Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
- начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии,
- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
- государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заказчика МИНИСТЕРСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ТОРГОВЛИ И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) (далее также - МИНПРЕД РС (Я), заказчик): (представитель по доверенности);
в отсутствие:
заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "СФЕРА ПРАВО КОНСАЛТИНГ" (далее также - ООО "СФЕРА ПРАВО КОНСАЛТИНГ", заинтересованное лицо, исполнитель, подрядчик): отсутствовали, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев обращение, представленное заказчиком МИНПРЕД РС (Я) об участнике закупки, ООО "СФЕРА ПРАВО КОНСАЛТИНГ" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по изготовлению полиграфической продукции (изв. N 0816500000623016882), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком МИНПРЕД РС (Я) об участнике закупки, ООО "СФЕРА ПРАВО КОНСАЛТИНГ" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по изготовлению полиграфической продукции (изв. N 0816500000623016882).
Из пояснений заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта явилось ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее:
1) 11.09.2023 г. заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0816500000623016882 на оказание услуг по изготовлению полиграфической продукции.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 79 401,47 рублей;
3) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.09.2023 NИЗК1 заявка на участие в закупке поданная ООО "СФЕРА ПРАВО КОНСАЛТИНГ" признана соответствующей требованиям извещения о запросе котировок в электронной форме.
4) 22.09.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен государственный контракт N 0816500000623016882 на оказание услуг по изготовлению полиграфической продукции (реестровый номер контракта N 2143531653023000005).
5) 15.11.2023 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
6) 28.11.2023 г. контракт расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки ООО "СФЕРА ПРАВО КОНСАЛТИНГ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
Статьей 104 Закона о контрактной системе регламентирован порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, который формируется в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с абзацем 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из пункта 1 статьи 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 статьи 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абзаце 4 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства, предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
22.09.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен государственный контракт N 0816500000623016882 на оказание услуг по изготовлению полиграфической продукции (реестровый номер контракта N 2143531653023000005) (далее - контракт).
Согласно разделу 1 "Предмет и цена контракта", контракта установлено следующее:
"1.1. В сроки, установленные настоящим Контрактом, Исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги по изготовлению полиграфической продукции (далее - Услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить за оказанные Услуги.
1.2. Состав и объем Услуг, иные данные об Услуге определяются приложением N1 к Контракту.
1.3. Место оказания Услуг: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, проспект Ленина 22.
1.4. Цена Контракта составляет 57 400 (пятьдесят семь тысяч четыреста) рублей 00 копеек. Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Контрактом или законодательством Российской Федерации.
1.6. Исполнитель приступает к оказанию Услуг с момента заключения Контракта и обязуется исполнить в полном объеме в течение 7 (семи) календарных дней."
Согласно Приложению N1 "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ", контракта установлено следующее:
N п/п |
Наименование товара |
Технические, функциональные и качественные характеристики товара |
Ед. изм. |
Кол-во, штук |
Цена |
Сумма |
1. |
Папка с разворотом для ведомственной Почетной грамоты |
Формат папки - А5 Корешок 20 мм Основа: мягкий переплет бумвинил Цвет: синий (согласовать с Заказчиком) Нанесение надписи и герба методом тиснения, цвет золото (согласовать с Заказчиком) Внутри папки выклейка из белой бумаги, Бумага ВХИ не менее 100 гр. Соответствие примеру Рисунок 1. |
Штука |
189 |
302,10 |
57 096,90 |
Штука |
1 |
303,10 |
303,10 |
|||
|
|
|
|
Из пояснений заказчика следует, что основанием для расторжения контракта в одностороннем порядке явилось ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно разделу 9 "Порядок расторжения Контракта", контракта предусмотрен следующий порядок расторжения контракта:
"9.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
9.3. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения данного вида обязательства.
9.6. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, установленных частью 15 статьи 95 Закона N44-ФЗ и относящихся к предмету Контракта.
