Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о включении ООО "ПеровоСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0860200000823000981 "Приобретение жилого помещения (квартиры) путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома в г. Балашов Саратовской области для последующего предоставления детям-сиротам и лицам из их числа" (далее - Информация),
УСТАНОВИЛА:
22.11.2023 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее - Заказчик) представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "ПеровоСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0860200000823000981 "Приобретение жилого помещения (квартиры) путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома в г. Балашов Саратовской области для последующего предоставления детям-сиротам и лицам из их числа" (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
16.02.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком Аукциона является Министерство строительства и жилищнокоммунального хозяйства Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 752 386,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.03.2023 NИЭА1 ООО "ПеровоСтрой" (далее Общество, Исполнитель) признано победителем Аукциона.
13.03.2023 между Заказчиком и Обществом по итогам проведения электронного аукциона заключен контракт N 08602000008230009810001 (реестровый номер 2645291171523000050) на приобретение жилого помещения (квартиры) путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома в г. Балашов Саратовской области для последующего предоставления детям-сиротам и лицам из их числа (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1. Контракта Предметом настоящего Контракта является участие Сторон в долевом строительстве: однокомнатной квартиры (далее - жилое помещение, объект долевого строительства) в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке с кадастровым номером земельного участка 64:41:000000:28110, с последующим переходом в государственную собственность Саратовской области в порядке и на условиях, определенных настоящим Контрактом:
- жилое помещение общей площадью 39кв.м., расположенное по адресу: РФ,Саратовская обл., г. Балашов, ул. Спортивная, дом 11, корпус 4, кв. 2.
Права Застройщика на строительство жилого дома и последующую передачу в государственную собственность Саратовской области Участнику долевого строительства жилого помещения подтверждаются следующими документами:
- разрешение на строительство от 01 декабря 2022 года N 64-41-26-2022;
- документ, подтверждающий право на земельный участок: договор арендыземельного участка N 7/22 от 11 марта 2022 г.;
- иными документами, оформляемыми и получаемыми Застройщиком вустановленном порядке.
Согласно п. 2.1. Контракта стоимость одного квадратного метра общей площади на момент заключения настоящего Контракта составляет 70 574 (семьдесят тысяч пятьсот семьдесят четыре) рубля. Во исполнение постановления Правительства РФ от 10.06.2011 года N 460 стоимость 1 кв. метра общей площади приобретаемого жилого помещения не превышает средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения в размере 70 574,00 рубля, указанной в Приказе министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2022 года N 1111/пр, "О НОРМАТИВЕ СТОИМОСТИ ОДНОГО КВАДРАТНОГО МЕТРА ОБЩЕЙ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2023 ГОДА И ПОКАЗАТЕЛЯХ СРЕДНЕЙ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ОДНОГО КВАДРАТНОГО МЕТРА ОБЩЕЙ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА I КВАРТАЛ 2023 ГОДА".
В соответствии с пп. 3.1.1. - 3.1.4. Застройщик обязуется:
3.1.1. Осуществить подготовку и согласование всей необходимой документации, связанной со строительством и вводом в эксплуатацию жилого дома в срок "02" апреля 2023 года
3.1.2. Осуществить ввод жилого дома в эксплуатацию с получением всей необходимой в соответствии с действующим законодательством документацией в срок "02" апреля 2023 года.
3.1.3. Передать Участнику долевого строительства в срок "02" апреля 2023 года жилое помещение по документу о приемке, предусмотренному пунктом 4.2.
Контракта, в состоянии, соответствующем условиям Контракта, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям, предусмотренным законодательствам Российской Федерации.
Установка сантехники, межкомнатных дверей, окон, газовой (или электрической) плиты, оклейка обоями, укладка линолеума, монтаж: электропроводки, электроприборов, системы отопления, системы водоснабжения и канализации, осуществляется Застройщиком.
3.1.4. Представить Участнику долевого строительства до "17" марта 2023 года документы, необходимые для регистрации Контракта в органе, осуществляющем его государственную регистрацию.
