Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия)
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 15-00, при участии представителей:
- заказчика в лице ГКУ СО "Управление автомобильных дорог",
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области,
- заявителя в лице ООО "ПРОЕКТСЕРВИСМОНТАЖ",
рассмотрев жалобу ООО "ПРОЕКТСЕРВИСМОНТАЖ" (вх. N 26006-ЭП/23 от 27.11.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на ведение банка данных о фактическом состоянии автомобильных дорог и искусственных сооружений (извещение N 0162200011823003129), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "ПРОЕКТСЕРВИСМОНТАЖ" (вх. N 26006-ЭП/23 от 27.11.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на ведение банка данных о фактическом состоянии автомобильных дорог и искусственных сооружений (извещение N 0162200011823003129), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В жалобе заявитель указывает на неправомерные действия заказчика при формировании извещения о проведении закупки.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
17.11.2023 г. на официальном сайте опубликовано извещение N 0162200011823003129 о проведении электронного аукциона на ведение банка данных о фактическом состоянии автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 48 118 093,30 рублей.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
На основании ч. 2 ст. 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Таким образом, описание объекта закупки устанавливается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей, а также в соответствии с обязательными требованиями к описанию объекта закупки, предусмотренными ст. 33 Закона о контрактной системе.
Извещением о проведении закупки определено, что объектом закупки является ведение банка данных о фактическом состоянии автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Пунктом 5 раздела "Описание объекта закупки" извещения установлено:
5.1. В ГКУ СО "Управление автодорог" установлен автоматизированный банк дорожных данных "Титул-2005" версии ПРО 3.0 (139) (далее - АБДД). Разработчиком и правообладателем программных продуктов программного комплекса "Титул - 2005" является компания ООО "Титул-2005" (ИНН 6432000506, ОГРН 1056403206738, г.Саратов, тел. (8452) 39-01-34, e-mail: info@titul2005.ru).
5.2. Формирование программного комплекса "Титул - 2005" (в т.ч. ПИК "Дорога-ПРО", ПМ "САДиС") согласно требованиям Заказчика, изложенным в Приложении N 1.2 к настоящему описанию объекта закупки. Состав программного комплекса "Титул - 2005" (в т.ч. ПИК "Дорога-ПРО", ПМ "САДиС") приведен в Приложении N 1.1 к настоящему описанию объекта закупки.
5.3. Полное сопровождение программного комплекса "Титул - 2005" (в т.ч. ПИК "Дорога-ПРО", ПМ "САДиС"), в соответствии с изменениями нормативных документов дорожной отрасли.
5.4. Корректирующее сопровождения с целью обеспечения работоспособности программного комплекса "Титул-2005" (в т.ч. ПИК "Дорога-ПРО", ПМ "САДиС") на всех рабочих местах Заказчика, в соответствии с Приложением N 1.4 к настоящему описанию объекта закупки. Состав программного комплекса "Титул-2005" (в т.ч. ПИК "Дорога-ПРО", ПМ "САДиС"), подлежащего корректирующему сопровождению, приведен в Приложении N 1.1 к настоящему описанию объекта закупки.
5.5. Диагностика, обследование и оценка состояния автомобильных дорог протяженностью 209,294 км в соответствии с рекомендациями по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог (ОДМ 218.4.039-2018), и занесение результатов оценки в имеющийся у Заказчика АБДД.
5.6. Обследование мостовых сооружений (18 шт.) с целью оценки состояния мостовых сооружений, назначения режима эксплуатации сооружения и выявления необходимости его ремонта или реконструкции на основании дефектов, влияющих на грузоподъемность, долговечность, безопасность, ремонтопригодность, и занесение результатов оценки в имеющийся у Заказчика АБДД.
5.7. Разработка и корректировка проектов организации дорожного движения (ПОДД) для автодорог в количестве 32 объекта общей протяженностью 1528,090 км. Перечень автодорог приведен в Приложении N 4.3 к Описанию объекта закупки.
Также, п. 11.1.5.1. раздела "Описание объекта закупки" извещения установлено, что итсполнитель имеет право приступить к оказанию услуг только после составления и подписания совместно с Заказчиком актов:
- о наличии у Исполнителя договора на лицензионный автоматизированный банк дорожных данных "Титул-2005" версии ПРО 3.0 (139);
- о наличии у Исполнителя разрешения правообладателя результата интеллектуальной деятельности (РИД) на осуществление внесения изменений в исходный код и доработку программного комплекса "Титул-2005" (в т.ч. ПИК "Дорога-ПРО", ПМ "САДиС"), в соответствии с требованиями нормативных актов Российской Федерации (п. 1 ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Условия, предусмотренные пунктом 1.11.5, являются существенными, без выполнения которых Исполнитель не имеет права осуществлять услуги.
Комиссия отмечает, что выполнение работ по содержанию автомобильных дорог (ОКПД2 42.11.20.300) - диагностика, обследование и оценка состояния автомобильных дорог, мостовых сооружений, корректировка проектов организации дорожного движения, внесение полученной информации в базы данных "Титул-2005" и услуги по технической поддержке, обновлению и доработке "Титул-2005" (ОКПД2 62.02.30.000 - Услуги по технической поддержке информационных технологий, или 58.29.50.000 - Услуги по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное программное обеспечение) образуют разные товарные рынки, не обладают родовыми и однородными признаками, не связаны функционально и технологически между собой
В соответствии с действующим законодательством не допускается при формировании предмета закупки включать в предмет закупки работы, услуги, функционально и технологически не связанные с работами, услугами, выполнение, оказание, которых является предметом закупки.
