Резолютивная часть решения оглашена 08 декабря 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 11 декабря 2023 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов комиссии:
рассмотрение жалобы осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии представителей Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга - (на основании доверенности);
индивидуальный предприниматель Тожибаев Захиджон Пазилжонович на рассмотрение дела не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен, ходатайств не заявлял;
представители Комитета муниципального заказа администрации города Оренбурга на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены, прислали письменные пояснения по доводам жалобы;
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича на действия Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ объекта капитального строительства: "Магистраль районного значения, соединяющая ул. Степана Разина и Загородное шоссе (Дублер ул. Чкалова) в г. Оренбурге. Этап 1.1" (номер извещения N 0153300066923000787),
УСТАНОВИЛА:
03.12.2023 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (далее - Заявитель) на действия Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ объекта капитального строительства: "Магистраль районного значения, соединяющая ул. Степана Разина и Загородное шоссе (Дублер ул. Чкалова) в г. Оренбурге. Этап 1.1" (номер извещения N 0153300066923000787) (далее - Закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, организации, осуществляющей размещение, выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из содержания жалобы следует, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен Порядок оценки по Детализирующему показателю Критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", поскольку к оценке принимаются контракты (договоры) на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильной дороги, не предусмотренные абзацем 5 подпункта "г" пункта 31 Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". По мнению Заявителя, данные нарушения являются существенными, грубыми, не позволяют осуществить оценку заявок участников закупки на условиях, предусмотренных действующим законодательством.
В письменных пояснениях Заказчик просил признать жалобу необоснованной. Присутствующие на заседании Комиссии Оренбургского УФАС России представители Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, отметили, что разночтения в порядке оценки заявок, указанные в жалобе, это техническая опечатка, которая не искажает смысл документа, а также не повлияла на порядок оценки. Извещение о закупке содержит достаточно сведений, которые идентифицируются и понимаются однозначно. Также представители Заказчика указали, что при несвоевременном заключения контракта по результатам закупки N 0153300066923000787 будет допущен срыв реализации проекта по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья, которые включены в государственные программы субъектов Российской Федерации по развитию жилищного строительства.
Комитетом муниципального заказа администрации города Оренбурга представлены пояснения, идентичные письменным пояснениям Заказчика.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам.
17.11.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система, далее - ЕИС) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ объекта капитального строительства: "Магистраль районного значения, соединяющая ул. Степана Разина и Загородное шоссе (Дублер ул. Чкалова) в г. Оренбурге. Этап 1.1" (номер извещения N 0153300066923000787).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 590 479 495,11 рублей.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Пунктом 16 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Пунктом 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Абзацем 3 подпункта "в" пункта 28 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
Согласно подпункту "в" пункта 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:
- объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
- линейный объект, за исключением автомобильной дороги;
- автомобильная дорога;
- особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
- объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации
В соответствии с подпунктом "г" пункта 31 Положения устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе;
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе;
- договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подпункта "г" пункта 31 Положения, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно доводу Заявителя, с учетом изложенного, при оценке заявок участников закупки в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, к оценке могут быть приняты один или несколько из предусмотренных подпунктом "г" пункта 31 Положения исполненных контрактов (договоров) по одному из объектов, указанных в подпункте "в" пункта 31 Положения, соответствующему объекту закупки.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки N 0153300066923000787 объектом закупки является "Выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ объекта капитального строительства: "Магистраль районного значения, соединяющая ул. Степана Разина и Загородное шоссе (Дублер ул. Чкалова) в г. Оренбурге. Этап 1.1".
Согласно разделу III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Заказчиком установлены следующие требования:
III. Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа | ||
|
|
|
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показателя оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
1 |
2 |
3 |
1 |
Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
п. 9 Положения |
2 |
Наименование критерия: Квалификация участников закупки, в том числе наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта. Наименование показателя оценки: наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта. Наименование детализирующего показателя оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров. |
пп. "б" п.20 Положения. Оценивается предложение участника об общей цене исполненных участником закупки государственных (муниципальных) контрактов / гражданско-правовых договоров за последние 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе (оценивается суммарный объем выполненных работ, связанных с предметом контракта, исчисляемый в рублях).
Под работами, связанными с предметом контракта, понимается выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги. |
п/п |
Требования к документам для оценки показателя - наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
|
1 |
Документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению в отношении показателя оценки наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров) предусматривающего (-их) выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги. |
|
2 |
Устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта (установленного пунктом 1 настоящей таблицы):
- к оценке принимаются документы: исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров), в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "г" пункта 32 Положения, а именно: к оценке принимаются документы, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам); - последний акт приемки выполненных работ, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок; - к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ.
При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. |
Комиссией Оренбургского УФАС России отмечается, что заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен Порядок оценки по Детализирующему показателю Критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", поскольку к оценке принимаются контракты (договоры) на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильной дороги, не предусмотренные п.п. "г" п. 31 Положения.
Проанализировав имеющиеся материалы дела, Комиссии Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что в рамках рассматриваемой закупки принятие к оценке контрактов (договоров) на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильной дороги противоречит действующему законодательству о контрактной системе, поскольку, исходя из объекта закупки, перечня выполняемых работ, данные контракты (договоры) не могут быть расценены как "связанные с предметом контракта".
Таким образом, установленное Заказчиком требование не соответствует требованиям п.п. "г" п. 31 Положения.
На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком нарушены п. 4 ч. 1 ст. 32, п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе. Доводы жалобы признаются обоснованными.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе, открытый конкурентный способ признается несостоявшимся в случаи если по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 52 Закона о контрактной системе, в случае, предусмотренном п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе, электронный конкурс, электронный аукцион проводятся в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом, в том числе, следующей особенности: в случае проведения электронного конкурса оценка по критериям оценки заявок на участие в закупке, установленным в извещении об осуществлении закупки, не осуществляется.
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.12.2023 г. N ИЭОК1 по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке - общества с ограниченной ответственностью "СУ-56" - в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе электронная процедура признана несостоявшейся.
Таким образом, порядок оценки, установленный заказчиком в конкурсной документации, фактически не применялся.
Кроме того, в рамках рассмотрения дела представитель Заказчика пояснил, что обществом с ограниченной ответственностью "СУ-56" к оценке по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" предоставлены контракты (договоры), предметом которых является выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги.
Следовательно, в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что нарушения, допущенные заказчиком в конкурсной документации, не повлияли на результаты определения поставщика.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России N 727/14 от 19.10.2014 г., Комиссия Оренбургского УФАС России решила не выдавать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Также Комиссией Оренбургского УФАС России отмечается, что в материалы дела не представлены обоснования и доказательства, каким образом нарушены права и законные интересы подателя жалобы как участника закупки, в том числе в части ограничения его участия в закупке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича на действия Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ объекта капитального строительства: "Магистраль районного значения, соединяющая ул. Степана Разина и Загородное шоссе (Дублер ул. Чкалова) в г. Оренбурге. Этап 1.1" (номер извещения N 0153300066923000787) обоснованной.
2. Признать Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга нарушившим п. 4 ч. 1 ст. 32, п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 8 декабря 2023 г. N 056/06/105-1251/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2023