9.7. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
9.8. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Исполнителя о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также Заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы оказанной Услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Исполнителем условий Контракта, которые в соответствии с настоящим разделом являются основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
9.9. Поставщик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств."
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
15.11.2023 г. заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе подрядчиком 15.11.2023 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещено в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления заказчика о принятом подрядчиком решении является 15.11.2023 г.
15.11.2023 г. согласно сведениям ЕИС, решение об одностороннем расторжении контракта доставлено в личный кабинет заказчика.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, 28.11.2023 г. контракт расторгнут.
Материалами дела установлено следующее:
22.09.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен государственный контракт N 0816500000623016882 на оказание услуг по изготовлению полиграфической продукции (реестровый номер контракта N 2143531653023000005);
06.10.2023 г. заказчиком заинтересованному лицу направлено требование N 01-5046 о необходимости исполнить контракт в полном объеме согласно приложению N1 к контракту N 0816500000623016882;
08.10.2023 г. заинтересованным лицом заказчику направлено уведомление N 200906 о том, что в данный момент ООО "СФЕРА ПРАВО КОНСАЛТИНГ" проходит этап согласования макета подарочных папок. Поле утверждения поставщик сообщил, что готов незамедлительно приступить к исполнению своих обязательств, предусмотренных контрактом.
10.10.2023 г. заинтересованным лицом заказчику направлен макет-корректура N 341 для утверждения его заказчиком.
10.11.2023 г. заказчиком заинтересованному лицу направлено требование N 01-5087 об оплате штрафа за неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
13.11.2023 г. заинтересованным лицом заказчику направлено уведомление N 200928 о том, что 10.10.2023 поставщик направил в адрес заказчика макет-корректуру для согласования макета тиснения приветственного адреса. На момент принятия заказчиком решения про односторонний отказ от исполнения контракта заказчик отказывается подписывать лист согласования, аргументирую свою позицию наличием гладкой поверхности материала бумвинил. На складе организации осуществляющей поставки бумвинила для ООО "СФЕРА ПРАВО КОНСАЛТИНГ" в данный момент отсутствует этот материал с гладкой фактурой. Мы направили запросы в другие организации, но пока результат отсутствует. Ранее этот материал импортировался, но в следствии нарушения цепочек поставок этот материал больше не завозится в Российскую Федерацию.
15.11.2023 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.11.2023 г. контракт расторгнут.
Пунктом 1.6 контракта установлено: "Исполнитель приступает к оказанию Услуг с момента заключения Контракта и обязуется исполнить в полном объеме в течение 7 (семи) календарных дней."
Согласно Приложению N1 "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ", в разделе "Технические, функциональные и качественные характеристики товара", контракта установлено, что исполнитель должен согласовать следующие позиции с заказчиком:
"Цвет: синий (согласовать с Заказчиком)
Нанесение надписи и герба методом тиснения, цвет золото (согласовать с Заказчиком)"
При этом, контрактом сроки согласования заказчиком цвета и нанесения надписи и герба - не установлены.
На заседании Комиссии Якутского УФАС России представитель заказчика пояснила, что несогласование по макету-корректуре заказчик выразил заинтересованному лицу посредством телефонной связи, официальных писем в адрес поставщика направлено не было.
Между тем, представитель заказчика пояснила, что не настаивает на включении "ООО СФЕРА ПРАВО КОНСАЛТИНГ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 ГК РФ), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости, основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 ГК РФ, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обстоятельства и факты дела, поведение лица, направленное на исполнение контрактных обязательства, провела оценку всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи и считает, что ООО "СФЕРА ПРАВО КОНСАЛТИНГ" не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России,
р е ш и л а:
Сведения, представленные заказчиком МИНПРЕД РС (Я) об участнике закупки, ООО "СФЕРА ПРАВО КОНСАЛТИНГ" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по изготовлению полиграфической продукции (изв. N 0816500000623016882) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 декабря 2023 г. N 014/06/104-1759/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2023