Согласно п. 4.1. Контракта порядок приемки Участником долевого строительства жилого помещения заключается в проверке комплектности и качества передаваемого жилого помещения требованиям стандартов и условиям Контракта и в подписании Сторонами документа о приемке, предусмотренного пунктом 4.2 Контракта.
Застройщик обязан в момент передачи жилого помещения передать Участнику долевого строительства:
- оригинал кадастрового паспорта на жилое помещение;
- экземпляр разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Согласно п. 4.3. Контракта Застройщик в соответствии с условиями Контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также к установленному Контрактом сроку обязан предоставить Участнику долевого строительства жилое помещение, предусмотренное Контрактом, при этом Участник долевого строительства обязан обеспечить приемку жилого помещения в соответствии с Контрактом.
Как следует из письма от 20.09.2023 N 21605 направленного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в адрес Общества в соответствии с п. 3.1.3 Контракта Общество обязано передать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в срок "02" апреля 2023 года жилое помещение по документу о приемке. По состоянию на 20 сентября 2023 года жилые помещения по Контракту не переданы. До 25 сентября 2023 года Заказчик попросил предоставить информацию о сроке передачи жилых помещений.
По вопросу пропуска срока передачи жилых помещений Общество пояснило, что разрешение на строительство N 64-41-25-2022 было получено 23 ноября 2022 года.
Указанное разрешение было продлено до 26.11.2023 года.
Разрешение на строительство N 64-41-26-2022 было получено 01 декабря 2022 года.
Указанное разрешение было продлено до 03.08.2023 года.
Факт завершения строительства указанных объектов подтверждается техническими планами здания, выданным ООО "Правовое бюро оценки и недвижимости", а также заключениями экспертов.
07 августа 2023 года ООО "ПеровоСтрой" обратилось в адрес Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию завершенных строительством объектов капитального строительства.
Уведомлениями N 2103-25 и N 2104-25 от 09 августа 2023 года уполномоченный орган отказал в выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, в связи с отсутствием документов, предусмотренных п. 1 ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Представитель Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области пояснил, что данный отказ обусловлен отсутствием разрешения о вводе вышеуказанных объектов в эксплуатацию со стороны Инспекции государственного строительного контроля Саратовской области.
По состоянию на 09.11.2023 обязательства по Контракту Обществом не исполнены.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.3. Контракта Участник долевого строительства вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
Согласно п. 11.3.1. Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения обязательств по Контракту, в том числе в случае нарушении условий Контракта Застройщиком.
09.11.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением Исполнителем Контракта.
09.11.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 09.11.2023.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым 21.11.2023.
Как следует из решения об одностороннем отказе согласно условиям государственных контрактов, жилые помещения 1, 2, 3,4 по адресу: РФ, Саратовская обл., г. Балашов, ул. Спортивная, дом 11, корпус 3 должны быть переданы "24" марта 2023 года, жилые помещения 1,2,3,4 по адресу: РФ, Саратовская обл., г. Балашов, ул. Спортивная, дом 11, корпус 4 должны быть переданы "02" апреля 2023 года.
В поданной заявке на участие в электронном аукционе ООО "ПеровоСтрой" указало: "срок передачи Объекта долевого строительства - "02" апреля 202З года", "срок ввода многоквартирного дома в эксплуатацию согласно проектной декларации "02" апреля 2023 года. Соответствующие условия отражены в государственном контракте.
На момент 09.11.2023 ввод жилого дома в эксплуатацию с получением всей необходимой в соответствии с действующим законодательством документацией не осуществлен, жилые помещения не переданы.
Жилое помещение общей площадью 39 кв,м,, расположенное по адресу: РФ, Саратовская обл., г. Балашов, ул. Спортивная, дом 11, корпус 4, кв. 2 участнику долевого строительства по документу о приемке, предусмотренному государственным контрактом, в состоянии, соответствующем условиям государственного контракта, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации не передано.
Таким образом, ООО "Перовострой" не исполнены обязательства по передаче объектов долевого строительства в срок, превышающий установленный государственным контрактом срок передачи такого объекта на два месяца. На основании вышеизложенного министерством принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта в соответствии с п. 11.3 контракта.
