Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия):
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "СК "Р-Проект" (далее - Заявитель) на действия Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Комиссия по осуществлению закупок), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию (ТО), планово-предупредительным и (ремонтным) работам (ППР) по инженерным системам и оборудованию зданий ЦА СФР, включая поставку расходных материалов (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0273100000123000196) (далее соответственно - Аукцион, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Комиссии по осуществлению закупок:
1) Комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка Заявителя ввиду предоставления противоречивых сведений о стране происхождения товара.
2) Заказчиком установлены положения Извещения, ограничивающие количество участников Аукциона, а именно Заказчиком в рамках одной закупки неправомерно объединены разные виды работ, неустановлены требования к участникам закупки о наличии лицензии МЧС, неправомерно установлены требования к участникам закупки о предоставлении характеристик товара, используемого при оказании услуг.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 06.12.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 07.12.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 14.11.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 81 363 609,12 руб.;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 22.11.2023;
5) на участие в аукционе подано 5 заявок, из которых 2 признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
6) победителем Аукциона признано ООО "Альтернатива констракшн" с предложением о минимальной цене контракта 80 549 973,02 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно отклонена заявка Заявителя ввиду представления в составе заявки противоречивых сведений о стране происхождения товара.
Подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, а именно наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно пункту 2.2 требований к содержанию и составу заявки Извещения (далее - Требования) Заказчиком установлено следующее требование к участникам закупки: "Наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.11.2023 N ИЭА1 заявка Заявителя отклонена на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе ввиду наличия в заявке противоречивых сведений о стране происхождения товара.
Комиссией установлено, что в заявке, сформированной средствами электронной площадки ООО "РТС-Тендер", Заявителем указано, что страной происхождения товара "Лейка для душа" является Российская Федерация.
Вместе с тем в составе заявки Заявителя содержится файл "Заявка на участие 0273100000123000196.doc", согласно которому страной происхождения для товара "Лейка для душа" является Китайская Народная республика.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, отклонившей заявку Заявителя, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем в составе жалобы иных сведений, подтверждающих обоснованность довода не представлено, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в рамках одной закупки неправомерно объединены разные виды работ, неустановлены требования к участникам закупки о наличии лицензии МЧС, неправомерно установлены требования к участникам закупки о предоставлении характеристик товара, используемого при оказании услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Комиссией установлено, что согласно Извещению Заказчиком установлен срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 22.11.2023.
Вместе с тем Комиссией установлено, что жалоба Заявителя подана с использованием ЕИС - 29.11.2023, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе довод Заявителя на положения Извещения оставлен Комиссией без рассмотрения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе, подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
В соответствии с письмом ФАС России N ИА/53616/20 от 25.06.2020, Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Комиссией установлено, что согласно Извещению объектом закупки является техническое обслуживание инженерных систем (далее - Услуги), а также приобретение товара, используемого для оказания услуг (далее - Товар).
Пунктом 2.2 требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке Извещения установлено, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки.
Согласно пункту 5.7 проекта государственного контракта Извещения (далее - Проект контракта) Заказчиком установлено, что Товар поставляется Заказчику и передается по товарной накладной.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1.4.2 Технического задания исполнитель по государственному контракту обязан проводить ремонт оборудования инженерных систем и оборудования, перечисленных в пунктах 2-28 Технического задания, с заменой для восстановления работоспособности, как отдельных частей инженерных систем, так и систем в целом.
Согласно пункту 2.2.2 Технического задания в рамках технического обслуживания необходимо проводить проверку электроустановочных изделий (розетки, выключатели и т.п.) на предмет обнаружения и устранения неисправностей.
Приложением N 3 к проекту государственного контракта Извещения "Спецификация" установлено перечисление расходных материалов таких как жидкость охлаждающая, розетка штепсельная, шланг для душа, накладка на стык крышки (перечень не является исчерпывающим), являющимися поставляемыми при оказании Услуг.
Таким образом Заказчиком неправомерно установлены требования к участникам закупки о предоставлении в составе заявки характеристик Товара, который фактически является используемым при оказании Услуг.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, разместившего в составе Извещения требования к участникам закупки о предоставлении в составе заявки характеристик Товара, используемого при оказании Услуг, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
4. Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким дополнительным требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с позицией 14 приложения к Постановлению N 2571 в случае проведения закупки на оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений, к участникам закупки необходимо установить дополнительные требования о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений.
Согласно абзацу пятому подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 позиция 14 приложения к Постановлению N 2571 применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
В соответствии с частью 7 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, а также в соответствии с исполнительной документацией.
Частью 8 статьи 55.24 ГрК РФ установлено, что техническое обслуживание зданий, сооружений проводится в целях обеспечения надлежащего технического состояния такого здания, сооружения. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией.
Согласно пункту 12.2.1 Технического задания в состав технического обслуживания входит контроль за работой электрооборудования, устранение неисправностей, эксплуатационный уход, содержание оборудования в исправном состоянии.
Поскольку НМЦК превышает 1 млн. руб., а объектом закупки является техническое обслуживание здания, то Заказчику необходимо устанавливать к участникам закупки дополнительные требования, предусмотренные позицией 14 приложения к Постановлению N 2571.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что Заказчиком в Извещении не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные позицией 14 приложения к Постановлению N 2571.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, не установившего к участникам закупки дополнительные требования в извещении, предусмотренные позицией 14 приложения к Постановлению N 2571, нарушают пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пункта 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе довод Заявителя на положения Извещения оставить без рассмотрения.
2. Признать жалобу ООО "СК "Р-Проект"" необоснованной.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 12 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 07.12.2023 по делу N 28/06/105-2841/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 декабря 2023 г. N 28/06/105-2841/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2023
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 4 июля 2024 г. по делу N А40-47453/2024, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2024 г. N 09АП-55165/24 настоящее решение признано недействительным в части признания в действиях СФР нарушения пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