 от 14.11.2023 г.; ответ на акт контрольной проверки - обращение N2, Исх. N80 от 14.11.2023 г.; претензия -обращение N3, Исх. N82 от 14.11.2023 г.; запрос на допуск для оказания услуг - обращение N4, Исх. N83 от 17.11.2023 г.; претензия - обращение N5. Но многие обращения остались без ответа. Лишь 16 ноября 2023 г. Заказчиком в адрес Предпринимателя был направлен ответ о беспрепятственном допуске к оказанию услуг и приемке работ 20 ноября в светлое время суток. Исполнитель оказал услуги в полном объеме до 20 ноября. В письмах Исх. N85 от 17.11.2023 г. Прошение о полной приемке работ - обращение N6; Исх. N86 от 17.11.2023 г. - Прошение о приемке оказанных услуг - обращение N7; Исх. N86 от 19.11.2023 г. - Ответ на уведомление о удержании д/с - обращение N8; Исх. N91 от 23.11.2023 г. - Претензия о отсутствии приемки фасадной стороны - обращение N9 Исполнитель уведомил о полном завершении работ на фасадной части, (т.е. полное оказание услуг по контракту) однако Заказчик не инициировал приемку работ и не направил мотивированный отказ. На момент рассмотрения обращения работы по контракту выполнены в полном объеме.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, фото и видеозаписи, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника конкурса в реестр недобросовестных поставщиков.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - ПП РФ N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Предпринимателем, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Бикбове А.А. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Бикбове А.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 ноября 2023 г. N РНП-59-405
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2023