Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Управления (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России;
членов комиссии:
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя Министерства здравоохранения Астраханской области - Питель С.И. (действующая на основании доверенности N01-02-14-00227 от 16.01.2023 года), надлежащим образом извещенной, на основании обращения Министерства здравоохранения Астраханской области вх.N9995-ЭП/23 от 08.12.2023 года, и статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку государственного заказчика - Министерства здравоохранения Астраханской области (ИНН 3015068159, адрес: 414056, Астраханская обл, г.Астрахань, ул.Татищева, д.16 В) (далее также - Заказчик) на предмет соблюдения им требований Закона о контрактной системе при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку лекарственного препарата: ВАКЦИНА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПНЕВМОКОККОВЫХ ИНФЕКЦИЙ (номер извещения: 0125200000723000096), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 08.12.2023 года поступило обращение Министерства здравоохранения Астраханской области исх.N104-04-09/19115 от 07.12.2023 года, вх.N 9995-ЭП/23 от 08.12.2023 года, из содержания которого следует, что комиссией по осуществлению закупок при формировании итогового протокола по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку лекарственного препарата: ВАКЦИНА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПНЕВМОКОККОВЫХ ИНФЕКЦИЙ (номер извещения: 0125200000723000096) (далее также - запрос котировок) допущена техническая ошибка: победителем закупки признано ООО "Фармлайн" (Заявка N29), вместо ООО "Многопрофильная медицинская компания "Формед" (Заявка N32), в связи с чем, Заказчик просит выдать предписание об отмене итогового протокола по данной закупке для внесения изменений.
Проведение внеплановой проверки назначено на 12.12.2023 года в 15 часов 30 минут.
по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна, 47, каб.505.
В ходе проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
24.11.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок (далее также - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 401 720,00 рублей.
На основании пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Частью 5 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что нормативные правовые акты, устанавливающие в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, подлежат обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации или нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и в течение трех рабочих дней с даты опубликования подлежат размещению в единой информационной системе.
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 1289).
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - Приказ N126н).
Пунктом 1.2 Приказа N 126н предусмотрено, что при проведении конкурса, запроса котировок в электронной форме рассмотрение и оценка заявок, содержащих предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, осуществляются комиссиями заказчиков по осуществлению закупок и операторами электронных площадок с применением к предложенной в указанных заявках цене контракта понижающего 15-процентного коэффициента в отношении товаров, указанных в приложении N 1, понижающего 20-процентного коэффициента в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ). Контракт заключается по цене, предложенной в заявке победителем конкурса, запроса котировок в электронной форме.
Из указанного следует, что преференция участнику, предложение которого состоит из товаров, происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, применяется при рассмотрении и оценке заявок, путем снижения предложенной таким участником цены. Тем самым, данный участник получает преимущества при оценке предложений по ценовому критерию.
При этом, в случае признания данного участника победителем закупки, контракт с ним заключается по цене, которую он предложил в своей заявке.
Пунктом 1.3 Приказа N 126н предусмотрен порядок заключения контракта исключительно при проведении электронного аукциона.
Из указанного следует, что Приказ N 126н содержит различные порядки заключения контракта с победителем закупки в зависимости от выбранного заказчиком способа закупки.
Объектом закупки является поставка лекарственного препарата МНН "ВАКЦИНА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПНЕВМОКОККОВЫХ ИНФЕКЦИЙ", который включен в Перечень.
В силу пункта 1 Приказа N 126н, а также пункта 1 Постановления Правительства N 1289 на лекарственные средства, включенные в Перечень, распространяется сфера применения указанных нормативно-правовых актов, в следствии чего, Заказчиком в Извещении установлены ограничения и условия допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Постановлением Правительства РФ N1289 и Приказом N126н.
Согласно пункту 1.4 Приказа N 126н, в случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Положения настоящего подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.
Следовательно, в случае отсутствия заявок, соответствующих пункту 1.4 Приказа N126н, применению подлежат применения пунктов 1.2 и 1.3 Приказа N 126н, в зависимости от процедуры закупки (конкурс, запрос котировок, или электронный аукцион).
В силу пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 или 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок.
На участие в запросе котировок поступило две заявки, которые признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, одна из которых содержала предложение товара, страной происхождения которого является Российская Федерация (Заявка N32, ООО "Многопрофильная фирма "Формед").
Участник ООО "Фармлайн" (Заявка N29) предложил к поставке товар, страной происхождения которого является США.
Заявка, содержащая предложение товара, страной происхождения которого является иностранное государство, не являющееся участником ЕАЭС (Заявка N29, ООО "Фармлайн") не отклонена комиссией по осуществлению закупок в силу отсутствия не менее, чем двух заявок, удовлетворяющих совокупности условий, предусмотренных пунктом 1 Постановления N 1289.
Следовательно, определение победителя и, соответственно, заключение контракта по итогам запроса котировок должно быть осуществлено с применением условий допуска, предусмотренных пунктом 1.2 Приказа N 126н.
В силу пункта 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Как следует из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.12.2023 NИЗК1, предложение участника закупки, заявка которого зарегистрирована под N32 составляет 3 401 600,00 рублей, предложение участника закупки, заявка которого зарегистрирована под N29 составляет 3 043 980,00 рублей. Победителем закупки признано ООО "Фармлайн" (Заявка N29).
При этом, комиссия по осуществлению закупок при определении победителя не применила понижающий коэффициент 15% к предложенной ООО "Многопрофильная фирма "Формед" цене контракта, как это установлено п.1.2 Приказа N126н.
Так, с применением понижающего коэффициента предложение ООО "Многопрофильная фирма "Формед" составляет 2 891 360, 00 рублей, что является наименьшим в сравнении с предложением ООО "Фармлайн", следовательно, победителем закупки должен был быть выбран ООО "Многопрофильная фирма "Формед" (Заявка N32).
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о неправильном определении победителя запроса котировок и нарушении комиссией по осуществлению закупок Заказчика пп.б п.1 ч.3 ст.50 Закона о контрактной системе, п. 1.2 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При таких обстоятельствах, Комиссия Управления считает необходимым выдать комиссии по осуществлению закупок Заказчика предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
На основании вышеизложенного Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать комиссию по осуществлению закупок государственного заказчика - Министерства здравоохранения Астраханской области нарушившей требования пп.б п.1 ч.3 ст.50 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку лекарственного препарата: ВАКЦИНА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПНЕВМОКОККОВЫХ ИНФЕКЦИЙ (номер извещения: 0125200000723000096).
2. Выдать государственному заказчику - Министерству здравоохранения Астраханской области и комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку лекарственного препарата: ВАКЦИНА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПНЕВМОКОККОВЫХ ИНФЕКЦИЙ (номер извещения: 0125200000723000096).
Председатель Комиссии Балтыкова Е.М.
Члены Комиссии Умерова Р.Р.
Русскина И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 12 декабря 2023 г. N 030/10/99-1356/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2023