Инспекция Ленинградского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", в присутствии представителей по доверенности:
от Заявителя - ООО "УНЦИБ":
в отсутствие представителей от Заказчика, извещенного о времени и месте заседания Инспекции надлежащим образом,
по информации, поступившей в Ленинградское УФАС России, на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 463 от 26.11.2021 (далее - Приказ) и в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним Уведомление о проведении внеплановой камеральной проверки решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ N 1576) в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Заказчика при проведении закупки "Обучение по курсу: "Информационная безопасность. Обеспечение защиты информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, криптографическими и некриптографическими методами""
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
13.11.2023 на официальном сайте агрегатора торговли Ленинградской области-ЭМЛО (Электронный магазин Ленинградской области) размещено извещение о проведении закупки N 113632-23LO.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) регулируется пунктами 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, которые предполагают:
- осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа;
- осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.
Инспекция проверила результаты закупки N 113632-23LO и выявила, что всего было подано 3 оферты, Заказчик принял предложение
N |
Дата подачи |
Поставщик |
Сумма |
Статус |
180851 |
14 ноября 2023 г. 8:49 |
НОЧУ ДПО ЦПК "Учебный центр "ИнфоТеКС" |
120 000,00 руб. |
Предложение принято |
В настоящем случае Заказчиком применен неконкурентный способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Анализ п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе делает лишь исключение на сумму такой закупки и годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта.
Закон о контрактной системе не содержит иных ограничений на осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме указанных в пунктах 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.10.2015 N Д28и-3179, письме ФАС России от 25.04.2017 исх. N РП/27902/17.
При этом ст. 93 Закона о контрактной системе не определены порядок и критерии отбора участников закупки у единственного поставщика в случае закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, как и не определены требования к содержанию и необходимость формирования документации о закупке.
Правила осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ленинградской области в случаях, установленных п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе определяются в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 24 февраля 2014 года N 32 "О порядке функционирования и использования региональной информационной системы Ленинградской области "Государственный заказ Ленинградской области" (далее - Постановление Правительства Ленинградской области N32).
Для реализации Постановления Правительства Ленинградской области N32 разработан регламент работы в агрегаторе торговли Ленинградской области "Электронный магазин Ленинградской области" (далее - Регламент), который регулирует вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением осуществления закупок у единственного поставщика, проводимых для нужд Ленинградской области с использованием Агрегатора торговли Ленинградской области "Электронный магазин Ленинградской области", имеющего адрес в сети "Интернет": https://zakupki.lenreg.ru.
Согласно п. 9.7 Регламента Заказчик осуществляет действия по выбору поставщика в электронном магазине самостоятельно, а именно.
9.7 Действия Заказчика при выборе предложений:
- 9.7.1 Заказчик может просматривать витрину "Предложения" и самостоятельно выбирать Поставщиков, которые предлагают товары, работы, услуги, в соответствии с условиями осуществляемой закупки, добавляя их в корзину.
- 9.7.2 После добавления предложений в корзину Заказчик вправе сформировать заказ для отправки Поставщику без обязательного получения оферт Поставщиков на размещенную Закупку.
- 9.7.3 Формирование заказа возможно только при условии полного соответствия выбранных предложений одного Поставщика спецификации осуществляемой закупки.
- 9.7.4 Подтверждение заказа и переход к подписанию договора возможен только после окончания срока подачи оферт, установленного в условиях осуществляемой закупки.
- 9.7.5 Формирование заказа через витрину "Предложения" в ЭМ осуществляется согласно соответствующему Руководству пользователя.
В соответствии с п. 10.2.2 Регламента Заказчик осуществляет выбор оферты, руководствуясь нормами действующего законодательства.
Исходя из положений ст. 93 Закона о контрактной системе Заказчик не ограничен в выборе оферты исходя из цены, то есть в рассматриваемом случае вправе заключить контракт с любым из участников рынка.
Исходя из чего, выбор оферт в агрегаторе обусловлен не ценой, а совокупностью факторов: качеством товара, деловой репутацией, возможностью поставщика поставить товар в тот же день и другими конкурентными преимуществами.
Таким образом, Инспекция, учитывая, что рассматриваемая закупка размещена заказчиком в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, и закупка не сопровождается теми необходимыми нормами, которые оформляют конкурентную закупку, для размещения используется электронный магазин, то действия Заказчика не нарушают положения Закона о контрактной системе.
Из всего вышеизложенного, законодательство о контрактной системе в сфере закупок не содержит ограничений по алгоритму определения единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупкам, осуществляемым в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, по своему правовому смыслу, представляет собой право заказчика заключить прямой договор с любым хозяйствующим субъектом на любых условиях исходя из своей потребности и принципов осуществления закупки. Торговая площадка юридически является лишь механизмом поиска такого единственного поставщика и позволяет среди предложений на рынке товаров, работ, услуг отобрать наиболее выгодное для Заказчика с учетом установленных им требований.
Законодательство о контрактной системе в сфере закупок не содержит каких-либо ограничений к установлению требований к товару при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Само по себе отклонение оферты Заявителя с указанием причины: "неизвестный исполнитель" не нарушает права Общества, поскольку в данном случае Заказчик руководствовался тем, что ранее никогда не работал с Заявителем и каким образом он будет оказывать услуги ему неизвестно, в результате выбрал исполнителя с которым ранее взаимодействовал, что с учетом изначально проведения закупки неконкурентным способ не нарушает Закон о контрактной системе.
Исходя из чего, Заказчик наделен правом не принимать ни одну из оферт, либо принимать любую исходя из своих потребностей.
На основании изложенного и, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Инспекция
РЕШИЛА:
В действиях Заказчика - ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТА, нарушений Закона о контрактной системе при осуществлении закупки не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 22 ноября 2023 г. N 047/10/99-3754/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2023