На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссий ФАС России по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Экодом" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГКУ "Дагестанавтодор" (далее - Заказчик), Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом ООО "АГЗ РТ" (далее - Оператор специализированной электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения Республики Дагестан в 2024-2025 гг. (реестровый номер закупки на сайте Оператора электронной площадки - 0803200014723000193) (далее соответственно - Конкурс, Извещение),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России обращения, содержащего информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, которые неправомерно укрупнили объект закупки на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 04.12.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 06.12.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 07.11.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) максимальное значение цены контракта - 1 844 597 664 руб.;
4) начальная сумма цен товара, работы, услуги - 2 554 715 610,55 руб.;
5) источник финансирования - бюджет субъекта Российской Федерации, КБК - 76504091530020760244;
6) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 23.11.2023;
7) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
8) дата рассмотрения оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 23.11.2023;
9) по результатам рассмотрения заявок участников закупки 2 заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
10) победителем Конкурса признано АО "РСУ" с предложением начальной суммы цены товара, работы, услуги - 2 554 715 610,55 руб.
Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в рамках исполнения государственного контракта неправомерно объединено выполнение работ по содержанию автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения, что ограничивает количество потенциальных участников и не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким дополнительным требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению N 2571 в случае проведения закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги, участник закупки должен обладать опытом выполнения работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Согласно Извещению объектом закупки является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения Республики Дагестан (далее - Работы).
Кроме того, в соответствии с Извещением к участникам закупки установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению N 2571.
В целях недопущения ограничения количества участников закупок на выполнение работ по содержанию (ремонту) автомобильных дорог в Российской Федерации в письме ФАС России от 26.07.2023 N МШ/59508/23 изложена позиция по вопросу формирования объекта закупки при проведении таких закупок, в соответствии с которой для автомобильных дорог в субъекте Российской Федерации I - III климатической зоны начальная (максимальная) цена одного объекта закупки (максимальное значение цены контракта) не должна превышать 1,2 млрд. рублей.
На заседании Комиссии установлено, что выполнение Работ осуществляется на территории I климатической зоны.
Кроме того, согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, население столицы Республики Дагестан - города Махачкала, составляет менее 1 млн. человек.
Вместе с тем согласно Извещению максимальное значение цены контракта составляет 1 844 597 664 руб., обеспечение заявки на участие в Конкурсе установлено в размере 9 222 988,32 руб.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что формирование Заказчиком, Уполномоченным органом объекта закупки на выполнение Работ с максимальным значением цены контракта в размере 1 844 597 664 руб. приводит к увеличению объема оказываемых услуг, суммы обеспечения заявки, суммы обеспечения исполнения государственного контракта (в случае установления обеспечения исполнения контракта), а также цены выполненных работ по контрактам (договорам), предъявляемым участниками Конкурса для подтверждения соответствия дополнительному требованию по позиции 18 приложения к Постановлению N 2571.
С учетом изложенного, формирование Заказчиком, Уполномоченным органом объекта закупки на выполнение Работ не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, ведет к отказу от участия в Конкурсе заинтересованных лиц, и, как следствие, приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа ненадлежащим образом сформировавших объект закупки, ограничивают число участников закупки, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрено частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 06.12.2023 по делу N 23/44/99/146 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 декабря 2023 г. N 23/44/99/146
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2023