Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило обращение Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края о включении сведений об ООО ПИИТС "Желдоризыскания" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение инженерных изысканий и проектирование объекта капитального строительства "Реконструкция участка автомобильной дороги Подъезд к г. Владивосток от автодороги Хабаровск - Владивосток в районе п. Трудовое" (извещение N 0820500000821004578).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные сторонами.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
20.07.2021 Заказчиком размещено извещение N 0820500000821004578 о проведении электронного аукциона на выполнение инженерных изысканий и проектирование объекта капитального строительства "Реконструкция участка автомобильной дороги Подъезд к г. Владивосток от автодороги Хабаровск - Владивосток в районе п. Трудовое".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.07.2021 N 0820500000821004578-3 победителем было признано ООО ПИИТС "Желдоризыскания".
10.08.2021 года между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (далее - Заказчик) и ООО ПИИТС "Желдоризыскания" (далее - Подрядчик) был заключен государственный контракт N 311/21 на выполнение инженерных изысканий и проектирование объекта капитального строительства "Реконструкция участка автомобильной дороги Подъезд к г. Владивосток от автодороги Хабаровск - Владивосток в районе п. Трудовое" (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта, Подрядчик принял на себя обязательства на "Выполнение инженерных изысканий и проектирование объекта капитального строительства "Реконструкция участка автомобильной дороги Подъезд к г. Владивосток от автодороги Хабаровск - Владивосток в районе п. Трудовое" (далее - работы) в соответствии с Заданием Заказчика и в сроки, установленные контрактом.
В соответствии с пунктом 1.3. Контракта, срок выполнения работ: с момента заключения государственного контракта по 31.10.2022 (включительно) в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N 2 к настоящему контракту).
Дополнительным соглашением N 572/22 от 30.12.2022 к указанному контракту Стороны внесли изменения в пункт 1.3. Контракта, срок выполнения работ продлен до 31.05.2023 (включительно).
По первому этапу выполнения работ инженерной организацией КГКУ "Примуправтодор" за всё время рассмотрены и подготовлены замечания по пяти версиям материалов ДПТ.
По состоянию на 14.11.2023 доработанные материалы в министерство не представлены (от даты последних замечаний 04.04.2023 прошло более 7 месяцев).
По второму этапу выполнения работ Подрядчиком не представлена ведомость источников получения и способов транспортировки материалов, и не определен поставщик балок пролетного строения.
Также ни разу Заказчику не были предоставлены тома 5, 6, 7, 8, 9.1 - 9.4, 10.1,10.2 разрабатываемой проектной документации.
Таким образом, Подрядчик не смог выполнить требуемые контрактом работы в установленные сроки. Подрядчиком не была представлена в полном объеме проектная документация в составе, предусмотренном в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 9.1. Контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, в соответствии с частью 14 вышеуказанной статьи, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС:
20.11.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе.
01.12.2023 - дата расторжения контракта.
Помимо указанных Заказчиком обстоятельств, Комиссией установлено следующее.
К настоящему моменту Подрядчиком выполнены следующие работы:
1. Технические отчёты по инженерным изысканиям для подготовки проектной документации:
- З11/21-ИГДИ Технический отчёт по инженерно-геодезическим изысканиям;
- З11/21-ИГИ Технический отчёт MO инженерно-геологическим изысканиям;
- З11/21-ИЭИ Технический отчёт по инженерно-экологическим изысканиям;
- З11/21-ИГМИ Технический отчёт по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям;
2. Документация по планировке территории:
- Основная часть проекта планировки территории Toм 1;
- Материалы по обоснованию проекта планировки территории Toм 2 (фрагменты 1, 2);
- Основная часть проекта межевания территории Том 3;
- Материалы по обоснованию проекта межевания территории Том 4;
3. Проектная документация:
- 311/21-СП Состав проектной документации;
- 311/21-TKP1 Том 3.1 Путепровод;
- 311/21-TKP2 Том 3.2 Автодорога;
- 311/21-TKP3 Том 3.3 Организация безопасности дорожного движения;
- 311/21-TKP4 Том 3.4 Устройство наружного освещения;
- 311/21-TKP5 Том 3.5 Сети связи;
- 311/21-TKP6 Том 3.6 Сети водоснабжения и водоотведения;
- 311/21-TKP7 Том 3.7 Сети электроснабжения;
- 311/21-ООС Мероприятия по охране окружающей среды.
Перечисленная документация составляет более 70% от необходимого объема.
Несмотря на своевременную подготовку Подрядчиком схемы подеревной съемки, для использования ее в дальнейшей Работе, необходимо было получить согласование рубки деревьев и кустарников в зоне размещения проектируемого Объекта. Разрешение на снос зеленых насаждений предоставляет Администрация г. Владивостока. Однако дача такого разрешения, согласно нормативным актам местного значения, возможна лишь на стадии непосредственного строительства, ввиду чего Администрация г. Владивостока такое разрешение не предоставила.
В связи с чем, 10.11.2022 Подрядчик направил обращение в администрацию г. Владивостока с предоставлением дополнительной документации о согласовании подеревной съемки.
01.12.2022 Подрядчик направил письмо в адрес Заказчика о приостановке работ в связи с отсутствием согласования необходимой документации администрацией г. Владивостока, приложив имеющуюся переписку. Также попросил о содействии в "предварительном" согласовании подеревной съемки и месте складирования отходов.
02.12.2022 Администрация г. Владивостока вновь дала разъяснения о порядке согласования подеревной съемки - непосредственно перед началом выполнения работ.
30.05.2023 Подрядчик направил письмо с просьбой оказания содействия в получении решения администрации г. Владивостока по согласованию схемы подеревной съемки и перечетной ведомости.
31.05.2023 по указанной причине состоялось техническое совещание, в результате которого Заказчиком было принято решение о содействии Подрядчику в ускорении согласования требуемых документов. Однако, подеревная съемка была согласована администрацией г. Владивостока лишь 21.09.2023.
28.11.2023 Подрядчиком было направлено возражение на решение Заказчика об одностороннем отказе с приложением готовой проектной документации, касающейся подеревной съемки, на отсутствие которой ссылался Заказчик в своем решении.
Комиссией установлено, что Подрядчик своевременно приступил к исполнению своих обязательств по контракту, от дальнейшего его исполнения не отказывался, осуществлял переговоры с Заказчиком как устного, так и письменного характера, исправлял возникшие недостатки, неоднократно принимал участие в технических совещаниях, регулярно запрашивал у Заказчика необходимую для выполнения Работ документацию, согласовывал результаты Работ.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия Общества свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
В соответствии с пп. "а" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ, изложенными в Постановлениях от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО ПИИТС "Желдоризыскания" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 11 декабря 2023 г. N 25-454/04-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2023