Следует отметить, что выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и услуги по технической поддержке информационных технологий осуществляются на разных рынках, каждый из которых имеет свой круг хозяйствующих субъектов.
Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Таким образом, в данных действиях заказчика выявлены нарушения ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ
Относительно довода заявителя о том, что описанием объекта закупки установлено неправомерное требование в части использования определенной информационно-аналитической базы дорожных данных "Титул - 2005", Комиссия поясняет следующее.
Согласно пояснениям Заказчика, требования обусловлены тем, что заказчик начал формировать автоматизированный банк дорожных данных с начала 2000 года на базе программного комплекса "Титул-2000", а далее перешло на программный комплекс "Титул-2005". Программный комплекс, ежегодно модернизируется и обновляется, актуализируются данные. Имеющиеся передвижные дорожные лаборатории позволяют автоматизировано передавать данные измерений в ПК "Титул-2005". Программный комплекс "Титул-2005" совместно интегрирован с рядом других программных продуктов сторонних производителей, используемых заказчиком.
Банк дорожных данных содержит полную информацию о количественных и качественных характеристиках автомобильных дорог и их элементах, искусственных сооружениях, расположенных на автодорогах. На основе этой информации заказчик готовит документацию к аукционам по содержанию, принимает решения о проведении ремонтов, капитальных ремонтах и реконструкции. Кроме того, банк дорожных данных используется, как основная база данных других программных продуктов. Центр управления производством - автоматизированная система контроля выполняемых работ по содержанию, корректировка проектов организации дорожного движения, расчеты объемов работ при разработке проектной документации на ремонты, автоматизированная передача данных в систему СКДФ. Все вышеперечисленные программы позволяют заказчику кратно увеличить эффективность выполняемых работ и их качество.
В случае формирования цифрового варианта результата оказанных услуг на программном обеспечении, не позволяющем обеспечить интеграцию с используемым заказчиком ПО, у заказчика сформируется, фактически, еще одна (или несколько) альтернативная база дорожных данных, для которой потребуется обеспечить ее техническое обслуживание, обучение сотрудников заказчика работы в ней, а главное для работы с такими данными (в альтернативной ПО) будет невозможно использовать в комплексе (как единое целое) с накопленными с 2000 года данными из "Титул- 2005".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что требование установлено заказчиком правомерно, в соответствии с пп. б п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Также, согласно доводам жалобы, заявитель указывает о необходимости допуска СРО у организации осуществляющей паспортизацию (диагностику) мостовых сооружений для выполнения инженерных изысканий.
В силу ч. 9 раздела 4 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 г. N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в состав работ по содержанию дорог входят, в том числе:
1) разработка проектов содержания автомобильных дорог, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию;
4) паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений, изготовление технических планов автомобильных дорог;
5) диагностика, обследование и оценка технического состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений; оценка качества содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений; аудит безопасности дорожного движения; оценка освещенности автомобильных дорог;
7) формирование и ведение банков данных о фактическом состоянии автомобильных дорог и искусственных сооружений, о дорожно-транспортных происшествиях и транспортных потоках.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Таким образом, дорожные сооружения, включая искусственные сооружения, являются технологической частью дороги.
Учитывая изложенное, диагностика, обследование и оценка технического состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений (мостов) относится к работам по содержанию дорог.
При этом, антимонопольный орган руководствуясь позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 01.12.2016 N 304-КГ16-15740 по делу N А75-12448/2015, отмечает, что в случае, если работы, требующие наличия специального разрешения (лицензии, допуска СРО), не являются самостоятельным объектом закупки, а входят в состав основных работ, подрядчик имеет право привлекать субподрядные организации.
Таким образом, Комиссия находит данный довод заявителя несостоятельным.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "ПРОЕКТСЕРВИСМОНТАЖ" признать обоснованной в части.
2. В действиях заказчика в лице ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" выявлены нарушения ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе
3. В действиях уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику в лице ГКУ СО "Управление автомобильных дорог", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссии, оператору электронной площадки выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, включившего в извещение N 0162200011823003129 выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и оказание услуг по технической поддержке программного комплекса "Титул 2005", с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения _____ ____________ 20____г. в ________.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ | |
ПРЕДПИСАНИЕ N 066/06/33-4312/2023 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе | |
г. Екатеринбург |
01.12.2023 г. |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок на основании своего решения N 066/06/33-4312/2023 от 01.12.2023 г., руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице ГКУ СО "Управление автомобильных дорог", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссии в срок до 15 декабря 2023 года устранить нарушение Закона о контрактной системе установленные решением N 066/06/33-4312/2023 от 01.12.2023 г., (извещение N 0162200011823003129) путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки, и отзыва извещения способом, которым оно было опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru).
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" в срок до 22 декабря 2023 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, а также по факсу: (343) 377-00-84 или по адресу электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 1 декабря 2023 г. N 066/06/33-4312/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2023