Согласно пояснениям представителя Общества, Исполнитель - Застройщик весь период действия контракта совершал все зависящие от него действия для сдачи объекта в эксплуатацию и передачи его Заказчику.
31.03.2023 Застройщиком был подписан акт от 31 марта 2023 года с АО "Облкоммунэнерго" о выполнении технических условий.
Факт завершения строительства Объектов строительства подтверждается техническими планами здания, выданным ООО "Правовое бюро оценки и недвижимости", а также заключениями экспертов.
22.05.2023 произведена независимая экспертиза о соответствии построенных многоквартирных домов строительным нормам и правилам, об отсутствии угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
02.06.2023 Застройщиком направлены извещения о начале и окончании строительства в Инспекцию государственного строительного надзора.
21.07.2023 Застройщику поступило сообщение Инспекции государственного строительного надзора о прекращении государственного строительного надзора без выдачи заключения о соответствии.
07.08.2023 года ООО "ПеровоСтрой" обратилось в адрес Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию завершенных строительством объектов капитального строительства.
09.08.2023 Застройщиком получены письма исх. N 2104-25 и N 2103-25 от Администрации Балашовского муниципального района, в которых Администрация Балашовского муниципального района отказывает в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства на основании п. 1 ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ. Представитель Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области пояснил, что данный отказ обусловлен отсутствием разрешения о вводе вышеуказанных объектов в эксплуатацию со стороны Инспекции государственного строительного контроля Саратовской области.
Представитель Общества ссылается на то, что в соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо предоставление заключения государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
По правилам пункта 1 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствие документов, предусмотренных, в том числе частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Между тем, указанное правило имеет исключение, содержащееся в части 6.1. статьи, согласно которому неполучение органом местного самоуправления заключения органа государственного строительного надзора не может являться основанием для отказа в выдаче заявителю разрешения на ввод построенного им объекта капитального строительства.
Как следует из Письма Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства Саратовской области от 20.10.2023 N 28177 Министерство не является заказчиком выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, соответственно однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении на основании п. 9 ч. 1, ст. 95 Закона о контрактной системе не возможно.
Согласно условиям контрактов, жилые помещения 1, 2, 3, 4 по адресу: РФ, Саратовская обл., г. Балашов, ул. Спортивная, дом 11, корпус 3 должны быть переданы участнику долевого строительства "24" марта 2023 года, жилые помещения 1, 2, 3, 4 по адресу: РФ, Саратовская обл., г. Балашов, ул. Спортивная, дом 11, корпус 4 должны быть переданы "02" апреля 2023 года.
На момент 20.11.2023 ввод жилых домов в эксплуатацию с получением всей необходимой в соответствии с действующим законодательством документацией не осуществлен, жилые помещения министерству не переданы.
Министерством принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта в соответствии с п. 11.3 контракта в связи с неисполнением обязательства по передаче объекта долевого строительства в срок, превышающий установленный Контрактом срок передачи такого объекта на два месяца, о чем надлежащим образом уведомило ООО "Перовострой".
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а именно, осуществлена передача участнику долевого строительства жилых помещений в соответствии с разделом 4 контрактов, в состоянии, соответствующем условиям контрактов, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям, предусмотренным законодательствам Российской Федерации.
В соответствии со статьей 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Принимая решение об участии в закупочной процедуре, Общество в контексте ст. 8 ГК РФ приняло на себя все риски, связанные с осуществлением таких действий и последующей оценкой ее действий антимонопольным органом для решения вопроса о включении/не включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, Обществом не исполнены обязанности, предусмотренные контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях
Поставщика как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
В силу ст. 2 ГК РФ Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В связи с тем, что ООО "ПеровоСтрой" не исполнила обязательства, предусмотренные Контрактом, информация в отношении ООО "ПеровоСтрой" подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, в отношении ООО "ПеровоСтрой" (403113, Волгоградская область, г.о. Город Урюпинск, г Урюпинск, пл. Комсомола, д. 6, ИНН - 3457010518, КПП - 345701001, Лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа - Нырков Андрей Геннадьевич, ИНН- 772020996316) включить в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "ПеровоСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 29 ноября 2023 г. N 64-332
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2023